Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Эмиль Паин

Говоря о процессах самоорганизации населения, нельзя не затронуть вопрос о националистических движениях, которым нельзя отказать в самоорганизации - это свойство заметно отличает их от таких организованных сверху квазигражданских институтов как Общественная палат или движения «Наши», «Молодая гвардия» и др.
Так не является ли русский национализм, и националистические организации в России, своеобразной формой развития гражданского общества? Если же сегодня не является, то не может ли так случиться, что при определенных условиях на основе националистических организаций выкристаллизуются институты настоящего полноценного гражданского общества?

У националистических движений помимо самоорганизации можно найти множество других внешних признаков, которые сближают их с институтами гражданского общества.

Во-первых, они, преимущественно руководствуются не корыстными соображениями как криминальные группы, а общественными интересами в том виде, в каком они их себе представляют. Разумеется, их трактовка общественных, национальных интересов заметно отличается от той, которая принята в демократических обществах. Скажем, для националистов идеальное российское общество - это расово однородное и этнически иерархизированное образование, во главе которого стоят представители «своего» этноса (в их терминологии - «нации»). Вместе с тем по сугубо формальным признакам они общественно ориентированы.

Во-вторых, националисты все больше тяготеют к публичной, демонстративной деятельности, к публичной политике;
В-третьих, они креативны, поскольку объединены не только негативной консолидацией по принципу «против», но и деятельностью направленной на развитие своих членов. Скажем, большинство группировок скинхедов занимаются физической культурой. Почти все отечественные «наци» заняты идеологическим воспитанием своих членов. Кого-то от такой идеологии может тошнить, но формально – это форма просвещения. Некоторые из этих группировок заняты деятельностью внешне похожей на правозащиту, хотя истинным правозащитникам может не нравиться то, что они защищают таких преступников как Буданов или Квачков.

В-четвертых, это самая массовая, самая активная и самая устойчивая часть нашей современной самоорганизации. Русские молодежные националистические организации, все в большей мере консолидируются в единую сеть. Даже по официальным данным только в молодежных организациях националистического толка, объединяемых идеей «Россия для русских», сегодня состоит около 50 тысяч чел. По данным же независимых экспертов, их численность примерно вдвое больше. Если к этой категории добавить людей, поддерживающих организации по идеологии близкие к русскому национализму, то мы увидим, что сегодня эту идеологию активно поддерживают уже сотни тысяч наших сограждан. С национализмом ныне может поспорить по популярности лишь традиционализм и патриотизм. Но если присмотреться к этим идеологемам, то окажется, что это три лика одного и того же явления - негативной консолидации. Традиционализм - это фобия к новому, особенно к тому, которое приходит извне. Патриотизм – не вообще, не теоретически, не тот каким он мог бы быть, а тот какой есть в наших конкретных условиях, это - фобия к внешнему врагу. Национализм же – это фобия к врагу внутреннему, прежде всего к другим этническим группам, особенно к иммигрантским. Так что эти идеологемы не конкуренты, они поддерживают и подпитывают друг друга.
Известный социолог Николай Попов недавно провел опрос, который показал, что почти половина его респондентов считают, что в России нет партии, которая удовлетворяет их интересы, а из тех, кто хотел бы создать новую партию, подавляющее большинство видят ее как партию националистического толка. Так что потенциал у этого направления огромный.

Является ли нынешний русский национализм формой гражданского общества? Попытка ответа на этот вопрос показывает, что большинство современных подходов к определению такого общества, основанных на применении сугубо формальных индикаторов (часть из них, такие как «самоорганизация», «публичность», «социальная ориентация» и другие, я использовал) не способны отличить даже фашистские группировки от подлинных институтов гражданского общества. На мой же взгляд, большинство группировок современного российского национализма, не говоря уже об откровенных нацистах – это вовсе не теневое гражданское общество, это антитеза гражданскому обществу. Прежде всего, члены таких организаций исповедуют не гражданскую, а верноподданническую идеологию, а их главной целью является – построение государства, основанного на сегрегации этнической и социальной. Они стремятся к усилению авторитаризма и к созданию такого режима, который исключает саму возможность свободной самоорганизации граждан. В этом смысле они, безусловно, не являются частью гражданского общества.

А теперь я ставлю прямо противоположный вопрос: возможно ли в недалеком будущем превратить русский национализм в гражданское общество? Например, нельзя ли трансформировать этнический национализм в гражданский, переведя противопоставление – «мы» - «они» из этнической сферу (где «мы» – русские, «они» – чурки, черные, инородцы и т.п.) в социально-политическую? Такой национализм тоже использует ресурсы негативной консолидации, только здесь «мы» – это народ России, общество, а «они» – власть, узурпирующая наши права. Подобная трансформация наблюдалась в истории множества европейских стран, а сама технология трансформации дихотомии «мы - они» вообще универсальна. Проявлялась она и в России, вспомним знаменитый лозунг: «Превратим войну империалистическую в гражданскую». В сравнительно недавней истории России наблюдались удивительные трансформации. Скажем, в красной армии под лозунгами «Долой самодержавие!», «Долой тюрьму народов» воевали представители казачества, которые всего лишь несколькими годами раньше были оплотом трона, участвовали в этнических погромах и в репрессиях против тех, кто потом стал их командирами. То есть такого рода превращения, которые чкобы невозможны в России, в действительности, здесь уже были.
Что касается нашего времени и стихийной массы нынешних националистов, то нетрудно заметить следующее. Во-первых, идейный национализм, не говоря уже о фанатичном, характерен лишь для небольшой части (менее 10%) тех, кого чохом причисляют к русским националистам., Основная же масса людей разделяет лишь преходящие и неустойчивые ксенофобные настроения, а вовсе не идеологию национализма. Во-вторых, этнофобии зачастую являются лишь оболочкой протестных настроений и протестного поведения. В этнически однородных русских районах люди долго, могут мириться с произволом властей, и дикого, вороватого бизнеса, но стоит врагам принять облик этнически чужого («не наш начальник, не наш бизнесмен»), как мгновенно происходит консолидация людей, охваченных чувством протеста. Кондоподога это показала, да и многие другие районы это показывают. Если нет реального «этнически чужого», то его придумают. Конкретной личности придумают легендарную этническую биографию, как придумали ее Ельцину, а сейчас ее придумывают Путину.

Так вот если «отшелушить» социальные требования людей от грязи этнофобии, то под ними вскрывается вполне рациональное недовольство реальными социально-политическими проблемами. Недовольство, связанное с произволом чиновничества, с преступностью, коррупцией, дороговизной, нерегулируемой миграцией и др. Это превращенная форма протестного поведения. Огромное количество социальных движений в истории развивалось под оболочкой этнических и религиозных войн.

Вопрос - так ли непреодолим барьер, отделяющий людей от понимания, что источником произвола выступают не «понаехавшие», а местные начальники, приватизирующие власть в своих корыстных интересах? Так ли невозможно это изменить?

На мой взгляд, сегодня такие превращения мало вероятны. Назову лишь несколько тому причин.
Прежде всего, единственная сила, которая могла бы быть заинтересована в таких изменениях - либералы и демократы - как огня, боятся самого слова «национализм», также как и «традиционализм», и «патриотизм». Да и националисты воспринимают либералов и демократов как своих основных врагов, поэтому политический союз между ними пока невозможен.

На использование энергии национализма претендуют и не без основания, совсем другие силы. Поразительно, парадоксально, удивительно то, что на русский национализм делают ставку сторонники имперских проектов. В теории национализм и имперский порядок – это противоположности. И казалось бы это положение справедливо для России. Лозунг «Россия для русских!» абсолютно противоположен традиционному имперскому лозунгу «Все народы - подданные одного государя». Рост этнической подозрительности плохо сочетается со стремлением удержания народов в едином государстве. Однако разработчики новых имперских проектов не ставят перед собой задачу обоснования возможностей сколько-нибудь устойчивого функционирования империй, их задача - всего лишь мобилизовать этническое большинство в нынешних конкретных условиях и, в этом разработчики проектов построения новой империи действительно могут опереться на русский национализм и его стремление к этническому доминированию. Оно сегодня характерно и для значительной части русского насеоления, поскольку имеет компенсаторный характер и связано с недостатками участия во власти всего населения страны - не только меньшинств, но и представителей этнического большинства. Когда народ лишают возможности чувствовать себя хозяином страны, он находит утешение в стремлении почувствовать себя хозяином, хотя бы по отношению к меньшинствам. Именно на эту особенность массового сознания опираются все современные национал-экстремистские проекты возрождения имперского устройства России.

Российская власть, безусловно, сегодня дрейфует в сторону имперского национализма, однако в последнее время в рядах национал-имперской партии усиливаются позиции еще более радикального крыла, представителей которого не удовлетворяет нынешний режим, сохраняющий пусть и декоративные и сужающиеся, но все же элементы либерализма. К тому же новые имперские националисты считают нынешний режим неустойчивым. «Состояние максимальной неустойчивости постсоветского гибрида либерального и патерналистского типов государственности, отмечает .М. Юрьев, - было достигнуто еще в период позднего Ельцина...наша нынешняя псевдомодель не нравится всем, может быть, не так сильно, но зато всем». Если М.Юрьев под «всеми» понимает всех своих единомышленников, то он прав - в этих рядах недовольство нынешним режимом действительно растет и становиться массовым. Еще недавно национал-имперские активисты считали президента «своим парнем», «крутым державником», а сейчас подобные настроения угасают и вытесняются все более критической оценкой режима. Не редкостью становятся и националистические демонстрации под лозунгом: «Смерть системе».

Представители крайнего крыла имперских националистов предлагают уже не косметический ремонт прежней империи, а конструирование новой - Третьей империи. Она третья по счету после царской и советской и в подражании Третьему рейху. Новая империя, в отличие от нынешнего осколка, должна, по мнению разработчиков этого проекта, выдвинуть цель территориальной экспансии. Для когорты новых имперских националистов имперский проект – это, прежде всего, инструмент мобилизации российского общества с помощью амбициозной идеи мирового господства. Отсюда вытекает постановка заведомо утопического проекта построения новой Российской империи, значительно превосходящей по масштабах советскую – империи, простирающейся от Владивостока до Лиссабона. В последней и весьма популярной книге Юрьева Российская империя покоряет и Америку (!) Использование утопий как средства мобилизации давно известно и в этом Юрьев явно подражает отцам основателям третьей германской империи. Он и не скрывает своего восхищения перед политтехнолгическим талантом Гитлера, выдвинувшего мобилизующую идею «нового порядка» и расширения жизненного пространства нации.

Имперско-фашистские силы в нынешних условиях России не могут прийти к власти в результате демократических процедур, да они, и не заинтересованы в демократии. Мала вероятность их прорыва к власти в результате военного переворота, хотя такая возможность и обсуждается в их кругах. Зато вполне вероятно «тихое» и постепенное обновление власти и роста в ней удельного веса национал-имперских сил.

Я вовсе не считаю, что фашизация России является фатально неизбежной, но хочу лишь подчеркнуть, что нынешние тенденции в развитии русского национализма, подталкивают его скорее к фашизации к поддержке идеи установления тоталитарного режима, чем к гражданскому обществу.

И все же, силам, заинтересованным в ином направлении развитии России, в ее демократизации, в развитии гражданского общества не стоит относиться к русскому национализму только как врагу и угрозе. Нельзя забывать о массе людей, для которых он является лишь формой выражения протеста в связи с реальными проблемами нашей общественной жизни. Нельзя мириться с тем, что эти массы при бездействии демократических сил могут дрейфовать в сторону объединения с идеологизированным и организованным национал-экстремизмом.
Я убежден: если новое будет приживаться в России, в том числе и демократически новое, то только в форме чего-то привычного, традиционного, укоренившегося. В этой связи, без освоения идеи патриотизма и, отчасти, ценностей культурного традиционализма, культурной специфичности России, сегодня монополизированных националистами - никакого демократического движения быть не может.

Национально-государственная идея, которая считается какой-то частью «ультра прогрессивных» демократов устаревшей, на самом деле будет доминирующей в мире в обозримой перспективе. Мир еще долго ( а может быть и никогда) не будет жить «единым человечьим общежитием», ни форме мировой республики, ни в форме мировой империи. Это показал Европейский Союз, для большинства членов которого национально-государственная идентификация выше общеевропейской. Это, безусловно, доказывает Америка, для которой американская идентичность выше трансатлантической или западнической, а уж про остальной мир и говорить нечего. Большинство стран этого остального мира, и Россия в том числе, лишь осваивают первые ступени национально-государственной идентичности. Следовательно, задачи формирования политических наций будут у нас чрезвычайно актуальны. При этом они не разрешимы без трансформации национализма этнического в национализм гражданский. Эту задачу можно отложить, но нельзя отменить.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги