Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Загладин Н.В.

     Начать хотелось бы с известного факта, что распада СССР никто в ме-ждународном сообществе не ожидал, в том числе и среди американских ана-литиков. Поэтому, естественно, никаких долгосрочных стратегических пла-нов – как действовать в случае распада – разработано не было. Непосредст-венно после этого печального для многих события родилось два основных прогноза. Один можно назвать оптимистическим, другой – пессимистиче-ским.
     Оптимистический прогноз исходил из того, что закончилось время би-полярной конфронтации, биполярного противостояния. Оно, хотя и обеспе-чивало определенную упорядоченность в системе международных отноше-ний на протяжении нескольких десятилетий после завершения Второй миро-вой войны, все же было чревато риском ядерной конфронтации из-за перио-дически возникавших обострений отношений между двумя ведущими держа-вами мира – СССР и США - или каких-то случайных недоразумений между ними и т.д.
     В этом плане оптимистический прогноз строился на ожидании того, что теперь мировое лидерство переходит к демократическим странам, кото-рые, как известно, не воюют друг против друга, что Россия тоже вписывается в это сообщество демократических стран. Миропорядок будет основан на их тесном взаимодействии, уважении норм международного права и на их стремлении совместными усилиями решать те глобальные проблемы, кото-рые стоят перед человечеством.
     Такие ожидания и такой оптимизм непосредственно после распада СССР в определенных кругах, в том числе и в нашей стране, присутствовал.
     Другой, алармистский, прогноз заключался в том, что мир попадает в полосу однополярного лидерства Соединенных. Штатов Америки, И здесь, естественно, вспоминался и американский империализм, и выдвигались опа-сения, что мир, управляемый Соединенными Штатами, едва ли будет осо-бенно прочным и стабильным.
     Но реальность оказалась, по-моему, намного хуже (хотя, может быть,  участники дискуссии с этим не согласятся) самых скверных прогнозов. Дело в том, что Соединенные Штаты действововали, исходя из того, что они яв-ляются победителем в «холодной войне». Считали, что задача № 1, которая перед ними стоит, - это укрепить американское мировое лидерство. И задача № 2 – это начать принимать на себя все большее бремя ответственности за глобальную стабильность, за интересы американской и на втором плане – международной безопасности.
     Первое направление действий обеспечивалось за счет экономических и военно-политических решений. Экономический уровень предусматривал экспансию США в сферу интересов американских союзников, за счет одно-сторонних таможенных войн, которые США вели против них. В военно-политическом – за счет расширения системы блоков, которую США, как они считали, достаточно надежно контролируют, особенно НАТО.
     И первое и второе направления действий вызвали недовольство у большинства стран мира, желание отстаивать свои интересы.
     Другой вопрос, что какой-либо единой антиамериканской коалиции, в условиях, когда даже у ближайших союзников США многие их действия вы-зывали недовольство, сложиться не могло. Слишком различными были инте-ресы ведущих участников международного сообщества, их позиции  оказа-лись ущемлены в неодинаковой степени.
     Максимум, что можно было констатировать: европейские страны ино-гда напоминали о своих интересах и своей специфической точке зрения по отдельным вопросам; Китай постепенно дистанцировался от остального ме-ждународного сообщества и активно развивался собственным путем, стара-ясь ни с кем явно не конфликтовать; Россия, особенно после 2000 года, когда стали укрепляться ее позиции, начала более уверенно отстаивать свой взгляд на происходящие на международной арене события.
     Всё это не вызывало особых сложностей. Можно считать, что в Ва-шингтоне очень неплохо просчитали свою стратегию, поскольку единого ан-тиамериканского фронта не сложилось, и лидерство США, в общем-то, ве-дущие страны мира более или менее (многих – менее, чем более) устраивало.
     Но здесь возник достаточно сложный нюанс. Дело в том, что Соеди-ненные Штаты начали действовать в одностороннем порядке. Достаточно вспомнить их действия в Югославии, потом операцию, проведенную против Ирака вопреки Уставу ООН и вопреки мнению многих государств мира. По сути дела, США расшатали основы международно-правовой системы, кото-рая худо-бедно обеспечивала международную стабильность. И что может быть еще хуже – Соединенные Штаты умудрились продемонстрировать миру свою слабость, а именно неспособность выступать в роли мирового лидера №1. Они взяли на себя задачи, решение которых им просто не по плечу.
     Достаточно посмотреть на нерешенную ситуацию с Косово, на возрас-тающий хаос в Ираке и в  Афганистане. Везде, куда приходили американцы и их союзники, ситуация ухудшалась, а не улучшалась.
     И здесь уже возникает следующий уровень проблем или угроз. Многие ученые называли складывающуюся ситуацию новым мировым беспорядком, в частности, Ж. Аттали об этом писал еще в конце прошлого века. В 2000 го-ду у меня была об этом статья в журнале МЭиМО. С. Хантингтон – доста-точно серьезный аналитик – говорил о том, что в мире сложилась непонятная ситуация: то ли однополярная многополярность то ли многополярная одно-полярность. То есть не получилось ни многополярности, ни однополярности, а возникла хаотическая ситуация.
     Что из этого следует? В условиях ослабления международных институ-тов, падения влияния норм международного права и неспособности США проецировать свою силу на многие районы мира, начинается подъем регио-нальных сверхдержав. Они вполне закономерно используют возникающий вакуум для усиления своего влияния.
     К этим региональным супердержавам я отношу в первую очередь Иран, Венесуэлу, Бразилию в какой-то мере Южную Африку и ряд других государств. Они используют для упрочения своих позиций свою экономиче-скую мощь и нефтяной фактор. Они пытаются создать себе дополнительные гарантии обеспечения безопасности, в том числе и за счет создания оружия массового поражения (ОМП). В итоге нарушается система предотвращения его распространения, и, более того, возникает весьма серьезный риск того, что оно окажется в руках международных террористов. Последствия этого могут быть крайне неблагоприятными.
     Все системы сдерживания агрессора от нападения основывались на не-отвратимости возмездия. Но возмездие может быть направлено только про-тив определенной страны, ее территории, военных объектов, городов и насе-ления. У такой сетевой структуры, как современный международный терро-ризм, нет ни городов, ни территорий, ни населения. Их военные объекты – как показала операция США в Афганистане в принципе, могут быть выявле-ны и уничтожены – но, скорее всего, их базовые структуры и лидеров просто заблаговременно эвакуируют в другие страны, создав видимость уничтоже-ния. 
     Как утверждается и, вероятно, обосновано, ядерное оружие ведущих держав достаточно надежно хранится и использовать его, получить коды доступа к нему практически невозможно. Ни российский, ни американский, ни китайский арсеналы не могут попасть в руки террористов. Но трудно ска-зать, как обстоят дела с оружием Пакистана, Индии, Северной Кореи, а в бу-дущем, возможно, Ирана и других государств. Поскольку системы защиты от террористов или от несанкционированного захвата и использования очень дорогостоящи, то едва ли эти страны, которые явно стараются экономить и создавать дешевые бомбы, могут гарантированно обеспечить сохранность своего ОМП.
     Фактически, человечество оказывается в геостратегическом тупике в ситуации, когда все системы «сдерживания» утрачивают функциональность. У террористов наверняка существует стимул реально применять ОМП, если оно окажется в их руках. Между прочим, в организацию «Международный фронт борьбы против Америки и иудеев», как ее называют в исламском ми-ре, входит группа ученых-ядерщиков из Пакистана. И в эту же структуру входит знаменитая «Аль-Каэда».
     Так что фактически у международного терроризма уже есть и интел-лектуальный и, очевидно, материальный потенциал для разработки ядерного оружия, радиологического оружия, или иных средств массового уничтоже-ния.
     Вывод отсюда следует весьма неприятный. В условиях глобализации, открытости большинства стран мира, установить жесткий контроль над каж-дым гражданином, который может быть потенциально опасен или связан с международным терроризмом в общем-то, пока невозможно. Единственный выход, который намечается, - это создание системы глобальной слежки, гло-бального контроля, многократное расширение полномочий полицейских служб, внедрение своего рода электронного тоталитаризма. По сути дела, это приведет к тому, что ведущие страны мира окажутся вынуждены во имя пре-дотвращения террористических актов на своей территории с использованием ОМП, пойти если не на полный отказ от демократии, то на очень существен-ное ее свертывание.
     Альтернатива в виде создания некоей системы коллективной безопас-ности, о которой здесь упоминалось, не представляется мне на данном этапе развития мирового сообщества достаточно реалистической. Мы знаем, что Китай предпочитает не принимать на себя жестких обязательств. Соединен-ные Штаты, пока еще нынешний президент у власти, тоже не собираются от-казываться, на мой взгляд, достаточно амбициозной политики. Что будет дальше – сказать трудно.
     Да и у России, наверное, не так уж много оснований рассчитывать на то, что ее интересы безопасности будут учитываться в полном объеме, осо-бенно исходя из того, что очень многие страны Запада рассматривают, кон-фликтную ситуацию на Северном Кавказе не как проявление международно-го терроризма, а как подавление воли народов к свободе. Хотя конечно, грань здесь провести очень трудно.
     Иначе говоря, слишком много разногласий, чтобы серьезно рассчиты-вать на какие-то коллективные согласованные действия. Это уже очень на-глядно показали проблемы, возникшие у постоянных членов Совета Безопас-ности ООН по поводу выработки единой позиции в отношении Ирана, хотя, на первый взгляд, ситуация кажется вполне понятной. Однако, желания идти на компромиссы – даже минимальные - друг с другом члены Совбеза долгое время не проявляли. К чему приводят попытки создать систему коллективной безопасности странами, которые не доверяют друг другу и мало считаются с интересами партнеров, наглядно показала предыстория второй мировой вой-ны. Возникает иллюзия, что безопасность легко, может быть обеспечена. А это порождает беззаботность в отношении возникающих эвентуальных угроз. Внезапное превращение эвентуальной угрозы в реальную, может застать уча-стников созданной чисто формально системы безопасности врасплох, заста-вить их действовать по принципу – «спасайся, кто и как может» - что естест-венно развязывает руки агрессору.  
     Сотрудничество в борьбе с международным терроризмом, конечно, возможно на уровне отдельных частных акций, согласованных мероприятий, поиска отдельных лидеров террористов и совместных операций. Но ожидать, что будет создана какая-то глобальная система, решающая ту ситуацию гео-политического и геостратегического кризиса, перед лицом которой оказался современный мир, пока что очень трудно.
     Так что позитивных прогнозов я не делаю. Скорее, в ближайшие годы возможно ухудшение ситуации. Вероятно, ведущим странам мира предстоит пережить новые катаклизмы – даже более масштабные, чем события 11 сен-тября 2001 г. – чтобы прийти к пониманию необходимости единых действий во имя защиты цивилизации. Спасибо за внимание.
 


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги