Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Будрайскис И.Б.

     Я, наверное, единственный представитель социалистического движения вообще в этой аудитории. Я очень коротко хотел сказать о том, чем меня поразила сегодняшняя дискуссия. Она меня потрясла прежде всего огромным количеством спекуляций с общими понятиями, оперированием какими-то дурными аналогиями, связанными с жонглированием понятиями цивилизации, русского духа, национального самосознания, империи, идеологической империи  и т.п.
     Причем, если говорить о тех подходах, которые звучат и в этой, и в других аудиториях относительно причин распада Советского Союза, то, наверное, сама эта тема представляют собой одно из самых больших полей для исторических спекуляций сегодня. Скажем, упомянутая книга Егора Гайдара о гибели советской империи. На чем она построена? На том, что есть некие закономерности, которые связаны с гибелью всех империй в истории. Предположим, у всех империй есть такое одно общее свойство, что они обладают большими территориями и их населяют народы, говорящие на разных языках.
     Давайте на этой основе попробуем вывести определенные закономерности их развития. Сначала этих народов мало, территории большие. Потом народов становится больше, территории не увеличиваются, и империи распадаются. Разумеется, Советский Союз подходит под это определение империи. Он тоже являлся большой страной и в нем жили разные народы.
     На мой взгляд, все это совершенно не значит, что мы имеем право на серьезные рассуждения о подобных закономерностях. Мы не имеем право также на рассуждения о какой-то инерции православного духа в отношении этих процессов на советском и постсоветском пространстве. 
     Можно привести аналогию с Германией, где перевод Лютером на немецкий язык Библии также был своего рода национализацией религии, что впоследствии привело к отождествлению национализации религии с национальной немецкой идеей и породило фашизм. Вот обоснование теории о том, фашизм и коммунизм - близнецы-братья. Коммунизм родился из православия, нацизм родился из лютеранства. 
     Красивое это объяснение? В принципе да. Сходится все? Да, действительно все сходится. Так ли это было на самом деле? Абсолютно никакого отношения к реальности это не имеет.
     Реплика (Ю.Афанасьев). Это Вы выдумали?
     Будрайтскис И.Б. Я просто показал, как можно продолжить творчески развить эту аналогию. Мне кажется, что искушение подобного продолжения в таком контексте обсуждения существует.
     И, наконец, то, что я хотел сказать, кратко. Мне кажется, что вообще в разговоре о наследии Советского Союза, о том, возможен ли разрыв с советским прошлым, необходимо понимать, что та история, которую пережил Советский Союз на протяжении ХХ века, была результатом абсолютно уникальных исторических условий. Революция 17-го года, которая состоялась в нашей стране, как бы вы к ней ни относились и вообще как бы к ней ни относились сегодня в обществе, была поворотным, ключевым событием не только русской, но и мировой истории. Это событие предопределило во многом и те процессы, которые произошли с нашей страной в конце ХХ века.
     Русская революция не предопределила дальнейшего развития, как здесь говорилось, Советского Союза как реинкарнации Российской империи. С этим абсолютно не согласен. Революция предопределила развитие России в абсолютном тотальном отрицании того наследия, которое было оставлено Российской империей как в политическом, экономическом плане, и в национальной политике. Никто, наверное, не станет отрицать, что те основы, на которых был создан Советский Союз в 22-м году, не имели абсолютно ничего общего с той политикой национального подавления, которая осуществлялась в Российской империи.
     Следующий очень важный тезис, который заключается в том, что советское общество на протяжении всего своего существования было обществом, основанным на главном противоречии. Оно заключалось в противоречии между той экономической основой, которая была заложена революцией 17-го года, и политической надстройкой, системой политических институтов, которая в этом обществе существовала.
     Речь идет о том, что, несмотря на то, что экономические основы Советского Союза были заложены революцией, осуществленной массами, политическая надстройка Советского Союза была надстройкой недемократической, всегда была надстройкой бюрократической и находилась прямом противоречии с основой советского государства.
     Я хотел бы дать очень короткую цитату из одного автора, который, наверное, в советское время являлся самым табуированным политиком и теоретиком предыдущей эпохи. Речь идет о Льве Троцком. Когда Троцкий писал о советской бюрократии, он дал очень важное пояснение своей позиции. «Советская бюрократия, - писал он, - экспроприировала пролетариат политически, чтобы своими методами охранять его социальные завоевания. Но самый факт присвоения ею политической власти в стране, где важнейшие средства производства сосредоточены в руках государства, создает новые, еще небывалые взаимоотношения между бюрократией и богатствами нации. Средства производства принадлежат государству, но государство как бы принадлежит бюрократии. Если бы эти, совсем еще свежие отношения упрочились, вошли в норму, легализовались при сопротивлении или без сопротивления трудящихся, то это, в конце концов, привели бы к полной ликвидации социальных завоеваний революции».
     И далее: «Крушение советского режима неминуемо привело бы к крушению планового хозяйства, тем самым к упразднению государственной собственности. Принудительная связь между трестами и заводами внутри трестов распалась бы. Наиболее преуспевающие предприятия поспешили бы выйти на самостоятельную дорогу. Они могли бы превратиться в акционерные компании или найти другую переходную форму собственности, например, с участием рабочих в прибылях». Вспомним модель приватизации…
     Здравомыслова О.М. Извините, я Вас должна прервать. Вы нас уже увели немножко в сторону. Вы начали по теме, а увели…
     Будрайтскис И.Б. Я абсолютно говорю по теме. Я прошу одну минуту для того, чтобы завершить свою мысль. Вопрос поставлен каким образом? Произошел ли разрыв с советским прошлым? Я хотел бы сказать, что разрыв с советским прошлым произошел именно в отношении разрыва с теми социальными завоеваниями, которые существовали в Советском Союзе. Но то, где не произошло никакого «разрыва» с советским прошлым, - это всевластие государственной бюрократии, породившей органически связанный  с  ней новый класс собственников. 
     Напоследок я хотел сказать о том, что на меня потрясающее впечатление произвел рассказ господина Бурлацкого, когда он говорил о том, как он сидел с Андроповым и обсуждал с ним вопрос: что сначала «давать народу» – экономические или политические свободы. И вот после этого рассказа аудитория употребляет местоимение «мы»: «мы должны стать определяющей страной на постсоветском пространстве» и т.п.
     У меня встает перед глазами эта картина: сидят два человека за чаем и обсуждают: «будем мы мировой империей? Нет, нам сейчас это не подходит, у нас цивилизационный кризис».
     Я хочу сказать, что подлинный разрыв с этим сталинистским прошлым возможен только тогда, когда местоимение «мы» будет означать  не кампанию солидных друзей, обсуждающих в просторных кабинетах судьбы страны и ее народа, но принципиально иной субъект. Разрыв произойдет тогда, когда  трудящиеся, массы станут подлинным участником исторических событий. Спасибо.
 


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги