Шакин С.В.
Шакин С.В. В силу того, что дискуссия получила такое развитие, мне бы хотелось сделать, буквально, несколько ремарок. Может быть, если быть точнее, озвучить постановочные вопросы для тех, кто так активно только что дискутировал.
Когда мы говорим о рынке, о том, что государство является, скажем, исполнителем некоторых законов, которые это же государство, только в другом своем качестве, придумывает, мы забываем, что то же самое государство имеет и другое лицо, а именно, является не только дирижером, не только судьей, но и игроком на рынке. А скажите, пожалуйста, кем, например, является Центробанк, который скупает на рынке избыточную валюту? Государство начинает действовать, как игрок на рынке, в то же время, оказывая воздействие на макроэкономические показатели в интересах реализации своих целей, например, стабилизации валютного курса, сдерживания уровня инфляции и т.п.
Здесь была ремарка по поводу того, что некоторые умники-бизнесмены саморегулируются. Во-первых, умники-бизнесмены с апломбом о многом говорят и многое высказывают, при этом преследуя свои весьма узкие, прагматичные, нередко сиюминутные цели и интересы, а не долгосрочные интересы экономики страны и, тем более, общества. Не принято говорить фамилии, но, поскольку сейчас человек переехал в другое государство и носит ту же самую фамилию Бендукидзе, то он, например, с пеной у рта настаивал на отмене валютного регулирования и, в частности, обязательной продажи валютной выручки. Он выступал за существенное снижение норматива обязательной продажи валютной выручки. Причем, говорил, что это никоим образом не влияет на макроэкономические показатели, обосновывал интересами развития экономики России.
Речь-то, оказывается (когда он уехал в свою Грузию, то это стало понятно), шла о том, чтобы убрать ограничения по обязательной продаже валютной выручки, минимизировать издержки по транзакциям и трансграничным валютным операциям для себя. В конечном итоге, кончилось тем, что Каха Бендукидзе 70 миллионов долларов увел за границу, обналичив свой бизнес, и переехал в Грузию.
Поэтому эти все маневры бизнеса понятны. Бизнес может быть прагматичным, диалектичным, маневренным и подстраивается под те правила, под те законы, которые, собственно, формулируют государство как законодатель, как регулятор.
А вот когда государство проявляет себя как собственник неких активов, то оно и находит свое место в рынке в качестве игрока.
Поэтому вроде, если с этой позиции посмотришь, то одно лицо государства видно, а, если с другой стороны проанализировать – другое лицо государства проглядывается, другая его функция.
Мне, например, лицо государства как игрока на рынке, как собственника видно достаточно отчетливо. Другой вопрос: ответственный и эффективный ли это собственник государство, когда оно управляет своими активами?
Нередко наши либералы возводят в абсолют показатели эффективности управления государством своими активами и денежными средствами в условиях рынка, обосновывая этим априори недееспособность государства как игрока на рынке, при этом забывая, что в некоторых случаях, государство просто обязано, учитывая общественный совокупный интерес, сознательно отказываться от прибылей и рыночной экономической выгоды (наука, искусство). Действительно, тут уже оно идет на издержки и упущенную выгоду под влиянием общественного мнения, интересов общества. Например, оно может актив не по спекулятивной цене продать, или продавать бензин, который ему принадлежит не по высокой рыночной цене, а по той цене, при которой наш сельхозпроизводитель выживет, может идти сознательно на издержки, допустим, кредитуя образование и науку по ставкам ниже, чем может предложить рынок?
Медведев В.А. Я думаю, что против этого никто не будет возражать, потому что если речь идет об отраслях, предприятиях, корпорациях, основным владельцем акций которых является государство, оно, конечно, должно блюсти рыночные законы.
Шакин С.В. Я хочу одно добавить. Как раз мне симпатична та позиция наших ученых, которые говорят: для эффективного управления госактивами в условиях рыночной экономики нужно эту функцию государства, как собственника, вынести из правительства и министерств, создать государственную управляющую компанию, которая бы действовала в качестве реального игрока на рынке и руководствовалась бы только экономическими критериями, такими как эффективность, капитализация, чистая стоимость, прибыль, выгода и т.п. А правительство и министерства с ведомствами выполняли бы тогда функции только регулирования и контроля, субсидируя процентные ставки, датируя, где это необходимо, и финансируя на невозвратной основе фундаментальную науку, образование, искусство, в интересах развития общества, не вдаваясь в дискуссии о рыночной эффективности в данных областях.
Реплика. Государство как собственник нанимает менеджеров, управляющих его активами в рыночном режиме.