Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Красин Ю.А.

Красин Ю.А. В докладе поставлена и убедительно доказывается очень правильная идея, которая завоевывает свое место в научной литературе, в том числе и в зарубежной. Суть этой идеи в том, что в современном обществе нельзя решать проблему доходов, полагаясь только на рыночные механизмы и коммерциализацию всех сфер общественной жизни. В политике доходов очень большую и постоянно возрастающую роль играет государство. В какой-то мере в этом заключается смысл существования государства. Ведь что такое государство? Это общественный институт, который возник из потребности артикулировать некий общий интерес конкретного исторически сложившегося национального сообщества, плюралистического по составу и интересам. В этом состоит предназначение и историческое оправдание существования государства как института, призванного формировать общенациональный публичный интерес из неисчерпаемого многообразия реально существующих в любом обществе частных интересов.
     В отличие от государства институты гражданского общества всегда базируются на основе групповых и частных интересов. Поэтому, кстати говоря, гражданское общество не в состоянии брать на себя и выполнять властные функции. Оно не может этого делать именно в силу своей плюралистичности. Государство же должно из всей совокупности частных интересов сублимировать общенациональный интерес и обеспечить единство воли в разработке и проведении публичной политики, основанной на этом интересе. Конечно, так должно происходить в идеале; на практике государство всегда испытывает давление со стороны наиболее сильных групп интересов. Поэтому «чистой» сублимации общенационального интереса не бывает; он формируется через столкновение частных интересов, компромиссы, социальные пакты и соглашения с применением различных форм принуждения и прессинга. Но при этом государство остается главным институциональным механизмом формирования публичной политики от имени общества.
     Из сказанного вытекает непреложный вывод: в современном сложном обществе, где частное и публичное тесно переплетены, а часто и неразделимы, государство не может не присутствовать во всех сферах общественной жизни и прежде всего в социальной сфере. В прошлый раз я ссылался на статью известного американского либерального теоретика Роберта Даля, написанную в первоначальном варианте еще в 1977 году. Автор остро ставит вопрос о необходимости ограничения священного права частной собственности в отношении крупных корпораций, деятельность которых приобретает общественный характер и прямо затрагивает публичные интересы. Государство и общество не могут допускать, чтобы эта деятельность определялась эгоистическими частными интересами владельцев акций. Этот вопрос встает в повестку дня государственной публичной политики и становится предметом публичного обсуждения организациями гражданского общества.
     Проблема эта живо раскрывается в художественной форме в романе Артура Хэйли “Overpower. Действие происходит в Америке. Энергетическая корпорация собирается построить электростанцию в штате Калифорния. В свойственной ему манере, вникая во все детали социальных и финансовых хитросплетений, писатель показывает, как частный интерес корпорации в получении высоких прибылей наталкивается на общественные интересы разных уровней и становится предметом публичной политики государства.
     Очевидно, что политика доходов крупных корпораций, непосредственно затрагивающая публичную сферу общественной жизни, не может быть отдана на откуп самим корпорациям. Политика доходов, в том числе вопрос об их равенстве-неравенстве, должен решаться в треугольник - государство, рынок, гражданское общество. Только в их взаимодействии может быть найден некий оптимальный для данного времени баланс публичного и частного и соответственно выработана справедливая публичная политика в социальной сфере.
Реплика. Политика трипартизма уже действует во многих странах.
Красин Ю.А. Трипартизм означает взаимодействие государства, бизнеса и профсоюзов. Я же говорю о более широком взаимодействии государства и рынка с гражданским обществом. Профсоюзы – это только один элемент гражданского общества. При этом очень важно, чтобы в процессе переговоров государство выступало как носитель публичного интереса, а не как субъект рыночных отношений. В докладе правильно подчеркивается, что нельзя переносить теорию фирм на государство, рассматривая его в качестве «большой корпорации». Тогда рынок предстает не как одна из вершин треугольник, а как весь треугольник, и разговор, следовательно, не выходит за пределы рыночных отношений и чисто коммерческих механизмов рассмотрения проблемы равенства-неравенства доходов. Все-таки государство не просто один из игроков на рынке, а субъект публичной политики, роль которого определяется, с одной стороны, тем, что он устанавливает правила игры на экономическом поле, а с другой, выражает и отстаивает публичный интерес, часто выходящий далеко за пределы рынка и рыночного мышления.
    Другое дело, - я уже упоминал об этом, - что адекватное выражение государством публичного интереса - это идеал. А на практике государство не может полностью освободиться от давления наиболее мощных групп частных и групповых интересов, в том числе и в самом государственном аппарате. В 90-е годы у нас сложилась ситуация, в которой само государство стало объектом приватизации различных клановых интересов. Достаточно напомнить, какую роль сыграли олигархические группы в президентской избирательной кампании 1996 года.
     Но эти перипетии реального исторического процесса гигантских трансформаций российского общества ни в коей мере не ставят под сомнение подходов к проблеме неравенства, намеченных в докладе. Мне даже кажется, что можно было бы сильнее подчеркнуть вывод об ограниченности экономических механизмов в решении этой проблемы. Публичная политика в этой сфере должна строиться на более широком фундаменте.
     Полагаю также, что нуждается в более глубоком анализе сложный вопрос о соотношении публичного и частного. Тут тоже существуют свои механизмы, изучаемые, в частности, социологами. На всемирном конгрессе политологов в Дурбане в 2003году состоялась интересная дискуссия о механизмах аккумуляции в публичную политику таких групп частных интересов, которые по разным причинам выпадают из публичной сферы, поскольку не артикулируются на политическом уровне. Думаю в нынешнем российском обществе таких групп интересов, игнорируемых или не замечаемых правящей элитой, предостаточно.
     В дебатах на конгрессе рассматривались два типа моделей аккумуляции интересов социальных групп, ускользающих от внимания власти при формировании публичной политики. Один тип – через систему сетевых связей гражданского общества, втягивающую эти интересы в публичную сферу и вынуждающую власть принять их к сведению. Второй тип модели – создание в самой системе государственной власти специальной структуры, выполняющей функцию изучения существующих в обществе групп интересов, не артикулированных или слабо артикулированных в публичной сфере. На основе такого изучения соответствующий комитет или комиссия вносит в правительство предложения о том, как учесть эти интересы в публичную политику власти.
     В ходе дискуссии на конгрессе некоторые политологи высказались за соединение этих двух подходов в рамках комбинированной модели вовлечения разнообразных групп интересов в процесс формирования публичной политики в социальной сфере. Я думаю, что в российском обществе, где новая социальная структура еще не сложилась и пока остается аморфной и неустойчивой, образование таких общественных и государственных структур, вовлекающих максимально широкий спектр интересов в публичную сферу и публичную политику, очень важно. Иначе власть постоянно будет сталкиваться с неприятными неожиданностями, как это произошло в случае с монетизацией. Группы интересов, оказавшиеся за бортом публичной политики, будут заявлять о себе в непредвидимых властью формах, создавая напряжения в социально-политической жизни общества.
     Я согласен с А.Я. Рубинштейном, что в определении понятия «нормальное неравенство» в докладе имеют место противоречия и непоследовательность. Не могу, однако, согласиться с тем, что это понятие должно рассматриваться как чисто нормативное. Конечно, нормативный аспект здесь присутствует. Об этом говорит сам термин «нормальное». Представления людей о «нормальном неравенстве», безусловно, соотносятся с социокультурными традициями, с присущими тому или иному обществу взглядами на справедливость и несправедливость, с доминирующими нравственными и правовыми воззрениями и т.д. Тем не менее, существуют  и некие технологические параметры, за пределами которых неравенство начинает подрывать социальные устои общества и тормозить его экономическое развитие. Эти параметры вполне объективны, измеримы и подтверждены накопленным международным опытом.
     С этой точки зрения, мне даже больше нравится приведенная в докладе формулировка «социально оправданное неравенство», нежели «нормальное неравенство». Я бы, пожалуй, сказал: «экономически и социально оправданное неравенство».
     Стремясь определить объективные критерии «нормального неравенства», автор доклада, по-моему, абсолютно правильно ориентируется на инновационное общество. Другими словами, задача состоит в том, чтобы установить тот уровень неравенства, который работает в пользу развертывания богатства человеческого капитала и социального капитала. А.Я.Рубинштейн иронически заметил, что в докладе предлагается новая утопия – «новый коммунизм». Идеал действительно недостижим. Но стратегическое целеполагание для трансформирующегося общества необходимо.
Медведев В.А. Помните, как иронизировали в прежние времена о горизонтах коммунизма: мы к ним приближаемся, а они отдаляются.
Красин Ю.А. Определяя «нормальное неравенство» через воздействие неравенства на экономическое развитие, автор употребляет слово «максимальное». Максимальное – это как раз идеал, к которому надо стремиться. Когда же стоит задача найти грань между «нормальным» и «избыточным» неравенством, мне кажется, правильнее установить не максимальные, а допустимые пределы Собственно эта задача и решается в книге А.Шевякова и А.Кируты.
     Хочу обозначить еще несколько замечаний. Автор утверждает, что в условиях приоритета денежных ресурсов социальный отбор кадров превращается в отбор худших. Точнее было бы сказать, что такая система не обеспечивает отбор лучших.
     Насчет приобретения недвижимости, в частности, покупки квартир. Автор имеет в виду главным образом богатых, которые вкладывают в недвижимость капиталы. Одно время предполагалось ввести повышенный налог на дополнительные квартиры. Социологи с этим вопросом разбирались и выяснили, что не только богатые, но и представители так называемого среднего класса и даже люди совсем не богатые в массовом порядке приобретают вторые квартиры, усматривая в этом единственный способ сохранения своих накоплений. Если бы закон о повышенных налогах на эту недвижимость был принят, то он, ударил бы в первую очередь не по богатым, а по людям среднего достатка.
Шевяков А.Ю. Этот пассаж относится к типичному нашему стремлению найти одно решение, которое решит все проблемы.
Красин Ю.А. И последнее замечание. Автор пишет о двух видах социального напряжения, порождаемого неравенством: негативном, вызывающем эффект тяжелой депрессии, и позитивном, способствующем экономическому росту и активизации человеческого капитала.
     Я согласен с автором и считаю такое деление очень важным для понимания последствий социального неравенства. Хочу лишь сказать о проявлениях негативного напряжения. Существует мифическое представление о том, что тяжелая депрессия ведет к социальному взрыву. Рост протестных настроений, мол, рано или поздно выльется в социальный взрыв. Но надо иметь в виду, что протестные настроения не обязательно ведут к взрыву. При нынешней политической апатии большинства населения такой исход маловероятен. Но существует другая форма выражения массового народного протеста, которая не менее страшна, чем тот бунт кровавый и бессмысленный, о котором говорил поэт.
Реплика. Средняя продолжительность жизни падает.
Красин Ю.А. Совершенно верно. Каждый год численность населения убывает на 700 тысяч. Происходит рост алкоголизма, наркомании, суицида и т.д. Уставшее от радикальных экспериментов, жестокого эгоизма правящей элиты и безысходной бедности общество начинает протестовать в своеобразной эскапистско-жертвеннической форме, уходя от политики и легко расставаясь с жизнью, обесцененной масштабами социальной нищеты и несправедливости. Трагизм этой формы социального протеста усугубляется тем, что он не посягает непосредственно на благополучие и гламурный образ жизни элиты, создавая благодушную иллюзию спокойствия, стабильности и безопасности.
Медведев В.А. Спасибо. Дмитрий Евгеньевич Сорокин, пожалуйста.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги