Перегудов С.П.
Перегудов С.П. Я должен сказать, что и в докладе, который я прочитал, и в том, что сказал Алексей Юрьевич, - вопрос ставится немножко шире, чем просто о доходах. Мне кажется, что определенная мотивация для такого рода более широкой постановки вопроса есть, и такой подход оправдан. Потому что если мы будем говорить просто о перераспределении доходов, то мы очень многих важных вещей даже не заметим. Я имею в виду прежде всего такие моменты, которые определяют качественные параметры общественных отношений.
Именно об этом идет речь, когда констатируется, что в России продолжает снижаться средний уровень человеческого и социального капитала. Это очень важная формулировка. И речь здесь идет не просто о перераспределении собственности. На первый план выходит состояние сферы услуг. Я внимательно читал доклад и то, что в нем много сказано именно об этом, о том, как влияет неравенство на сферу социальных услуг и в каком положении эта система социальных услуг связана с развитием промышленности, с экономикой – все это крайне важно. Вот Юрий Андреевич обратил внимание на таблицу, в которой показано снижение неравенства в промышленности. Действительно, это очень интересная таблица. Если бы такого рода тренд определял всё состояние нашей социально-экономической сферы, то шло бы нормально. На самом же деле получается растущий разрыв между тем неравенством, которое есть в сфере социальных услуг и которое во многом определяет качественное состояние общества, и тем положением дел, которое наметилось в некоторых отраслях нашей промышленности.
Я мог бы еще сказать о целом ряде вещей, которые мне в докладе показались интересными, но поскольку время ограничено, я тоже ограничусь одной темой, которая, с моей точки зрения, имеет большое значение и которая, как я себе представляю, требует определенной коррекции.
Я имею в виду чересчур такое жесткое противопоставление государства и бизнеса, в том, как определяется их роль в сфере социальных услуг. Вы, Алексей Юрьевич, в своем устном выступлении также сказали, что государство должно отвечать за эту сферу и что она должна (из логики ваших рассуждений) финансироваться за счет того, что государство получает через налоги, через эту систему перераспределения и т.д. Так что прямое участие бизнеса в развитии этой сферы вроде бы не должно иметь места.
Я бы хотел с этим немножко поспорить и сослаться вначале на опыт той страны, которая мне хорошо известна, а именно Великобритании, где как раз происходит существенная коммерсализация социальных услуг. Это происходит в таких сферах, как здравоохранение (не буду на этом останавливаться), и что особенно интересно – в образовании. Причем бизнес участвует не только в финансировании, но и в самом определении стратегии развития этой сферы. В школьном образовании существуют 47 советов переподготовки, профподготовки в рамках школьного образования. Я вчера смотрел специальную литературу, из которой следует, что это участие идет по нарастающей.
В упомянутых советах задействованы и местные органы власти и бизнес. Таким образом, школьное образование получает прямую подпитку и со стороны бизнесе. И не только подпитку в плане того, что бизнес участвует в определении профориентации и т.п., но и в плане чисто материальном.
Дальше. Существуют колледжи продвинутого образования послешкольного. И эти колледжи находятся под управлением одновременно и бизнеса, и структур местного или регионального самоуправления.
То же самое относится к центрам переподготовки кадров. Таких центров в стране насчитывается 72, в целом же на совместной основе бизнес и государство обеспечивают переподготовку примерно 90 процентов персонала.
Эти примеры говорят о том, что бизнес может, и может достаточно эффективно вкладывать не только свои средства, но и свои знания, свое умение и свои технологии в образовательный процесс. Я уже не говорю об иниверситетском образовании, где взаимодействие бизнеса и государства, особенно в СМИ, серьезно влияет на количество и качество интеллектуального капитала. Мне кажется, что когда мы говорим о неравенстве в сфере социальных услуг, мы не можем и в России игнорировать этот факт.
Я недавно прочитал довольно интересную статью, где приводятся факты, свидетельствующие о взаимодействии бизнеса и государства в сфере подготовки кадров в России.
Медведев В.А. Сергей Петрович, Вы не особенно увлекайтесь этой темой, чтобы не забегать вперед. Будет Ваш доклад и специальное обсуждение этих вопросов.
Перегудов С.П. Но то, о чем я сейчас говорю, это не совсем социальная ответственность бизнеса, точнее – не только социальная ответственность.
Шевяков А.Ю. Хочу сказать, что Вы напрасно доказываете то, с чем я полностью согласен. Просто в докладе я не говорю об этом.
Перегудов С.П. Я все же хочу сказать, что в российских условиях роль бизнеса в развитии сферы социальных услуг крайне важна, и в статье, о которой я упоминаю и которая принадлежит одному из ведущих специалистов в правительстве, который занимается стратегическими вопросами, связанными с планированием в этой сфере, говорится не просто об определенных шагах, которые наметились в этой области, но и о весьма интересных планах, которые здесь намечаются.
Мне кажется, что все это весьма важно. И поскольку вы с этим согласны, Алексей Юрьевич, наверное, это как-то нужно отразить к тексте.
Шевяков А.Ю. Если можно, я отвечу одной фразой. Государство сейчас так расставляет приоритеты, что профессор (я уж не говорю о воспитателе детского сада или учителе) получает ниже уборщицы на фирме. Вот это не порядок
Рубинштейн А.Я. И это роль государства, конечно.
Шевяков А.Ю. И роль государства, конечно. Никакая фирма этого не исправит. Это должно заботить государство. А дальше уже бизнес.
Медведев В.А. Слово предоставляется Красину Юрию Андреевичу.