В.Р.ШмидтЗдравомыслова О.М. Мы уже задерживаемся. Но у нас есть еще одно небольшое выступление о молодежи - «О массовой культуре современной молодежи». Я предоставляю слово Виктории Шмидт – декану факультета социальной работы Московской высшей школы социально-экономических наук. Шмидт В.Р. На самом деле, когда я слушала выступления, у меня рождалось много всяких добавлений к своему. Я хотела бы сказать, что по роду своей работы я учу не очень молодых людей, а достаточно взрослых, но тех, которые вынуждены меняться и которые оказываются в роли молодых специалистов. Будущая деятельность этих специалистов – де-институционализация детских домов, интернатов, помощь воспитанникам колоний. Занимаясь этим в течение пяти лет, я столкнулась с тем, что в моем арсенале практически исчезли образцы отечественной культуры. Если мне нужно, например, продемонстрировать, что есть гуманистический подход, я обращаюсь к европейским кино и литературе. Мне не к чему обратиться в отечественной массовой культуре: в прежней культуре это устаревшие образцы, а в новой трудно найти пример гуманистического отношения к тем, кто далек от общепринятых норм. Можно ли развивать практику профессиональной помощи, если в культуре для всех почти нет постановки проблемы помощи сиротам или заключенным, людям с особыми нуждами и пожилым? А когда создается что-то адекватное нуждам общества, например, в спектаклях «Современника», то не всегда этим явлениям дается интерпретация, располагающая к рефлексии, а не банальная оценка «нравится – не нравится», «берет за душу или нет»: а именно, что необходимы не парадные ценности, а отказ от таких ценностей и признание самоопределения в разных нишах социума. Западная массовая культура сильно меняется под влиянием социальной рефлексии: у нас в то же время ничего в этом плане не создается. Можно указать на три функции массовой культуры. Во-первых, это пробуждение рефлексии, и обдумывание ранее запретного или далекого опыта. В качестве примера можно привести фильмы Ф. Озона, Т.Соландза, И. Сабо и книги Д. Пиннака, Б. Шлинка, Ф.Уэлдон, приобретшие популярность и в России, а значит, доступные и пользующиеся спросом. Опыт преподавания студентам, опыт работы с сотрудниками колоний и детских домов убеждает в том, что когда ты смотришь с ними эти фильмы, читаешь книги и даешь какие-то подходы к интерпретации, то они получают от этого реального удовольствие, начинают время от времени этими правилами руководствоваться. Это, кстати, один из немногих способов реально изменить их профессиональное сознание, профессиональный подход. Найти аналог такого искусства в современной отечественной культуре очень трудно – иронии и юмора в отношении прежней культуры нашим книгам и фильмам не хватает. Вторая функция массовой культуры, в которой нуждаются люди, - это гуманизм. И гуманизм не в смысле доброго отношения и принятия всех, а гуманизм как некое нейтральное отношение к тому, что принято осуждать безоговорочно. Некое понимание того, что нет однозначных оценок чего бы то ни было. Я считаю, что даже в такой стране, как в США, это присутствует в культуре. Когда я хочу студентам показать, что есть гуманизм, то я им показываю фильм «Я Сэм» или я им показываю канадский фильм «Нашествие варваров». В нашей стране я могу найти только один фильм, который еще можно показывать и который не кажется безнадежно устаревшим, - это «Пацаны» В. Приемыхова. Для меня фильм «Водитель для Веры», показателен: гуманизм проявляется ровно в том, что ты имитируешь выстрел, но не стреляешь в человека, который, в общем-то, тебе ничего не сделал. И даже этот гуманизм остается для нас роскошью, он не становится правилом жизни. Именно отчуждение от гуманизма участвует в превращении нас в черствых людей или, как здесь говорили, асоциальных индивидуалов, потому что мы настолько боимся ошибиться и стать предметом критики и непринятия со стороны общества, хотя мы уж такие индивидуалы, что мы не позволяем себе принимать ошибки и просчеты других людей. Если на уровне повседневной бытовой жизни это становится приемлемым, на уровне той профессии, в которой я нахожусь, социальной работы, и на уровне тех проектов, которыми я занимаюсь, это остается совершенно невозможным сделать. Я сталкиваюсь с тем, что ко мне приходят специалисты, которые как люди к гуманизму не готовы, но которые оказываются втянутыми в деятельность, где они должны быть гуманистами, и давать им в руки гуманистические технологии бывает страшно. Я хочу сказать, что на самом деле даже в воспитателе колонии вы можете пробудить гуманизм. Есть способы это сделать. Есть возможность работы с чувствами. Есть возможность пробуждать анти-дискриминационные установки и т.д. и т.д. Но после этого вы рискуете оставить его один на один с другим обществом – в котором подобные ценности неприменимы. И также с обществом, где нет той самой массовой культуры, где бы он мог найти какую-то минимальную поддержку своим новым способам действий и суждений. Третья функция современной массовой культуры - протест. Мне кажется, что массовая культура Европы и массовая культура Соединенных Штатов Америки, тем более стран юго-востока, т.е. эти несколько волн китайского, корейского кино, которые захлестнули Европу и которые просто отодвинули на второй план какие-то достижения западных стран, убеждают в том, что там тоже эти процессы происходят. Протестное поведение считается приемлемым и необходимым. И опять-таки протестное поведение в нашей культуре практически отсутствует. Эта протестная функция в культуре, которая ярко представлена даже в том, что тонкие психологические авторы типа Яна Бэнкса или Фэй Уэлдон считают своим долгом подчеркнуть негативное отношение к либеральным реформам и найти такую форму подачи своего политического самоопределения, которая заставляет читателя не согласиться с ними, но начать об этом думать, опять-таки в нашей культуре абсолютно отсутствует. Этих трех функций мне не хватает: и как специалисту, и, больше, как человеку, который живет в этой стране. Но если обратиться к нашей массовой культуре – что в ней в избытке – это предписаний к действию и предписаний к чувствам, т.е. то, с чем я смириться не могу. Я не знаю, смотрите ли вы время от времени наши фильмы, наши сериалы или читаете художественную литературу, в том числе художественную литературу, которая претендует на звание элитарной. В этой литературе можно находить примеры дискриминационных установок как в гендерном отношении, так и в отношении возраста, в отношении определенных профессий. В той же степени можно находить предписания и оценки каких-то практик, которые, с моей точки зрения, являются нейтральными и никакого оценивания не заслуживают. Здесь возникает вопрос: что же должно быть первичным? Должны ли возникнуть какие-то профессиональные запросы на такую культуру, как это бывает, например, в США или должен возникнуть некий запрос общества и готовность общества к тому, чтобы эта массовая культура появилась. Но я могу сказать о тех последствиях, к которым, как мне кажется, приведет это отсутствие или, скажем, нулевая бесконечность воспроизведения каких-то симулякров в этой массовой культуре, которая сейчас наблюдается у нас. Я думаю, что это приведет к тому, что мы потеряем весь тот предыдущий культурный опыт, потому что я не знаю, как присутствующие здесь, но я знаю, что молодое поколение все меньше и меньше смотрит старые фильмы и читает старые книги. Потому что к этому источнику можно обращаться тогда, когда появляется нечто новое. А когда что-то нового не появляется, когда преемственность не нарушается, а просто прежнее не с чем связывать, это старое, к сожалению, тоже сходит на нет. Если говорить о том, что мы ожидаем исход интеллигенции через 15-20 лет, во многом это произойдет и потому, что приемлемой отечественной культуры так и не будет, а потребление лучших образцов культуры других стран уведет думающую часть общества в эти самые страны. Так или иначе важно стараться делать что-то такое, чтобы создавать некий культурный фонд для себя. Потому что о последствиях мы можем судить гораздо точнее, чем о том, что и как можно изменить. Здравомыслова О.М. Спасибо, Виктория. Замечательное последнее выступление, по-моему. Нам продемонстрирован выход из той пассивной безнадежной стратегии, которая была заявлена как основная. Первый вопрос такой. Означает ли то, что нет такого кино и такой литературы, что на них в обществе нет спроса? Чисто экономического. Не запроса социального, а спроса. Это первый вопрос. И второй вопрос у меня такой. Меня очень озадачило и очень интересно ваше заявление, что массовая культура куда-то рассосалась. Но если это так, наверное, вы думали об этом и это исследовали. Что такое наша попса? Что такое русское радио и что такое русский детектив, чем все завалено? Что там внутри, если вы об этом думали? Шмидт В.Р. Я об этом думала. Когда я текст передавала, я там даже прописала, как я это позиционирую. Мне кажется, что это симулякры. На самом деле, русский детектив порочит классический детектив на все сто процентов. Потому что жанр нарушается, как и жанр любой другой – попсовый, который у нас есть. То есть найти примеры достойного воплощения такого чтива и развлечения очень сложно. Никитский Л.В. (не слышно)…. Шмидт В.Р. Мне кажется, те детективы, которые я читала просто ради интереса, очень похожи на ток-шоу. Выбирается некая тема, выбирается некая ценность. Я не могу сказать, что это бесценное. Но то, как это преподносится, остается на уровне, скорее, высказывания разных точек зрения, не центрированных на самой проблеме, на ее прочувствовании. Все-таки это некий такой …., просто разговор. Женский голос. Акунин – массовая культура? Шмидт В.Р. На мой взгляд, да. Мне кажется, Акунин как раз, как и Донцова. Конечно, по стилистике и по качеству какому-то, даже по театральным постановкам, Акунин производит более приятное впечатление, чем Донцова или Маринина. Но по эффекту, по выходу …. Женский голос. Просто барышня не там искала… Шмидт В.Р. В каком смысле? Я очень долго считала, что Людмила Улицкая – это классный пример. Но я не могу отнести Улицкую к массовой культуре, при всем желании. Нет, я просто как бы говорю, что я что-то не нашла. Я искала. Акунин, на мой взгляд, это симуляция литература. Это моя точка зрения. Может быть, это бизнес? Здравомыслова О.М. Давайте мы не будем превращать в перекрестный разговор. Шмидт В.Р. Первый вопрос был самый классный по поводу спроса. Мне-то кажется, что люди будут это покупать. Мужской голос. За какие деньги? Шмидт В.Р. Да, и чего будет стоить это сделать, и за какие деньги это будут покупать. Это хороший вопрос. У меня на него нет ответа, но я знаю точно, что группа людей, которая в этом нуждается и которая готова будет платить деньги, существует. Я выходила на сайты профессиональных сообществ и вела себя там достаточно провокативно. Разные сайты: социальных работников, психологов. Я нашла очень много сообществ, которые в конечном счете были готовы потреблять такую культуру, которые осознавали спрос на нее. Мужской голос (не слышно)…. Шмидт В.Р. Дилеммный такой вопрос, я на него не отвечу. Мужской голос. У меня короткая реплика. Может быть, отчасти даже склонен ответить на ваш вопрос. Мне кажется, что у нас запрос общества – готово, в том числе, вкладывать деньги – связан прежде не столько с содержанием, сколько с качеством. Скажем, последние российские фильмы, которые в прокате собрал большие деньги, независимо от месседжа, очень качественно сделаны. На уровне, которое раньше, скажем, кино не делало. И второй момент. Мне кажется, что есть еще одна проблема, которая на самом деле сказывается в основном на молодежи. Это отсутствие социализирующей литературы, т.е. литературы, которая адаптирует человека к обществу, в котором он живет. Если посмотреть прилавки в наших детских книжных, они завалены либо переводной литературой, либо литературой советского периода, которая в принципе очень хорошая, но готовит совершенно неадекватно к окружающему нас обществу. Мне кажется, что это тоже одна из таких проблем, которые перетекает потом в проблему, обозначенную докладчиком. Шмидт В.Р. Скажу только про фильм «9 рота». Мне кажется, чтобы он был гуманистическим, их всех надо было в живых оставить и поместить обратно в то общество, откуда они ушли, и посмотреть, что с ними будет. Вот тогда бы этот фильм было бы сложно снять, хотя потребовались бы те же самые деньги. Потому что очень сложно в рамках наших существующих методов осознать, как это будет. Женский голос. Вы меня извините, я пыталась к тем критериям, которые вы изложили, т.е. гуманистический мессидж в массовой культуре... Я стала находить довольно много книжек. Я не понимаю, почему они прошли мимо …. И опять же эти самые фильмы. Например, «Зеркало для героя». Хороший гуманистический фильм, прямо массовая культура. Та же самая Донцова, тот же самый Акунин, Пелевин. Они - все массовая культура и все гуманистические ценности. Может быть, у вас что-то другое идет по рангу гуманистических ценностей? Тогда надо было немножко объяснить. Просто возникла какая-то непонятность. Шмидт В.Р. Я попробую сказать про Пелевина, потому что его я прочитала. Я не думаю, что это массовая культура, по моим критериям. Массовая культура – это культура, доступная любому. Может быть, в другой момент гуманистический мессидж – это нейтральность, когда тебе не важно, кто и что о тебе думает. Когда ты идешь своим путем, а человек идет своим путем и ты готов это принимать. То есть это не всеобщее добро, не всеобщее принятие. Вот такого мессиджа нет. А Донцова – это хороший разговор на кухне, может быть. Причем самое главное, что от нашей массовой культуры люди перестают потреблять качественную западную массовую культуру. Я это знаю по людям в регионах. Когда они читают Донцову, они не будут читать Макбейна или не будут читать Рекса Стаута. Они будут читать Донцову. Они уже ей отравлены. На что-то более сложное они не могут повестись, на более стильное, содержательное, отражающее некую эпохальную когорту. То есть они не смогут это делать.
Шмидт В.Р. Я думаю, что массовая культура – это культура для всех, которая отражает и самые парадные ценности, которые должны регулировать нашу жизнь. Есть элитарная культура (я согласна), которую очень сложно воспринимать. То есть просто она так останется элитарной культурой не для всех. И поэтому массовая культура – это продукт такой же, как идеология, такой же, как некие разделенные всеми чувства. Все слушают оперы Ллойда Вебера и всем они нравятся. Но в той или иной степени каждый в Вебере себе найдет что-то, потому что он поет о простых чувствах, доступным языком. И так, что это не стыдно сказать: я люблю Ллойда Вебера. Так вот она достойная массовая культура, которая как бы поднимает чувство собственного достоинства. Мне это так кажется. Здравомыслова О.М. Спасибо. Вы знаете, мы совершенно сознательно решили поставить в качестве последнего доклада выступление о массовой культуре, потому что мы говорили о ценностях. И это логично. Я считаю, что все сюжеты, которые мы тут поставили и которые прозвучали в этих докладах, представили собой неожиданно настолько богатый спектр разных сторон нашей жизни, что этот вопрос, который был заявлен нами как главный, - российский человек в начале века или начало века – точка перелома, оказался слишком многогранным. Я думаю, что когда мы получим все тексты, которые здесь прозвучали, и их обязательно опубликуем, а мы это сделаем: их опубликуем сначала на сайте, потом мы сделаем наш сборник «Горбачевские чтения», это будет еще один повод подумать и поговорить об этом еще раз. Во всяком случае, богатство тем, которое было заявлено нашими выступающими и теми, кто делал какие-то интервенции, поражает. Спасибо вам большое. По-моему, это был очень интересный разговор. Приходите к нам еще. |
|