Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Л.В.Никитинский

Я хочу выступить не как журналист, а просто как размышляющий человек, но я буду использовать свой журналистский опыт. Конечно, нас пугают те процессы, признаки которых мы уже видим, но сути и последствий которых еще не понимаем. С одной стороны, мы видим начала колоссальных миграций, мы сталкиваемся с «другими»: с одной стороны, арабы, с другой стороны, китайцы, тут чеченцы. Мы не обсуждаем: плохие они или хорошие, но они явно другие. С другой стороны идет глобализация, абсолютная информационная открытость мира, когда уже бессмысленно надевать какие-то маски и делать вид, что ты какой-то другой. Вот такой теперь мир: всё про всех всем понятно.

Эти тенденции только что начинаются. Правильно было сказано тут историками, что сейчас у нас нет достаточных инструментов, чтобы как-то это понять. Мы чуть-чуть что-то понимаем страшненькое, но не понимаем, как с этим обращаться. Мы еще не готовы к этому. Понятно, что мир становится очень резко другим. Но мы пока говорим о России, о том, о чем мы более-менее можем понимать.

Собственно, об этом я и хотел говорить, пытаясь держаться в рамках предложенной тематики: «Российский человек: факты и интерпретации». На самом деле, очень сложно говорить о фактах, потому что мы живем сегодня в России во все в более и более закрытом обществе.

Я полагаю: напрасно мы в прошлом оценивали по привычке положение российского человека в логической паре демократия-диктатура. Я думаю, что прав был Джордж Сорос, который противопоставляет тоталитаризму открытое общество. Мне кажется, более разумно говорить не о демократии, которая только обложка - сегодняшняя действительность в этом нас убеждает очень полноценно, - а говорить надо об открытом или закрытом обществе. Прежде всего, в смысле информации о фактах.

Как журналист я хорошо понимаю, что такое факты и знание о них. В новостях телевидения есть, например, десятка новостей – не больше, не меньше. Эти новости можно наполнить совершенно по-разному. Даже не надо врать, надо просто выбрать одни факты и не выбрать другие. И этого достаточно, чтобы создать некое информационное пространство. А дальше люди будут поступать исходя из этого созданного в новостях пространства, а не исходя из той реальности, которой оно соответствует больше или меньше.

Я немножко залезаю, оказывается, в прежнюю дискуссию (но я же в ней не участвовал) про мифы. На самом деле, миф – это коренное понятие. Потому что российский человек, как, наверное, и любой другой, поступает исходя не из реальности, а из того, что он считает реальностью. И так человек поступает всегда. Чтобы создать мотивацию, надо создать миф.

И сегодня, когда количество информации чудовищно и человек способен ориентироваться только через масс-медиа, вот они и создают миф путем просто выбора «десятки новостей». Не надо врать (еще раз повторяю), надо просто наполнить новости тем, чем хочется. Вот посмотрим телевизор – увидим: у нас по новостям Путин поехал в Квалу-Лумпур, Путин почему-то приехал при этом в Грозный, и Путин сказал, что «Единая Россия» там-то столько-то выиграла голосов.

Это нам преподносится как факты. И какие выводы из этих фактов мы можем сделать, как мы можем их интерпретировать? А никак. Мы же не понимаем: зачем он поехал в Квалу-Лумпур и что он делал в Грозном, и что он там сказал, еще важнее – что нам дали послушать, а что мы не услышали, чего он там сказал, и для чего?
Поэтому все это переходит в пласт мифа. И дальше начинаются уже интерпретации. А интерпретация – вещь крайне опасная, особенно в России. Есть такие укорененные (с помощью и среди интеллигенции прежде всего) мифы, как то, например: целостность России. Вот нам говорят: «целостность России». Само название нашей господствующей партии «Единая Россия» на самом деле в себе содержит миф. Потому что мне приходится иногда ездить по России, заниматься какими-то расследованиями. Там появляются факты. Я совершенно определенно понимаю, что в каждом углу России сидит какая-то своя мафия, каждая по-своему ворует, каждая называется «Единая Россия» и каждая обеспечивает какими-то приписками очки этой «Единой России» на выборах. Но это единство ровно до тех пор, пока есть консенсус насчет этого воровства. Потому что на самом деле я думаю, что региональной элите в Иркутске или в Хабаровске Москва сейчас совершенно не нужна. Она только высасывает какую-то средневековую дань и ничего не дает. Пока есть консенсус, что мы будем воровать, а вы нас не будете трогать, мы вам будем приписывать какую-то липу и отчитываться перед вами, – это все как-то держится. Серьезная попытка борьбы с коррупцией это сразу развалит.

На самом деле, по моему убеждению, власть захватили на местах некие неопределенные «силовики», назовем их так, как называет народ: менты. Мундиры у них самые разные: милиция, прокуратура, КГБ, ФСБ. Но реально эти люди сегодня контролируют вообще все, финансовые потоки от копеек до миллионов, бюджет, губернаторов. Россия – заложница этой новой орды, внутренней степи (по выражению кого-то из историков).
О каком единстве и целостности мы говорим? Я не очень понимаю. Но об этом мифе нам все время твердят. Единство, целостность, не смейте подрывать. Подрывать что? Еще есть государственность. У каждого государственника, который мне попадается, я всегда спрашиваю: что такое государственность? Что такое государство, тоже по разному можно ответить, по Марксу – одно, по Гоббсу - совершенно другое. Но там хотя бы понятно – про что. А что такое «государственность»? Точное определение мне дал только один – выпускник философского факультета, который потом ушел в политику, проворовался, но он философ. Он мне дал определение: «Это как раз то, что ты все время подрываешь». Ну, наверное, так.

Этими мифами про «государственность» на самом деле нас пытаются как бы утешить, это вместо тепла и хлеба. Народу же обидно, что он обнищал, и интеллигенции, если правомерно тут ее отделение от народа, тоже обидно. Есть проблема имущественного расслоения, есть такая простая и понятная вещь, как зависть. Это разъединяет, а надо объединить. И на эту тему нам подбрасывают, как говорил Михаил Сергеевич, традиционный миф о какой-то необъяснимой «государственности», мифической целостности и о каком-то врожденном величии российского человека. Нам морочат голову. А почему этот российский человек так велик? На самом деле человек велик как таковой, а вовсе не русский человек велик. Русский как раз, может быть, не так велик. Предшественники Михаила Сергеевича сильно пощипали генофонд русского человека, а Горбачев-то обидел ранее уже обиженных не им. С чего бы он был велик, когда лучше расстреляны и корни подрублены?

Все эти перепевы: православие, самодержавие, народность, все это очень старо. А уж то, что русская православная церковь, к сожалению, распространяет под видом православия, это даже не мифы, это часто просто бред преследования. Какая-то ярославская епархия совершенно официально начинает протестовать против бабы-яги: баба-яга развращает нашу русскую молодежь. Дискутировать с такими людьми по поводу христианства, мне кажется, вряд ли уместно. Потому что, если взрослый человек ловит бабу-ягу, то ему место в сумасшедшем доме, а не за каким-то дискуссионным столом. Но это у нас у нас считается православие.

Я могу об этом долго и подробно говорить. Но каков же выход? А выход, наверное, только в том, чтобы добиваться открытости всеми возможными способами. И на вызов власти – все закрывать, в том числе, например, бюджет, суды, так называемые правоохранительные органы, надо отвечать требованиями открытости. Реально я занимаюсь в основном судебной тематикой, но в суд я могу придти далеко не всегда. Потому что суды закрыты и закрыты без всякого повода и не по закону. Просто: мы не пустим никого, будем слушать в закрытом режиме. И там, за закрытыми дверьми, создается профанация правосудия. Но это вообще другая тема. А, если суммировать, то нет гласности, о чем говорил Михаил Сергеевич. Гласность – снова ключевое слово.

Я думаю беспомощные потуги власти все закрыть, ничего не рассказывать и не показывать просто смешны: не благодаря нам, а благодаря тому, что мир стал информационным и совершенно иным. Все это уже несовместимо с техническим прогрессом, не говоря про какие-то идеи. Поэтому победа все равно будет за открытостью, если мир останется в рамках европейской цивилизации. А, может, и не останется, тут мы возвращаемся к глобальным процессам, о которых не нам судить.

Здравомыслова О.М. Я думаю, что мы уже получили достаточно информации к размышлению по первому сюжету. И я предлагаю высказываться в свободном режиме. У нас есть одно, по крайней мере заявленное, выступление на эту тему. Я предоставляю слово Виктору Борисовичу Кувалдину (Горбачев-Фонд).


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги