В.Т.ЛогиновПонятия «начало века» или «рубеж века» – это понятия виртуальные, ибо по китайскому или мусульманскому календарю они связаны с совершенно иными датами. Но для России – в ХХ и в XXI веке – особенно применительно к теме нашего разговора, – они оказались вполне содержательными. Уже к концу XIX столетия многие российские интеллигенты ощущали приближение какой-то новой эпохи. Капитализм – в том виде, как он представал в России – пугал их своей вульгарностью, бездуховностью и даже криминальностью. При всем разочаровании в народничестве, оно по-прежнему – с 60-х годов – оставалось некой «моральной максимой», определявшей многие нравственные ценности, принятые в интеллигентной среде. Начиная с «опрощенчества» во внешнем облике и кончая демонстративным презрением, как выражался Глеб Успенский, к «господину Купону». Не то чтобы все неукоснительно следовали данным нормам, но, во всяком случае, их учитывали, определяя, «что такое хорошо и что такое плохо…» А между тем развитие капитализма, с его потребностью на «умственный труд», открывало для интеллигенции новые, широкие возможности. И не только на традиционной и относительно низкооплачиваемой ниве просвещения и народного здравия, но и в правлениях солидных банков, акционерных обществ и компаний, на новых индустриальных гигантах. Перспектива стать респектабельным интеллектуалом – совсем как в Европе – была заманчива. Но она попахивала изменой принципам народолюбия и нестяжательства. А, как известно, интеллигентный человек не может совершить низкого поступка, предварительно не оправдав его самыми высокими мотивами… В стране начинает все более расти тот слой интеллигенции, который связывает себя с хорошо оплачиваемыми инженерно-техническими профессиями, строительством электростанций, железных дорог и т.д. Но для многих из них прежние идеалы – и народолюбие прежде всего – все еще сохраняли роль «нравственной максимы». В 1909 году вышли столь популярные ныне «Вехи», изобличавшие «пороки» русской интеллигенции и прежде всего ее «народопоклонство» и стремление к «общему благу и уравнительной справедливости». Среди авторов «Вех» был, кстати, тот же Петр Струве, который и на сей раз как бы выдавал интеллигенции индульгенцию на отказ от «устаревших идеалов». «Вехи» вызвали бурю протеста. И не только со стороны радикалов, окрестивших это издание – «Энциклопедией либерального ренегатства». Протест последовал из среды самой либеральной интеллигенции. Вышли сборники – «В защиту интеллигенции» (1909), «По вехам» (1909), «Вехи, как знамение времени» (1910), «Интеллигенция в России» (1910) с замечательной статьей П.Н.Милюкова «Интеллигенция и историческая традиция». Эта литература, отстоявшая честь русской интеллигенции, сегодня, к сожалению, мало читаема. И вот прошло 100 лет. Я не хочу тащить за волосы какие-то аналогии к рубежу XX-XXI века. Но совпадение некоторых проблем – очевидно. Сегодня это торжествующее мещанство диктует свои нравственные нормы. И не только в сфере шоу-бизнеса. Один из моих хороших студентов на вопрос телекорреспондента – как он оценивает нынешнее положение в России, ответил: «Я москвич. Я живу хорошо. Говорят, что в других местах живут плохо. Но я этого не видел». Здравомыслова О.М. Спасибо, Владлен Терентьевич. Вы обратили внимание (поскольку у всех есть программа), что мы строим наш разговор именно в форме таких затравочных вопросов, на которые потом, я надеюсь, у вас будет что сказать. Владлен Терентьевич сказал нам о том, что экзамен проходит интеллигентно. Думаю, этот сюжет в каком-то смысле продолжит Алексей Берелович. |
|