Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

В.Т.Логинов

Понятия «начало века» или «рубеж века» – это понятия виртуальные, ибо по китайскому или мусульманскому календарю они связаны с совершенно иными датами. Но для России – в ХХ и в XXI веке – особенно применительно к теме нашего разговора, – они оказались вполне содержательными.

Уже к концу XIX столетия многие российские интеллигенты ощущали приближение какой-то новой эпохи. Капитализм – в том виде, как он представал в России – пугал их своей вульгарностью, бездуховностью и даже криминальностью. При всем разочаровании в народничестве, оно по-прежнему – с 60-х годов – оставалось некой «моральной максимой», определявшей многие нравственные ценности, принятые в интеллигентной среде. Начиная с «опрощенчества» во внешнем облике и кончая демонстративным презрением, как выражался Глеб Успенский, к «господину Купону». Не то чтобы все неукоснительно следовали данным нормам, но, во всяком случае, их учитывали, определяя, «что такое хорошо и что такое плохо…»

А между тем развитие капитализма, с его потребностью на «умственный труд», открывало для интеллигенции новые, широкие возможности. И не только на традиционной и относительно низкооплачиваемой ниве просвещения и народного здравия, но и в правлениях солидных банков, акционерных обществ и компаний, на новых индустриальных гигантах.

Перспектива стать респектабельным интеллектуалом – совсем как в Европе – была заманчива. Но она попахивала изменой принципам народолюбия и нестяжательства. А, как известно, интеллигентный человек не может совершить низкого поступка, предварительно не оправдав его самыми высокими мотивами…
И вот, в сентябре 1894 года, выходит книга Петра Струве «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России». При тираже в 200 экземпляров она быстро приобрела популярность. Еще бы: в ней научно – с цифрами и ссылками на иностранные авторитеты – доказывалось, что именно капитализм является носителем прогресса. И всякий, кто хочет блага для России, должен либо «идти на выучку к капитализму», либо просто служить ему.

В стране начинает все более расти тот слой интеллигенции, который связывает себя с хорошо оплачиваемыми инженерно-техническими профессиями, строительством электростанций, железных дорог и т.д. Но для многих из них прежние идеалы – и народолюбие прежде всего – все еще сохраняли роль «нравственной максимы».
ХХ век наступает в России в 1902 году, когда на юге пламенем пожаров вспыхивает крестьянское восстание. Потом приходит 1905 год и «Красное колесо», то ускоряя, то замедляя свой бег, будет катиться по стране еще два десятка лет. Борьба народа за свое освобождение нередко принимала зверские формы. И страх перед «пугачевщиной» стал тем фактором, который разводил людей по партиям и по разные стороны баррикад.

В 1909 году вышли столь популярные ныне «Вехи», изобличавшие «пороки» русской интеллигенции и прежде всего ее «народопоклонство» и стремление к «общему благу и уравнительной справедливости». Среди авторов «Вех» был, кстати, тот же Петр Струве, который и на сей раз как бы выдавал интеллигенции индульгенцию на отказ от «устаревших идеалов».

«Вехи» вызвали бурю протеста. И не только со стороны радикалов, окрестивших это издание – «Энциклопедией либерального ренегатства». Протест последовал из среды самой либеральной интеллигенции. Вышли сборники – «В защиту интеллигенции» (1909), «По вехам» (1909), «Вехи, как знамение времени» (1910), «Интеллигенция в России» (1910) с замечательной статьей П.Н.Милюкова «Интеллигенция и историческая традиция». Эта литература, отстоявшая честь русской интеллигенции, сегодня, к сожалению, мало читаема.

И вот прошло 100 лет.

Я не хочу тащить за волосы какие-то аналогии к рубежу XX-XXI века. Но совпадение некоторых проблем – очевидно.
На протяжении многих десятилетий советская интеллигенция воспитывалась в духе «социалистической аскезы». Выступая на днях по телевидению Попцов справедливо заметил, что критерием формирования интеллигентной элиты было не количество денег, а иные – интеллектуальные достоинства и заслуги. Существовали еще в качестве нормы – хотя и не всегда торжествовали – такие понятия, как «престиж честного труда», «служение народу» и т.п.
Конечно прагматизм, меркантилизм все более упрочивали свои позиции. Особенно тогда, когда приоткрылись «двери в Европу» и выяснилось, что специалисты того же уровня получают там совершенно иные зарплаты. Процесс превращения бескорыстных интеллигентов в интеллектуалов резко ускорился. Но поскольку рамки материального достатка оставались сравнительно узкими, мы получили не столько «европейских интеллектуалов», сколько «образованщину», кондовое российское мещанство. Причем ужасно агрессивное. И прежде всего это проявилось – особенно при проведении экономических реформ 90-х годов – в отношении к собственному народу как к «быдлу».

Сегодня это торжествующее мещанство диктует свои нравственные нормы. И не только в сфере шоу-бизнеса.
Мы и раньше, идя к врачу, прихватывали коробку конфет, а к хирургу – бутылку коньяка. Сегодня благородные потомки Гиппократа берут наличными. И это совсем другой порядок цифр. Больной нередко становится не объектом лечения, а источником дохода. И смотрят не столько на самого больного, сколько на его кошелек.
Мы и раньше дарили учителям цветы, а то и хрустальные вазы. Но сегодня школьные поборы приобрели характер бедствия, превращая «бесплатность» образования в пустой звук. Кончено винить в этом только саму интеллигенцию – нельзя. Во многом, это результат определенной государственной политики в сфере образования и здравоохранения. Но главное – корыстный индивидуализм стал для многих утвердившейся «моральной максимой». И не понадобилось ни философов, ни новых «Вех» для того, чтобы оправдать и совершить этот нравственный кульбит.

Один из моих хороших студентов на вопрос телекорреспондента – как он оценивает нынешнее положение в России, ответил: «Я москвич. Я живу хорошо. Говорят, что в других местах живут плохо. Но я этого не видел».
Если подобного рода настроения укрепятся – а об этом могут судить лишь социологи – то шансы на «возрождение» у России весьма незначительны. Ибо только «общее дело» и только «великие идеи», как говаривал покойный академик Никита Моисеев, способны консолидировать нацию и вывести страну из глубочайшего политического, экономического, социального, демографического и особенно – идеологического кризиса.

Здравомыслова О.М. Спасибо, Владлен Терентьевич. Вы обратили внимание (поскольку у всех есть программа), что мы строим наш разговор именно в форме таких затравочных вопросов, на которые потом, я надеюсь, у вас будет что сказать.

Владлен Терентьевич сказал нам о том, что экзамен проходит интеллигентно. Думаю, этот сюжет в каком-то смысле продолжит Алексей Берелович.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги