Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Красин Ю.А.

Медведев В.А. Приступаем к обсуждению доклада. Красин Юрий Андреевич.
Красин Ю.А. Начну с позитивной оценки доклада. Я прочитал его с большим интересом. Когда-то я тоже занимался проблемами собственности с позиций социальной философии. У меня сложилось впечатление, что этой темой больше занимались не экономисты, а юристы, рассматривая отношения владения, пользования и распоряжения собственностью. Экономическая же наука долгое время ограничивалась политико-экономическим определением собственности как системы производственных отношений. В докладе систематизированы разные подходы к раскрытию понятия собственности. И с этой точки зрения, дана хорошая методологическая база для решения проблем социального неравенства, коренящегося в отношениях собственности.
     Теперь о том, что, как мне кажется, не вполне получилось. Проблема неравенства отошла на задний план. Сам автор во вступительном слове сказал, что ограничил себя методологией, а самое главное будет рассмотрено в последующем. Действительно, бросается в глаза диспропорция фона и сути. Методологический фон дан очень широко. Повторяю, это очень нужно, учитывая неразработанность методологической проблематики собственности. Но суть темы - связка проблем собственности с исследованием социального неравенства – по существу обходится. Между тем, этот вопрос следовало бы, по крайней мере, поставить. Место можно было найти, опустив некоторые необязательные темы, скажем, проблемы гражданского общества, которые будут рассмотрены в других разделах. Здесь же просто напрашивается тема доступа граждан к собственности. У населения на руках большие накопления, по разным подсчетам – от 30 до 100 млрд.долларов. Казалось бы, прекрасная возможность для включения в систему собственности и получения соответствующих дивидендов. Но, увы, туда не пускают. Не существует механизма, который позволил бы простому гражданину купить 10-20 акций и при этом сохранить уверенность, что деньги не пропадут. Уже много раз пропадали.
     Теперь несколько фрагментарно о некоторых проблемах.
     В докладе говорится о трех подходах к собственности. Я бы добавил к ним четвертый подход, о котором я уже говорил на нашем методологическом семинаре. Этот подход можно определить как «социо-философский». Собственность определяется как богатство человеческих деятельных способностей. Такое определение собственности отвечало духу ранних буржуазных революций. Для Джона Локка собственность не просто имущество, а некое триединство имущества, жизни и свободы. В этом определении сублимирована общественная практика того времени. Для английских йоменри - основной силы буржуазной революции – земля была не просто имуществом, а основой свободной жизнедеятельности. Участок земли, политый потом и кровью крестьянина, был для него воплощением жизни и свободы, результатом его деятельности. То есть собственность представляла собой ту часть предметного мира, которая была освящена человеческой энергией жизнедеятельности.
     Позднее представления о собственности изменились. Она приняла преимущественно вещный характер. Хотя у Маркса в «Экономических рукописях» 57-59 гг. намечена перспектива возврата к изначальному смыслу собственности на более высоком витке исторической спирали, когда наука станет производительной силой, а человек будет регулятором и контролером производственного процесса.
     Сейчас, когда все большее значение приобретает понятие «человеческий капитал», трудно определять собственность вне органической связи с этим понятием. В «Вестнике общественной мысли» Центра Левады (№4) за июль-август этого года опубликована статья Ростислава Капелюшникова «Человеческий капитал России: эволюция и структурные особенности». Под человеческим капиталом автор понимает запас знаний, навыков и способностей, которые есть у каждого человека и которые он может использовать либо в производственных, либо в потребительских целях. Этот капитал воплощен в личности человека. Он является сгустком его творческого потенциала, который реализуется в собственности, иногда - в овеществленном виде, а иногда - в духовном, интеллектуальном обличии.
     О человеческом капитале говорят и пишут все больше. Я ссылаюсь на данную статью лишь в качестве примера, тем более что не могу согласиться с ее автором в слишком оптимистичной оценке состояния человеческого капитала в российском обществе. Из содержания самой статьи видно, например, что основные знания и умения, связанные с производственной деятельностью, концентрируются в старшем поколении. А что будет дальше. Вырисовываются большие трудности с воспроизводством человеческого капитала, которые, по-моему, усугубляются намеченной реформой системы образования. Если наконец-то у нас начнется реструктуризация экономики, заработает промышленность, то сразу же обнаружится недостаток квалифицированной рабочей силы. Возникнет много вопросов, прямо касающихся качественного уровня и воспроизводства человеческого капитала.
     Но это к слову. В целом же для рождающегося инновационного общества характерно доминирование именно человеческого капитала. И это влечет за собой переворот в представлениях о собственности. На этот счет много подходов и гениальных догадок можно найти в упомянутых «Экономических рукописях» К.Маркса. Там сказано о будущем обществе, в котором труд будет измеряться не рабочим, а свободным временем. Значит, на смену стоимостным отношениям придут какие-то иные.
     В одной из подаренных мне Л.И. Абалкиным брошюр он высказывает мысль, что стоимость не вечна и, следовательно, возможна нестоимостная политэкономия. Конечно, речь идет об очень далеком будущем. Но уже сейчас в наиболее развитых странах целые сферы общественной жизни обнаруживают тенденцию к выходу из системы стоимостных измерений. Духовная сфера, интеллектуальный труд, наука, культура не укладываются в узкие рамки рыночных критериев.
     И так ли уж не прав марксизм, подчеркивая историзм рыночных отношений? Возможно, неудача советского эксперимента объясняется неадекватностью условий тем целям, которые были поставлены, о чем предупреждали многие мыслители, в частности Г.В. Плеханов. Поэтому для достижения социалистических целей пришлось прибегнуть к методу насильственного упразднения рыночных отношений. Это было невозможно и закончилось крахом системы. Нынешние тенденции развития капиталистических стран дают основания говорить о возможности преодоления рыночных отношений на основе их максимального развития. Во всяком случае, к этому подталкивает развитие человеческого капитала в нарождающемся инновационном обществе. Некоторые проблески этой перспективы просматриваются в развитых странах, и они замечены общественной мыслью в этих странах.
     Подобные тенденции заставляют размышлять о собственности именно в духе социо-философского подхода. Другое понятие, получившее распространение в последние годы, - социальный капитал, - также способствует утверждению нового видения собственности. Социальный капитал – это, по сути дела, капитал солидарности, благодаря чему производство становится «комбинацией общественной деятельности» (К.Маркс). Очевидно, развитие социального капитала меняет отношения собственности и наши представления о праве собственности. Эти изменения также нашли отражение в теоретической мысли на Западе.
     Сошлюсь на известного американского политолога, патриарха либеральной идеологии Роберта Даля. В двухтомнике, изданном в 1997 году, он опубликовал статью, написанную еще в 1977-м году. Там он высказывает интересные идеи о праве на собственность, которыми, как мне кажется, было бы очень полезно ознакомиться нашим либералам. Он считает, что некоторые представления о священном праве на частную собственность устарели и мешают функционированию демократии в Соединенных Штатах. По мнению американского ученого, локковские представления о праве на собственность как первичном и неотчуждаемом праве человека нельзя распространять на современные крупные корпорации.
     Когда речь идет о неотчуждаемом праве на собственность для фермера в аграрном обществе, то это право легитимно, потому что касается земли и хозяйственной утвари, органически слитой с жизнедеятельностью владельца. Крупные же корпорации существуют не по частному праву, а как институты, выполняющие социальные цели. А эти цели являются предметом публичной дискуссии и публичного выбора. Вопросы эти не могут оставаться вне поля зрения общества, государства. Право собственности приобретает вторичный характер и перестает быть неотчуждаемым. Способ его реализации зависит от публичной политики. «Вопрос о распределении богатства, - пишет Р.Даль, - должен (ought to) быть на первом плане (high on) повестки дня национальной политики» (Dahl R. Toward Democracy: A Journey. Reflections: 1940-1997. Berkeley, 1997, p.748.)
     Я уже не говорю о том, что либералы-коммунитаристы в США давно поняли ограниченность рыночных отношений и необходимость государственного и общественного субсидирования и регулирования развития духовной сферы жизни общества.
     Сопоставьте растущее на Западе осознание социальной ответственности бизнеса и публичной ответственности за функционирование и развитие института собственности с тем, что происходит у нас в России. В ответ на упреки в растрате капиталов на предметы роскоши Роман Абрамович заявил по телевидению: «У нас просто не умеют уважать право собственности».
     В докладе приводятся цифры: в России 60% акций сконцентрировано в руках главного собственника, а на Западе – всего только 2%, в чем я даже сомневаюсь. Так ли это?
Сорокин Д.Е. Это официальные данные их исследований.
Красин Ю.А. Тем более. Собрали всё под себя и еще недовольны, что государство вмешивается в дела корпораций. Конечно, проблема сложная – надо учитывать, какое у нас государство: неэффективное, бюрократизированное и коррумпированное. Поэтому функцию публичного контроля за крупной собственностью выполняет из рук вон плохо. Но то, что эта функция должна быть со стороны государства и гражданского общества, - это несомненно. С этой точки зрения, публичную политику нынешней власти по отношению к крупному бизнесу нельзя оценивать однозначно. Она амбивалентна и даже антиномична, как амбивалентна и антиномична вся наша система. С одной стороны, императивы, исходящие от общества, диктуют необходимость общественного контроля. С другой стороны, получается бюрократический контроль и даже срастание власти и собственности. Как выбираться из этого клубка противоречий, - это большой вопрос.
     Я хотел бы коснуться замечания докладчика о своеобразии России. Несомненно, своеобразие есть. Но надо сказать, что эта проблема очень опасна, заминированный участок, по которому трудно пройти невредимым. Очень многие сбиваются с пути, в том числе даже заядлые либералы-западники. В «Независимой газете» за 10 октября т.г. появилась заметка о выступлении московских экономистов в Томске в Школе публичной политики. И вот известный либеральный теоретик В.Найшуль говорил там с симпатией о допетровских институтах власти, которые, по его мнению, отвечают русской ментальности. Поскольку идея была дана в изложении, я заглянул в Интернет и нашел там статью В.Найшуля, в которой содержатся интересные признания о крахе в России западных схем демократии. Вывод: «Нам нужны собственные автохтонные способы коммуникации между властью и населением» (Полит.Ру, 12 мая 2005, с.12.). Для этого надо имитировать не Запад, а институты допетровских времен: Собор, Вече, Дума (боярская) и Школа. Россия, таким образом, выпадает из общего русла мирового развития.
     Может быть, это - эпатаж. Но за ним скрывается признание кризиса в России модели либеральной демократии и стремление использовать российскую специфику для того, чтобы обосновать необходимость российского авторитаризма. Мысль о возможности и допустимости проведения либеральных реформ авторитарными методами мы находим и у других адептов радикального либерализма. В недавно вышедшей книге Е.Ясина прямо утверждается: «Оптимальный для страны вариант: авторитарная власть проведет непопулярные реформы, затем до 2008 года предпринимаются шаги к демократизации» (Е.Ясин. Приживется ли демократия в России. М., 2005, с.331.)
     Так что реальная проблема российской специфики требует видения опасностей как слева, так и справа.
Сорокин Д.Е. Просто речь идет о том, нужна ли частная собственность на землю? Нужна. Только где? Нужна ли она в тундре, где оленей пасут. Это российская специфика. Не может быть везде введена частная собственность на землю. Там, где пасут оленей в тундре, ее быть не может по определению.
Красин Ю.А. И последнее. Вы ссылаетесь на то, что в будущем рассмотрите представления россиян о собственности по данным опросов, в том числе по исследованию ИКСИ РАН под руководством М.К. Горшкова.
Сорокин Д.Е. Не знаю. Может быть, это будет в другом разделе доклада.
Красин Ю.А. Почему? Это сюда ложится. Дело в том, что авторы доклада «Собственность в жизни россиян: домыслы и реальность», как мне кажется, иногда делают выводы слишком прямолинейно, не всегда в должной мере считаясь со сложностью, противоречивостью и, я бы сказал, амбивалентностью общественного сознания. Они, например, пишут об изменении отношения россиян к частной собственности: было совсем плохое отношение, теперь – все лучше и лучше, дело идет к тому, что все будут приветствовать частную собственность.
     Но когда вникаешь в материалы исследования, то выясняется, что в сознании россиян - сумбур в понимании собственности. Под частной собственностью часто понимаются предметы быта: мебель, холодильник, пылесос, в лучшем случае, автомобиль и квартира. В сознании многих граждан стирается грань между личной и частной собственностью. Если все эти приобретенные простыми гражданами вещи отождествляются с частной собственностью, то, естественно, она воспринимается позитивно. Но мы видим: когда речь заходит об олигархической собственности, то негативное отношение преобладает, и этот негатив даже нарастает.
     В отношении к собственности наблюдается раздвоенность общественного сознания. Если частная собственность – это квартира, то я «за» частную собственность. Если же это – нефтяные скважины или крупные предприятия, попавшие под «прихватизацию», то собственность в моих глазах нелигитимна, и я «против».
     В этой раздвоенности сознания надо разобраться, и, я думаю, это прямо выведет проблему собственности на острие проблемы неравенства, составляющей предмет нашего исследования.
Еще есть один вопрос, который я хочу только обозначить, - это собственность и право. Некоторые юристы вообще полагают, что собственность – чисто правовое понятие. Думаю, это неверно. Правовое оформление собственности базируется на интересах, а значит, на социально-экономических реальностях. Но я хочу сказать о праве и правосознании. В докладе говорится, что надо считаться с правосознанием. Это верно, но, с другой стороны, реальность такова, что правосознание в России сильно отстает, оно очень консервативно. Поэтому право должно и формировать правосознание.
     В докладе Д.Е. Сорокина поставлены вопросы, которые очень сложны и дискуссионны. Но они органически входят в проблематику социального неравенства. Поэтому мы должны продолжить думать о них и возвращаться к ним на следующих этапах исследования.
Медведев В.А. Юрий Андреевич хорошо поработал и сделал серьезный анализ доклада, практически это содоклад. Многие мысли из его выступления касаются не только проблематики собственности, но и социальных функций бизнеса, функций публичной и социальной сферы. Считаю, что это - хороший вклад в наше обсуждение и подготовку итогового доклада. Я приветствую это.
     Слово имеет С.П. Перегудов.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги