Медведев В.А.
Ограничусь кратким изложением своих впечатлений от представленного Ю.А. Красиным доклада.
Считаю, что перед исполнителями пятого раздела нашего проекта стоит наиболее сложная задача. Набор теоретических и практических проблем здесь действительно необъятный с большим элементом неопределенности. Конечно, не все они нашли место в докладе, но как первый подход к этой проблематике, как начало размышлений, дискуссий, дальнейших разработок, он может быть оценен положительно.
А в порядке критики, даже скорее пожелания, я бы сказал следующее. Следовало бы определить круг проблем, относящихся к политическому неравенству, попытаться их выстроить и структурировать для будущего раздела доклада.
Некоторые наметки на такую структуризацию есть. Я имею в виду разграничение, конечно, очень условное и относительное, на проявления социально-экономического неравенства в политической сфере и неравенство, порождаемое самой политической системой. Последнее, конечно, связано с первым, но имеет и самостоятельное значение. Понятие политической бедности в какой-то мере отвечает на вторую группу этих проблем.
В дальнейшем следовало бы идти по линии конкретизации этого разграничения и структуризации проблемы, более детально проанализировать, как и по каким направлениям политика испытывает влияние со стороны социального неравенства и его динамики. А с другой стороны, показать, как сама политическая система воздействует на неравенство или даже порождает его.
Думаю, что для осмысления этой проблематики будет иметь большое, а может быть, и решающее значение обсуждение докладов по четырем намеченным нами направлениям социально-экономического неравенства. Надо сквозь эту призму представить, как социальное неравенство отражается на политическом процессе и политических отношениях в стране. Вот, собственно, к этому и сводится мое общее мнение и предложение.
Сегодняшняя дискуссия порой была очень острой. Не считая крайних оценок, я не вижу ничего здесь плохого. Это нормальный процесс, тем более что социологи привыкли к одному стилю мышлению и изложения, экономисты – к другому. Надеюсь, что содержательный обмен мнениями и взаимная критика будут нас всех обогащать и приближать друг к другу.
И одно замечание я хотел бы сделать в связи с выступлением А.Ю.Шевякова. Оно касается коррупции. Согласен, что она превращается в коренную и, пожалуй, главную проблему общественно-политического характера в стране. Абстрактно рассуждая, кардинальное решение этой проблемы мыслимо двоякое. Одно – то, что предлагают радикал-либералы: избавление государства от всяких хозяйственных функций. Тогда вроде бы и предмет для взяток отпадет. Но это по существу невозможно.
Реплика. Бюджет все равно будет.
В.А. Медведев. Другое - создать какой-то политический инструмент, который бы сам был свободен от этой смертельной болезни и стоял над государством. Возлагать надежды на нынешнее государство в его нынешнем состоянии в борьбе с коррупцией невозможно. Ведь само государство коррумпировано.
Возвращаясь в этой связи к спору о советской реальности, должен сказать, что тогда такой инструмент был. Это – партия. Я много лет проработал в различных звеньях партийной структуры, начиная с первичного и городского и кончая высшим политическим руководством, и поверьте мне, не сталкивался лично с людьми, которых мог бы заподозрить во взяточничестве. Но, конечно, речи не может идти о возврате к партийной диктатуре.
Реплика. Об этом даже и говорить не надо.
П.М. Козырева. Тут еще есть такой важный аспект. Мы много говорим о коррупции, о том, что коррупцинеры-чиновники берут взятки. Давайте посмотрим на другую сторону этого же процесса. Ведь есть масса людей, которая эти взятки дает на уровне врача, на уровне ЖЭКа, на уровне школьного учителя, на уровне поступления в вуз, потому что детям нужно давать образование. И если мы будем концентрироваться только на том, чтобы бороться с чиновниками, мы ничего не решим.
В.А. Медведев. Я с Вами согласен. Это целый клубок проблем. Но есть ниточка – начинать с государства, с головы.
С.П. Перегудов. Я считаю, что коррупция у нас превратилась в системный фактор. Это не просто какой-то изъян, это свойство системы. В определенной степени коррупция порождена нынешней политической системой, отсутствием разделения властей. Вот у нас молятся на Конституцию. Но почему наш парламент лишается контрольных функций. Без этого не может быть разделения властей.
Д.Е. Сорокин. Этот парламент пусть лучше не имеет этих функций.
Реплика. Я согласен. Если мы говорим, что государство коррумпировано, кто же тогда будет бороться с коррупцией? Я считаю, что наша общественность должна как-то постепенно осознавать эти вещи и обсуждать недостатки, пороки нашей политической системы, отсутствие разделения властей.
В.А. Медведев. Остается надежда на пока еще мифическое гражданское общество и на то, что появятся такие механизмы, такие люди, которые начнут этот процесс.