Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Гринберг Р.С.

     Должен признаться: прочесть удалось только текст Ю.А.Красина. Внимательно слушал П.М.Козыреву. Возражений против текста Ю.А.Красина у меня нет. Позволю себе небольшие комментарии.
     Мне импонирует подход Ю.А.Красина, особенно тезис, согласно которому порабощение людей осуществляется не только силой, но и бедностью. Эта максима Джона Стюарта Милля очень важна. Думаю, что у нас в стране это положение часто забывают. Причем не только представители господствующей школы мышления, но даже и те люди, которые недовольны ходом реформ. Тем не менее, они считают, что массовая бедность – это плата за реформы. Многие считают, что это нормально, так сказать, в порядке вещей.
     Правда, надо признать, что все это существует не только у нас. На время вынужден стать адвокатом дьявола. Вроде бы все мы здесь приверженцы одной школы мышления – назовем ее правильной. Но есть правильная школа мышления, а есть еще и влиятельная. Вот и получается в жизни, что влиятельная школа – неправильна, а правильная – невлиятельна.
     Вернемся, однако, на землю, к обыденной жизни. Посмотрим на Польшу, Венгрию, Чехию - там народ тоже недоволен тем, что произошло. А мы ведь особенно часто ссылались, например, на Польшу как на некий образец проведения реформ. Любопытно, что в 1995-м, в 1996-м годах для этого были определенные основания. А сейчас, когда я разговариваю с восточноевропейскими  интеллектуалами, в частности, может быть, с главным интеллектуалом Центральной и Восточной Европы Адамом Михником (по крайней мере, я его «назначил» его на это амплуа), он говорит примерно так: да, мы не ожидали того, что получилось. Но, несмотря на это, он по-прежнему считает, что все делалось в целом правильно. Но народ-то недоволен.
     Позволю привести один парадоксальный пример. Это Чехия. В моем представлении Чехия - единственная страна с переходной экономикой, которая тотально, на 100%, проиграла в мировом соревновании, став в прошлом на социалистический путь развития. Статистика подтверждает этот тезис: в середине 30-х годов Чехия по ВВП была на втором месте в Европе после Великобритании. Это значит, что Австрия, которая сейчас в 5 раз превышает чешский уровень, была захолустьем по сравнению с Чехией.
     Если же говорить о других странах, возьмем другой экстрим – Болгария, для которой социализм, я считаю, был вообще «золотым веком». Будет ли у этой страны когда-нибудь еще такое? При каком строе? Непонятно. Они там все испробовали за последние пять лет – монархию, социал-демократию и что хотите. А становилось все хуже и хуже. Интересно, что во всех этих странах живет иллюзия, будто у нас в России мало понимают ход событий. У нас, в свою очередь, говорят: если эти страны хотят в Европу, значит, они нас предали и прочее. Откуда такая тяга в Европу? Может быть потому, что в старой Европе, по мнению восточноевропейских интеллектуалов, благороднее политические нравы, меньше политического маразма и экономического неравенства. Теперь вся надежда на Брюссель. А раньше была надежда на Москву. Одним словом, плюс поменялся на минус. Или наоборот. Прежде говорилось: учиться у Советского Союза – это учиться побеждать (как известно, был такой лозунг). Сейчас – курс на Брюссель только потому, что мы сами не в состоянии создать нормальное общество.
     Ясно, что в России даже таких иллюзий не может быть. Потому что мы не можем быть в принципе членами Европейского Союза, какие бы ни были претензии у некоторых наших, как их принято называть, либералов, хотя они вряд ли заслуживают такого определения. По существу, они такие же либералы, как Жириновский и все его ребята по партии, – либералы-демократы.
     По-моему, их лучше называть анархо-авторитаристы. Что я имею в виду? То, что у них сочетание двух, на первый взгляд, абсолютно несоединимых начал. Анархисты – это значит, что государству следует уйти отовсюду: прежде всего из экономики. По их мнению, нужно только наладить инвестиционный климат, а все остальное обеспечит механизм саморегулирования, т.е. дальше все покатится на автопилоте. Что касается авторитаризма, или даже феодализма, то здесь я имею в виду стремление централизовать все финансовые ресурсы страны и расходовать их по собственному усмотрению, т.е. миловать одних и игнорировать других. Неожиданное сопротивление монетизации льгот – всего лишь маленькие раскаты грома, какая-то ерунда. Подумаешь, отдали деньги. Испугались, правда, немножко, но дали.
     А на самом деле, по-прежнему все равно действует установка (я бы сказал так), на доограбление.
Реплика. Анархограбители.
Р.С. Гринберг. Анархограбители – это все-таки не так… Здесь уместен пример из высказываний политиков этого анархо-феодального толка. Один из них прямо пожалел одного губернатора, сказав, что «губернаторам приходится действовать с оглядкой на людей». Я считаю, что такое и Жванецкому не снилось.
    Нечто подобное приходится слышать и в других странах, например, словацкий вице-премьер, с которым я недавно встречался в Братиславе, примерно так же высказался: «Мы знаем, что надо делать, но не знаем, как выиграть выборы».
     Очень важно, когда вы говорите, что у нас либералы опять намерены ломать несогласных через колено. Да и П.М.Козырева абсолютно права, говоря об атомизации и апатии общества. Но мне кажется, что у вас несколько романтичное представление о нашей, так сказать, общественной ментальности. Вот, например: «Для России характерна глубоко укорененная коммунитарная традиция, требующая тесной увязки демократии с решением социальных проблем общества». Я думаю, что здесь большая натяжка. Вы имеете в виду общину или что? Честно говоря, я не очень хорошо понимаю, что здесь такое коммунитарная традиция.
     Теперь я хотел бы спросить, что Вы понимаете под демократическими возможностями? Может быть, вопрос должен быть сформулирован примерно так: должен ли царь заботиться о гражданском обществе? Я думаю, не очень. В принципе, если он просвещенный лидер, должен что-то предлагать в этом духе. Но решающий вклад в его создание вносит только общество, если, конечно, его отдельные сегменты готовы к самоорганизации.
     В этой связи уповать на, якобы, укорененную у нас коммунитарную традицию, которую кто-то должен реализовать – это, мягко говоря, предаваться иллюзиям или выдавать желаемое за действительное.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги