Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Зевелев А.И. Сталинизм не исчез из нашей жизни

     Профессор Межуев говорил о том, что «запахло сталинизмом». Формулировка довольно мягкая. Думается, что в обществе, общественном сознании и действиях имеются прямые проявления сталинизма. Сталинизм не исчез из нашей жизни потому, что наличествуют объективные и субъективные факторы, в свое время породившие это явление. Естественно, что они приобрели модифицированный характер.
     Из объективных факторов я бы отметил два. Первый – отсутствие в России многопоколенных традиций демократизма. Те ростки демократизма, которые обозначились после XX съезда и особенно в годы перестройки, заглохли и глохнут. Яркий пример тому – антиконституционный переворот 1993 года, расстрел парламента.
     Второй фактор связан с распадом, если хотите, с разгромом Советского Союза, вопреки народному волеизъявлению 1991 года. Здесь следует отметить два аспекта: антидемократичность самого Беловежского, я бы сказал, тайного, подпольного акта, совершенного в духе методологии и практики сталинизма, и тех, кто после распада СССР пришел к власти в странах, обозначенных аббревиатурой СНГ. В большинстве случаев это люди, которые по своей ментальности, да и практической деятельности – сталинисты, мало что общего имеющие с демократией.
     На грани объективного и субъективного находится такой элемент, как постоянное нарушение в России и других странах СНГ прав человека. Современные руководители, так часто повторяющие слова «права человека», вряд ли имеют научное представление о том, что это понятие включает в себе такое элементарное право, как оплачиваемый труд.
     Переходя к субъективным факторам, я имею в виду возникновение в России, да и в других странах бывшего СССР, двух новых классов: «новых русских» и государственной бюрократии. Впервые о «новых русских» сказал Хендек Смитт, американский корреспондент «Нью-Йорк таймс» в книге «Русские». Сюда входят бизнесмены, банкиры, теневики. Они заполнили ту нишу, которую занимали и занимают арабские шейхи и нефтекороли. «Новые русские» нажили огромные состояния за счет присвоения государственной собственности. В современной России это класс, имеющий классообразующие признаки. Он формируется и будет в дальнейшем укрепляться при условии сохранения современного характера распределения собственности.
     Второй новый класс – бюрократия – имеет в своей основе симбиоз бывших чиновников (коммунистов и комсомольцев) и новых бюрократов, присвоивших часть государственной собственности. Произошло слияние власти с капиталом и обмен власти на собственность.
     Два новых класса могут жить и процветать при наличии диктаторской власти, являющейся их гарантом. Здесь взаимно переплетающиеся процессы: названные классы возникают благодаря появлению в России диктаторской власти, а сама диктаторская власть существует потому, что опирается на них.
     Субъективным фактором я считаю и явление, обозначенное как «коллективный Распутин». Пущенное в оборот Аманом Тулеевым, это понятие ёмкое. В своей книге «Расколотая власть» (М. 1995 г.) я подробно описал физиономию этого явления. Не буду повторяться, хочу лишь отметить, что он состоит из трех кланов: свердловская мафия, по аналогии с брежневской днепропетровской мафией, силовики и часть интеллектуалов, которые в последнее время пришли в президентские структуры. Но главное – это власть силовиков, определяющая лицо «коллективного Распутина».
     Можно согласиться с выводом Сергея Ковалева о том, что хрупкий мост доверия, возведенный с трудом между обществом и властью, вопреки столетней традиции, снова разрушен.
     В современных условиях сталинизм имеет две составляющих его ветви, которые лишь на первый взгляд кажутся антиподами, а на самом деле произрастают от одного корня. О первой ветви здесь уже говорилось. Она на поверхности. Яркое представление о ней дает статья Косолапова в «Правде». Но Косолапов не одинок. За ним стоит целая гвардия. Наша задача – исследовать происхождение и состав этой гвардии, ее социальную «физиономию» и причины, по которым она считает XX съезд аномалией, серьезнейшей ошибкой, которую современные сталинисты якобы пытаются преодолеть.
     Вторая ветвь, как это ни странно, представлена структурой современного президента России, им самим.
     Я отдаю себе отчет, что современный сталинизм не копия или хрестоматийное повторение сталинщины, абсолютно всех ее отрицательных последствий и особенно варварского отношения к человеку, его правам и свободам. Это вряд ли возможно после того, что пережило общество в 30-е и первой половине 50-х гг. К тому же приверженцы сталинских методов – на словах противники сталинизма, открещиваются от Сталина и его деяний.
     В свете такой постановки вопроса следует попытаться сформулировать сущность сталинизма как общественно-политического явления России, ответить на вопрос, каковы его важнейшие истоки.
     Если признать, что главное содержание революции – вопрос о власти, то можно считать, что сталинизм – это комплекс определенных идей по захвату и удержанию единоличной власти в рядах большевистской партии и в СССР для осуществления своих амбициозных планов. Эта цель тщательно маскировалась двумя, как бы мы сегодня сказали, популистскими прикрытиями: благом народа и верностью ленинизму.
     Другой предварительный вопрос, также нуждающийся в прояснении, – возможность произрастания сталинизма после того, как XX съезд нанес ему, как думалось, сокрушительный удар. Однако, с одной стороны, этот замах оказался недостаточно мощным, чтобы покончить с проявлениями сталинизма. А с другой – осталась питательная почва для его гальванизации. И первое, и второе обстоятельства после ХХ съезда и Постановления ЦК КПСС от 30 июня 1956 года проявились в том, что руководство партии стало отступать от этих идей в сторону отказа от подлинной борьбы за десталинизацию.
     Сошлюсь лишь на некоторые факты. Вскоре после съезда Н.С.Хрущев на приеме в китайском посольстве заявил, что Сталина в обиду давать никто не собирается. На июньском (1957 года) пленуме ЦК КПСС Н.С.Хрущев заявил, что Сталин был жертвой его ближайшего окружения, которое якобы изолировало его от народа и толкало на преступления. После отстранения Хрущева от власти начинается форсированное восстановление в партии сталинских методов руководства, принимаются меры, если не по реабилитации Сталина, то по восстановлению памяти о нем, что особенно усилилось при Брежневе и Суслове. Это был регресс, вызванный тем, что остались слабо измененными сталинский тоталитаризм в обществе и партии.
     Наконец, нельзя сбрасывать со счетов личностный фактор в российском историческом процессе. Он всегда имел непомерное значение – как раз в силу тоталитарных традиций. Достаточно назвать имена некоторых царей и вождей – Иван Грозный, Петр Великий, Александр Освободитель, Ленин – Мечтатель и Строитель нового общества. Они революционеры и реформаторы, либералы и консерваторы – и часто все это в одном лице. Б.Н.Ельцин не то чтобы уже вписался в этот ряд, но его менталитет как руководителя страны и одновременно как личность, сформировавшуюся в условиях сталинизма, нельзя понять и объяснить без предыдущих рассуждений.
     Внимательное чтение ельцинских «Записок президента» показывает, что Борис Николаевич фактически представляет и оценивает себя как мессию для России. Он, в частности, пишет: «Я уже сам начал верить, что нахожусь под чьей-то невидимой защитой» или – «Меня не покидало чувство, что нам все время помогает какое-то чудо».
     Сталин, наверное, в глубине души тоже думал, что он мессия для России и даже всего мира. Но у него хватило ума об этом вслух не говорить, надеясь, что об этом скажут другие. И они говорили.
     Далее. Сталин знал и не сомневался в том, что он человек сильный, может быть, сверхчеловек. Ельцин об этом заявляет во всеуслышание. Он говорит о своей воле, решительности, что особенно он решителен в экстремальных ситуациях. Его стихии – конфронтация, кризис, ураган. И эта решительность с особой силой, видимо, проявилась в Чечне.
Еще об одном. Напомню, что римский император Веспасиан, ощутив приближение смерти, заметил, что чувствует, как становится Богом. Сталин, еще будучи живым, чувствовал себя Богом. Порою кажется, что Б.Н.Ельцин, который говорит о себе только в третьем лице, глядя в небо, чувствует голос свыше.
     Сталина и Ельцина, конечно, многое различает. Со всей определенностью надо сказать, и это к чести Ельцина, о ряде важных преобразований демократического характера. Не могут в России повториться 1937-й или начало 50-х годов с их варварством по отношению к человеку, нет и не может быть сговора с фашизмом, осуществляется на практике свобода политических убеждений (о чем, в частности, свидетельствует и мое выступление), некоторые принципы интернационализма и т.д.
     В заключение хотел бы сказать еще о двух аспектах.
     Первое. После того как Сталин стал секретарем ЦК, он понял, что руководить такой страной, как Россия, нельзя без достаточной теоретической подготовки. Он пригласил к себе представителя так называемой «Бухаринской школы» Яна Стэна и изучал произведения Гегеля, Фейербаха, Маркса, Энгельса. Уезжая из Кремля на дачу в Волынское, они целый день штудировали эти и другие первоисточники.
     Стэн в дневнике писал, что Сталин более или менее хорошо усваивал вопросы материализма. Но когда дело дошло до диалектики и особенно законов единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, у них и начались серьезные споры, так как Сталин из-за своего катехизисного мышления не мог никак их понять. Впоследствии Стэн вместе с другими представителями «Бухаринской школы» был расстрелян.
     Я бы посоветовал и нашим руководителям изучать диалектику, ибо без этого быть во главе России невозможно.
     Сталинизм существует в современной практике. Поэтому происходит на первый взгляд незаметная, но имеющая место реабилитация Сталина, а главное – повторение некоторых черт и особенностей сталинщины. Ответственность за это лежит и на той части демократов, которые обслуживают власть. Наша задача, всех здесь присутствующих, сделать все возможное, чтобы преградить дорогу новому изданию сталинизма. Это важное условие подлинной демократизации нашего общества.


 
 
 

Новости

Памяти Виталия Семеновича Гусенкова
Ушел из жизни Виталий Семенович Гусенков (17.11.1935 – 29.11.2024) 29 ноября 2024
Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги