Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Межуев В.М. Сталинизм возможен и без Сталина

     Любое значительное историческое событие необходимо рассматривать в двух контекстах – того времени, когда оно происходило, и сегодняшнего дня. Только в этом случае можно оценить его действительный масштаб. Историкам более интересен первый контекст, философам – второй. И не всегда взгляды тех и других на одно и то же событие совпадают.
     Я не принадлежу к тем, кто считает XX съезд лишь эпизодом той истории, которая уже ушла в прошлое, закончилась, т.е. истории КПСС или советской истории. По своему значению этот съезд выходит далеко за рамки породившего его времени. Не было бы съезда, не было бы и перестройки, всего, что произошло за последнее десятилетие.
     Этим я вовсе не провожу прямой параллели между «оттепелью», начатой XX съездом, и перестройкой, между Хрущевым и Горбачевым. Никакой идентичности здесь нет. И все же одно немыслимо без другого: перестройка стала логическим продолжением процесса, начало которому было положено XX съездом. И суть этого процесса – в постепенном отделении социализма от сталинизма.
     Когда проходил XX съезд, я был студентом, учился в МГУ на философском факультете. Для нас, вступавших тогда в жизнь, этот съезд означал нечто иное, чем для наших родителей и старшего поколения, пережившего ужасы сталинизма. Те увидели в нем конец репрессиям и начало реабилитации невинно пострадавших людей. Нас же поразило в первую очередь, что Сталин отныне – не классик марксизма-ленинизма, что его можно не цитировать и даже в чем-то критиковать. XX съезд вошел в наше сознание как открытие того, что социализм и сталинизм – не одно и то же.
     К сожалению, и сегодня нет четкого понимания того, чем был и является сталинизм. Его почему-то до сих пор отождествляют с коммунизмом, социализмом, марксизмом, большевизмом. Попытку развести эти понятия и предпринял впервые XX съезд, хотя не довел ее до конца, остановился в самом начале. В докладе Хрущева сталинизм был сведен к личности Сталина, к отрицательным чертам его характера, ставшим якобы основной причиной всех бед и несчастий сталинского периода – беззаконий, террора, лагерей и пр. Борьба со сталинизмом исчерпывалась фактически критикой «культа личности» Сталина. Сталинизм, конечно, ярче всего репрезентируется именно этой фигурой, но далеко не все в нем может быть объяснено только особенностями и свойствами сталинской психологии.
     Сталинизм возможен и без Сталина. Как марксизм не сводится только к Марксу, так и сталинизм – явление более сложное и широкое, чем СССР при Сталине. И одним лишь развенчанием Сталина сталинизм не победишь. Следующим шагом на пути осмысления и преодоления сталинизма стала перестройка, продолжившая процесс очищения от него социализма. Удалось ей довести этот процесс до конца? Если сегодня – в постперестроечный период – среди сторонников нынешнего режима мы встречаемся с негативным отношением к XX съезду, это означает, на мой взгляд, что в воздухе снова запахло сталинизмом. Да и негативное отношение к самой перестройке со стороны людей, называющих себя демократами и либералами, говорит о том, что они болеют той же болезнью. Сколь враждебно ни были бы они настроены к прошлому, они не могут называться демократами, отрицательно относясь к первым, пусть и не до конца реализованным попыткам демократизации страны. Про коммунистов, защищающих Сталина, и говорить нечего.
     Да, в нашей истории был и Сталин, и XX съезд. Уже одно это не позволяет изображать ее одной краской, сводить к общему знаменателю. В ней действовали разнонаправленные тенденции, шло столкновение противоположных сил, борьба между которыми продолжается и сегодня, причем исход ее далеко не ясен. О наличии этой борьбы свидетельствует сама смена периодов в нашей истории, каждый из которых как бы отрицает предыдущий. Не будем забывать, что XX съезд с его «оттепелью», сменившей период сталинского правления, закончился трагически. На смену ему пришел период «застоя», брежневизм, в котором многие по праву увидели неосталинизм, пусть и в смягченном варианте, без крайностей сталинского режима. Но ведь и конец перестройки в августе 1991 года был трагическим. Возможно, кому-то кажется, что тогда окончательно победили демократы. Я склонен думать иначе: последующие события убедили меня, что мы имеем дело с новым рецидивом сталинизма. Послеавгустовский режим освободился от социализма и коммунистической идеологии, но не от сталинского стиля политического мышления и поведения, еще раз подтвердив, что социализм и сталинизм – разные вещи. Само противостояние этих периодов лишь наглядно выражает неоднозначность, конфликтность действующих в нашей истории тенденций.
     Одна из них, как я уже говорил, представлена XX съездом и перестройкой. Это как бы одна линия, суть которой – в отделении социализма от сталинизма и его сближении с демократией и либеральными ценностями. Другая – в попытках того или иного возрождения сталинизма, либо выдаваемого за социализм (как при Брежневе), либо откровенно антикоммунистического и антисоциалистического (как сейчас). Сталинизм возможен и без социализма, на капиталистической почве, в союзе с банковскими магнатами и финансовыми воротилами. Ельцин в моем представлении – продолжение линии не Хрущева и Горбачева, а Сталина и Брежнева. Это сталинизм без социализма, сталинизм в иной идеологической упаковке.
     Казалось бы, что общего у Ельцина с Брежневым и Сталиным помимо, разумеется, партийного прошлого? Все же он – первый «всенародно избранный». Данное обстоятельство не должно, однако, вводить в заблуждение. Здесь нет никакой его личной заслуги. Он действительно пришел к власти на пике своей популярности в результате всеобщих и свободных выборов. Но это было в другой стране и при другом режиме. Хотя режим тот и называл себя коммунистическим, он позволил Ельцину вполне демократическим и конституционным путем стать Президентом одной из республик СССР. Но что он сделал с этим режимом и с этой Конституцией? Он ликвидировал их, навязав стране новую Конституцию, наделившую президентскую (т.е. его собственную) власть полномочиями чуть ли не абсолютного монарха. Я не буду описывать здесь остальных его «подвигов» – они хорошо известны. Развал СССР, расстрел Верховного Совета, антинародная реформа, война в Чечне – все это вехи на пути отнюдь не демократического развития. И все же не только и не столько это заставляет меня считать Ельцина продолжателем сталинско-брежневской линии. Связь тут более сложная и не лежащая на поверхности. Ее и нужно учитывать в оценке политического лидера, не обманываясь теми идеологическими этикетками, которые он наклеивает на себя. Он может называть себя демократом и реформатором, оставаясь на деле и по духу своему самым настоящим сталинистом.
     Что, собственно, следует считать сталинизмом в таком, самом широком смысле слова? Его часто отождествляют с деспотической и тиранической формой власти, с массовыми репрессиями и государственным террором. Но диктаторы и тираны встречаются в истории любой страны, из чего не следует, что все они обязательно должны быть уподоблены Сталину. Иван Грозный и Петр 1 убивали людей с не меньшей жестокостью, чем это делал Сталин (почему они и вызывали у него симпатию), но и это не повод для того, чтобы усматривать в них предшественников и родоначальников сталинизма. Сталинизм, разумеется, – предельно антидемократическая форма правления, но природа этого антидемократизма совершенно особая, специфическая, не имеющая прямых аналогов ни в монархическом самодержавии, ни в традиционных формах авторитаризма.
     Сталинизм в моем понимании – не столько политическое, сколько идеологическое явление. Идеология сталинизма объясняет и его политическую практику. А в основе этой идеологии лежит всем хорошо известный миф о победе социализма в одной стране. Когда-то мы заучивали его как непререкаемую догму. Объявив социализм построенным, Сталин выдал за него им же самим созданный режим, отождествил социалистическую идею с реальностью своего собственного правления. Здесь истоки и идеи «реального социализма». Тем самым реальность, названная социалистической, была идеологизирована, а идея, получившая статус реальности, мифологизирована, превращена даже не в утопию, а в миф, выдающий за реальность то, что никогда ею не было. Ленин, например, понимал, что социализма в реальности нет и еще долго не будет, что ему предшествует длительный переходный период с элементами рыночной экономики. Через десять лет после смерти Ленина Сталин объявляет о победе социализма в СССР, что и составило его личный вклад в теорию. Социализм фактически был приравнен к... сталинизму. С тех пор они и считаются синонимами.
    Те, кто разделяет эту главную идею Сталина, и являются, по моему мнению, сталинистами.
Обосновать подобную идею теоретическими средствами невозможно: слишком многое в реальной жизни противоречит тому, что люди связывают с целями и идеалами социализма. Поэтому Сталин вполне логично заменил теоретическую аргументацию уголовно-репрессивной – все несогласные или подозреваемые в несогласии подлежали физическому устранению. Сталинский террор прямо вытекал из сталинского мифа о победившем социализме. Если Сталин утверждал: «социализм – это я», то все сомневавшиеся в этом автоматически считались врагами народа и социализма.
     Как ни странно, на эту сталинскую удочку попались сегодня и те, кто защищает Сталина, и те, кто его отвергает. Например, ортодоксальный коммунист Р.И.Косолапов, с одной стороны, и ярый демократ А.Н.Яковлев – с другой. Находясь, казалось бы, на противоположных позициях, они исходят из одной и той же идеи – тождества социализма и сталинизма. Только Косолапов делает вывод о том, что Сталина нельзя трогать, иначе загубишь и социализм, а Яковлев призывает покончить и с социализмом, и с марксизмом, чтобы окончательно разделаться со сталинизмом. Для этого он превратил в сталинистов и Маркса, и Ленина. Он смотрит на предшествующую историю как бы сталинскими глазами, с позиции духа и буквы сталинской догмы. И Косолапов, и Яковлев – продукт одной и той же сталинской выучки. Один – явный сталинист, другой – вроде бы борец с ним, но кончали они явно одну и ту же школу.
     Но, может быть, действительно лучше заодно со сталинизмом покончить и с социализмом, сразу стать капиталистической страной без того и другого? Но вот беда: антикоммунизм и антисоциализм в качестве официальной политики породили режим, весьма далекий и от демократии, и от нормального рынка. Очень многое напоминает прежние порядки: опять один человек является гарантом всего и вся, опять ему нет альтернативы, опять все в стране вершится его именем. С социализмом покончили, но к демократии и капитализму так и не пришли. А все потому, что наши «липовые» демократы не усвоили уроков ни XX съезда, ни перестройки, сделавших попытку развести социализм с той реальностью, которая сложилась в стране со времен Сталина. Выдав борьбу с социализмом за борьбу со сталинизмом, корни сталинизма сохранили, а они не в социализме кроются, а в мышлении властей, отождествляющих идею, идеологию – неважно какую – с самими собой. Если Сталин думал, что он и есть олицетворение социализма, то Ельцин только в себе видит гаранта рыночных реформ и демократии. Но там, где демократия держится на одном человеке (без него она якобы потерпит поражение), она ничем не лучше социализма, утверждаемого волей одного лица. И я уверен, что ельцинизм войдет в нашу историю как еще одна разновидность сталинизма.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги