Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Бутенко А.П. Блажен, кто верует!

     Вся советская послеоктябрьская история, в том числе «хрущевская оттепель» и ее XX съезд КПСС, в мировой исторической науке описывается в рамках разных исторических парадигм. В своем выступлении хочу рассмотреть и сравнить оценку «хрущевской оттепели» и XX съезда КПСС в рамках только двух парадигм: считающейся марксистской, трактующей и «хрущевскую оттепель», и XX съезд в качестве важнейшего рубежа социалистического строительства (развития) в СССР; и в границах наиболее широко распространенной – либерально-консервативной, – рассматривающей сталинский режим как тоталитарный режим коммунистических цветов, а XX съезд в качестве проявления кризиса этого тоталитаризма и неудачной попытки его реформировать.
     Начнем с той, которая считается марксистской. Известно, что сначала И.Сталин, а вместе с ним все тогдашнее и более позднее коммунистическое движение, включая «оттепель Хрущева», «застой Брежнева-Черненко», а также «перестройку Горбачева» (во всяком случае до 1990 года), считали, что все разговоры о тоталитаризме в СССР (и других странах «реального социализма») – буржуазная клевета, что все упомянутые вехи суть этапы движения или совершенствования социализма. Почему советское развитие считалось развитием социализма? Это утверждал так называемый марксизм-ленинизм! Я говорю «так называемый» не случайно, ибо «марксизм-ленинизм» – это изобретение Сталина, это особая идеология, состоящая из отцеженных, специально отобранных и изложенных в «Вопросах ленинизма» (издавались 12 раз) идей. Идеология, претендовавшая на систематизацию взглядов Маркса, Энгельса и Ленина, но на самом деле фальсифицировавшая их воззрения, но так, как это было необходимо Сталину, т.е. подменяя действительные взгляды классиков сталинизмом. Эта подмена совершалась и внедрялась в общественное сознание в 1920-70-е и в начале 80-х годов. Готов биться об заклад, что 80%, если не больше, современных коммунистов и 90% критикующих их либеральных антикоммунистов, говоря о марксизме-ленинизме, хотя и думают о взглядах Маркса, Энгельса, Ленина, но оперируют при этом не чем иным, как усвоенным ими в вузах официальным «марксизмом-ленинизмом», т.е. сталинизмом.
     Чтобы не быть голословным, приведу только один пример, касающийся частной собственности и социализма. Вопреки действительным взглядам Маркса и Энгельса, выступавших против преждевременного, «зряшного» отрицания частной собственности при переходе к социализму, сталинизмом утверждалось: построить социализм значит любым путем уничтожить частную собственность, насильственно устранить эксплуатацию и эксплуататоров. А разве не так и сегодня трактуют этот вопрос многие коммунисты и их демократические критики, кичащиеся тем, что в своем марксистском образовании дальше «Краткого курса» они не пошли? Не только Сталин, сталинисты типа Полозкова-Косолапова, но и их сегодняшние сторонники и критики, ссылаясь на «Манифест Коммунистической партии», оперируют тезисом: «Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности». Однако это положение, ставшее альфой и омегой сталинского псевдосоциализма, Марксу и Энгельсу не принадлежит. Где уж сегодняшним критикам коммунизма с их уровнем культуры знать, что в авторском тексте этого произведения нет ни слова «уничтожение», ни слова «разрушение», а употреблено немецкое слово, всегда переводившееся в марксизме как «снятие», предполагающее диалектическое, а не «зряшное» отрицание, т.е. снятие частной собственности только при определенных условиях – при полной зрелости производительных сил и общества и по определенным правилам: с удержанием положительного и последующим возобновлением по-новому на новом этапе.
     Поскольку партия приняла сталинскую установку, а сам Сталин решительно осуществлял ее на практике, сложилось убеждение, что именно тогда, в 30-е годы, при Сталине, в СССР в основном был построен социализм. В этот социализм верил не только Н.Хрущев, его принимал и М.Горбачев.
     На самом же деле ни в 30-е годы, ни позже социализм в СССР не был построен: теперь, пожалуй, никто не отрицает, что политическая власть в стране уже тогда была отчуждена от трудящихся и узурпирована партийно-государственной бюрократией. В распоряжении этой же номенклатуры находились и средства производства, только объявляемые «общенародными». Эта же номенклатура распоряжалась и результатами труда рабочих и крестьян. В этой связи Л.Троцкий, Н.Бухарин, М.Рютин и другие уже в 30-е годы, каждый со своей аргументацией, склонялись к тому, что СССР – страна «преданной революции». Не отрицая наличия очевидных социальных завоеваний трудящихся, таких, как уничтожение безработицы, обеспечение гражданам труда и отдыха, бесплатного образования и здравоохранения, обеспечение в старости и т.д., сопровождаемых господством в обществе партийно-государственной бюрократии, государственно-бюрократического угнетения масс и их эксплуатации со стороны номенклатуры, многие считали невозможным называть существующий строй социализмом.
     Почему же миф о построении социализма в СССР оказался столь прочным? Почему по этому принципиальнейшему вопросу столь глубоко укоренилось ошибочное представление, которое, как это теперь многим очевидно, загубило не только «оттепель Хрущева», но и «перестройку Горбачева» и «экономические реформы Ельцина»? Причин было много и самых разных, я здесь назову лишь две главные: во-первых, теоретико-пропагандистские и, во-вторых, исторические.
     Первые – теоретико-пропагандистские – заключаются в том самом сталинском «марксизме-ленинизме», по эскизам которого и создавался казарменный коммунизм сталинского образца и в идеологемах которого казарменный коммунизм освещался и разъяснялся массам, преподносился им как истинно научный «марксистско-ленинский» социализм. Сначала И.Сталин и сталинисты, потом Н.Хрущев и его антисталинисты, позже М.Горбачев и его перестройщики, и, наконец, Б.Ельцин и его реформаторы с настойчивостью, достойной лучшего применения, утверждали и исходили из того, что в 30-е годы у нас в основном построен социализм, что все меры, которые после смерти Сталина осуществляли эти лидеры, были мерами по улучшению и обновлению социализма (в случае Н.Хрущева и М.Горбачева) или (в случае Б.Ельцина) мерами переделки в капитализм, но опять-таки социализма. Все эти представители партийно-государственной бюрократии и ее идейные оруженосцы, воспитанные в коридорах власти коммунистической номенклатуры, на вопрос: социализм ли это? – в ответ приводили именно те аргументы, которыми в свое время Сталин и сталинисты доказывали построение социализма в стране.
     Когда же речь идет об исторических причинах живучести рассматриваемого мифа, то имеются в виду те уникальные исторические формы, в которых был скрыт и умело упрятан совершённый слом нашего исторического развития: была реализована и скрыта главная тайна сталинизма – утрата советским обществом социалистического пути. Это случилось шаг за шагом и незаметно, причем не только для миллионов советских и зарубежных граждан, но даже для изощренных ученых и политиков-специалистов, многие из которых до сих пор так и не поняли происшедшего перелома. Если говорить кратко, то утрата произошла незаметно, в первую очередь, благодаря двум обстоятельствам: сталинскому термидорианскому перевороту и сталинской реализации принципа «цель оправдывает средства».
     Со времени Французской революции 1789-1794 гг. известен термидор как весьма изощренная форма контрреволюционного переворота. Суть ее в том, что это контрреволюция, совершаемая в рассрочку, в несколько приемов и использующая для первого этапа элементы той же правящей партии – путем их перегруппировки и противопоставления. Ведь и на самом деле после смерти Ленина власть качественно менялась: трудящиеся все больше от нее отодвигались, власть узурпировалась партийно-государственной бюрократией, но термидорианская форма контрреволюционного переворота не позволяла уловить суть происходящего, тем более что для этого использовались элементы той же правящей партии: ведь продолжала править ВКП(б) во главе со Сталиным, противопоставлявшим свои новые кадры ленинской гвардии. Несмотря на догадки партийной верхушки, миллионы граждан СССР и за его рубежами еще многие десятилетия верили, а некоторые верят и до наших дней, что власть в стране не менялась, что Сталин, как и Ленин, представлял интересы трудящихся, вел общество к социализму. Блажен, кто верует!
     Второе обстоятельство, способствовавшее сокрытию главной тайны сталинизма – утраты советским обществом социалистического пути развития – связано с той исторической ловушкой, в которую попадает общество, когда его лидеры следуют принципу «цель оправдывает средства», или «достичь цель любой ценой». Когда в конце 20-х годов советское общество оказалось в затруднительном положении, не позволявшем успешно продвигаться к социализму, И.Сталин пошел по пути реализации этого принципа.
     Но в том и заключается историческая ловушка, что достичь любую цель любыми средствами невозможно. У каждой конкретной цели есть своя, строго определенная совокупность средств, применение которых только и может привести к желаемому результату. Всякий же выход за их рамки неизбежно ведет к утрате цели, к обретению другого, непредвиденного направления развития. Это наглядно подтверждается в неудачах сегодняшних «реформаторов». Но особенно важно это для строительства социализма. Здесь, как считал Маркс, достойная цель достижима только достойными средствами. Как только при продвижении к социализму его организаторы выходят за пределы средств, совместимых с гуманной природой социализма, пытаются создать новое общество посредством террора, а тем более превращая человека из самоцели в средство развития, принося его физическое и духовное совершенствование в жертву умножению вещественных производительных сил, – такое общество неизбежно сходит с социалистического пути. Это и произошло в 30-е годы с советским обществом: оно утратило избранный ранее социалистический путь, оказалось на бездорожье, чего не поняли тогда современники событий, а сегодня не понимают многие историки и политики.
     Эта псевдомарксистская, а на деле сталинистская парадигма, примененная к отечественной истории, отстаивает ошибочную мысль, будто в нашей стране, стране «преданной революции», во второй половине 30-х годов, т.е. в обстановке массовых репрессий, в условиях расправы сталинской бюрократии с ленинской гвардией и утверждения всевластия сталинизма – был в основном построен социализм. Именно этот сталинский социализм, а на деле (по Марксу) казарменный коммунизм (псевдосоциализм) и совершенствовал Н.Хрущев и его «оттепель», а в 80-е годы обновляла и совершенствовала «перестройка Горбачева». Лично я не вижу ничего удивительного, что то и другое было в сущности бесперспективным занятием, не приведшим к успеху.
     А как выглядели эти же события с других – либерально-консервативных позиций? Как известно, серьезная западная политология в отличие от нашей бульварной прессы проводит четкую границу между диктаторским режимом Ленина и тоталитаризмом Сталина. Но стараясь получить идеологические дивиденды в условиях «холодной войны» за счет трактовки «социализма» в качестве тоталитаризма коммунистических цветов, западная политология перенесла на СССР все качества тоталитаризма фашистского толка, доказывая, что любой тоталитаризм нереформируем, не способен к саморазрушению.
     XX съезд КПСС оказался погребальным звоном для подобных толкований. Насколько кондовой и вульгарной оказалась эта парадигма западной политологии, хорошо видно из трудов нашего отечественного копировальщика западных схем – Андраника Миграняна, который доказывал, что XX съезд КПСС, да и вся «хрущевская оттепель» не поколебали советского тоталитаризма, а чтобы как-то обосновать это нигилистическое, как и у Косолапова, отношение к XX съезду, А.Мигранян пошел даже на пересмотр общепринятой (К.Фридрихом, Х.Арендт, 3.Бжезинским, Р.Ароном и др.) теории тоталитаризма, что было с иронией встречено в наших политологических кругах.
     В заключение – некоторые выводы.
     Во-первых, многие беды нашей жизни коренятся в том, что и во времена XX съезда КПСС, и сегодня у наших политиков и обществоведов нет научной парадигмы, в рамках которой можно было бы правильно понять собственную историю, в том числе и состоявшийся сорок лет назад XX съезд, благодаря чему можно было бы вывести страну на путь устойчивого прогресса. Сегодня сохраняется неадекватность оценок положения в стране, в том числе и оценок самой «хрущевской оттепели» и XX партийного съезда, их значения для будущего.
     Наша обществоведческая элита бросается от одной парадигмы, якобы марксистской, а на деле сталинистской, к другой, якобы более научной – либерально-консервативной, а на деле не менее примитивной и идеологизированной, чем сталинизм. Хуже всего то, что у приверженцев той и другой парадигм нет желания учиться. Если Маркс и Энгельс считали свое мировоззрение основывающимся на критическом освоении таких завоеваний буржуазной мысли, как трудовая теория стоимости англичан Смита и Рикардо, учение о классах и классовой борьбе французов Минье, Тьера, Тьерри, Гизо, а также материализма и диалектики немцев Фейербаха и Гегеля, то наши сегодняшние обществоведы в своей левой части, видимо, думают, что с тех пор буржуазная мысль не создала ничего заслуживающего критического освоения, а в своей правой части торопятся «заглатывать» все западное без всякого критического осмысления. На мой взгляд, и то и другое – проявление идеологического озверения, с которым пора кончать!
     Во-вторых, опыт XX съезда КПСС, его решений и результатов свидетельствует: радикальные перемены в обществе (пусть в весьма противоречивых и ограниченных формах) возможны и при неадекватном, ошибочном мировосприятии происходящего лидерами, но делаемое эффективно в том случае, если эти лидеры руководствуются в своих действиях не интересами узкого слоя людей, а тем более не своими собственными корпоративными устремлениями, а интересами большинства граждан, интересами всей страны. В этом – истоки исторического значения XX съезда КПСС.
     В-третьих, разрушение деспотического казарменного коммунизма (таким являлся сталинский строй в парадигме Маркса) или тоталитаризма коммунистических цветов (так выглядел этот же строй с позиций либерально-консервативной парадигмы) было все-таки возможно посредством собственных внутренних сил. Это отрицала западная теория тоталитаризма. Но это оказалось возможным только поэтапно, только шаг за шагом. В том и заключалось конкретное историческое значение XX съезда КПСС, прежде всего его «секретного доклада», что он нанес смертельный удар по ключевой черте тоталитаризма – системе массовых репрессий и террора, что расчистило путь для разрушения и других черт тоталитаризма, что было осуществлено уже на втором, основном этапе разрушения тоталитаризма – во время «горбачевской перестройки».
     В-четвертых, такой неадекватной оценки сути преобразуемого общественного устройства и в 50-х, и в 80-х годах было достаточно для того, чтобы подорвать и разрушить тоталитаризм, сделать шаги в сторону демократии и рынка. Однако подобного мировосприятия и оценок реальной действительности было совершенно недостаточно не только для поиска верного социалистического выхода, но даже и для определения пути успешных экономических реформ. Не случайно то, что ни XX, ни XXII съезды не уберегли общество ни от антихрущевского переворота середины 60-х годов и возрождения неосталинизма при Брежневе и Черненко, ни от неудачи «перестройки Горбачева». А сейчас мы являемся свидетелями очевидного провала реформы Ельцина-Гайдара. Это и понятно: нельзя рассчитывать на успех перестроек и реформ, если заблуждаешься в том, что перестраиваешь и реформируешь! Сначала М.Горбачев перестраивал и обновлял социализм, которого не существовало в природе, а после него Б.Ельцин стал тот же несуществующий социализм «трансформировать» и «реформировать». И тут и там – неудача, ибо давно известно: труднее всего получить ощутимый результат, переделывая воздушные замки.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги