Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Светлана Айвазова

Светлана Айвазова, доктор политических наук, главный научный сотрудник Института сравнительной политологии Российской Академии Наук.
 
Путь женщин к политическому лидерству в постсоветской России
    Путь женщин к политическому лидерству - крайне актуальная для России тема. Только сопоставив российский опыт с тем, что происходит в других странах мира, на разных континентах, можно понять как общие черты процесса становления женщин в качестве лидеров, так и особенности развития своей собственной страны. Оригинальность России заключается, пожалуй, в том, что еще в начале ХХ века, окончательно признавшего   проблематику равноправия женщин и мужчин, Россия была в числе лидеров, продвигавших эту проблематику.
    Уже в 1906 году российские женские организации отправили    петицию   в первую Государственную Думу. В этой петиции содержалось требование предоставления женщинам права голоса. В ту пору Финляндия входила в состав Российской империи на правах протектората. Благодаря активности российских женских организаций, в тот момент финским женщинам было предоставлено право голоса. Остальные россиянки его не получили. Финские женщины сумели замечательно использовать это право. Сегодня Финляндия принадлежит к числу стран с наиболее благоприятными условиями для практической реализации принципа равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Президент Финляндии – женщина, недавно премьер-министром была женщина, мэр города Хельсинки – женщина. Равноправие существует во всех сферах власти – исполнительной, законодательной, судебной
Российские женщины: хождение во власть
 В России женщины   получили   право голоса только в 1917 году, в ходе Февральской революции. Октябрьская революция подтвердила принцип гражданского равноправия женщин и мужчин и закрепила его в   Конституции 1918 года. Интересно, что нормы этой Конституции стали модельными для принятия аналогичных законодательных норм в других странах мира. В 1936 году сталинская Конституция также подчеркнула, что   в СССР осуществлен гигантский прорыв в сфере равноправия мужчин и женщин. Но если мы внимательно посмотрим на то, как осуществлялось разделение властных полномочий между мужчинами и женщинами, то отчетливо увидим, что на политической сцене женщины в лучшем случае исполняли роль некоего ритуального хора, выстроенного на втором плане.   Женщины заседали в законодательных органах власти - Верховном Совете СССР, Верховных Советах республик и областей, которые, по сути, были скорее учреждениями декоративными, а не институтами, обладавшими реальными властными полномочиями. Среди депутатов этих Верховных Советов было до одной трети женщин. Они избирались туда по некоей разнарядке, получившей название «квота». С тех пор идея   квот для женщин начала овладевать миром, но мы были здесь пионерами.
     Тем не менее, реальной власти российские женщины не имели. Не имели потому, что все значимые политические решения принимались в высоких кабинетах ЦК КПСС и Политбюро, куда женщины попадали в исключительных случаях. За всю историю Советского Союза только одна женщина стала членом Политбюро – главного органа страны. Это была Екатерина Фурцева, долгие годы занимавшая пост министра культуры СССР. Уже в годы перестройки членом Политбюро была назначена Галина Семенова, бывшая до того главным редактором популярного женского журнала «Крестьянка».
     Назначение Галины Семеновой было многообещающим. Оно проходило на фоне широкой общественной дискуссии о проблемах равенства женщин и мужчин, о распределении ролей в семье и обществе. В ту пору был вполне возможен реальный рывок вперед в области не только юридического, но и фактического гендерного равноправия. Этот процесс был резко «на взлете», когда одна из героинь российской перестройки – знаменитая Галина Старовойтова в запале заявила с трибуны Съезда народных депутатов, что российским женщинам не нужны квоты, не нужны специальные поддержки. Нужно отказаться от этого при выстраивании политической карьеры - как мужской, так и женской, а рассчитывать только на собственный профессионализм. Результатом этого неосторожного заявления - позднее сама Галина Старовойтова признала, что оно было неверным – стала отмена квот. На следующих же выборах в парламент – уже новой страны, не СССР, а России - женщины вместо 30 % депутатских мандатов получили только 5,6 %.
     Столь стремительное падение уровня представительства женщин в российском парламенте было вызвано еще и тем, что именно в тот момент изменилась его роль в системе государственной власти - он обрел определенные властные полномочия. Используя этот пример, подчеркну, что, оценивая количественные показатели участия женщин в органах законодательной власти, крайне важно помнить не только о том, сколько там женщин, но и о том какова реальная роль этих парламентов. Российская история демонстрирует это очень четко. Но о том же свидетельствует опыт других стран мира.
     Посмотрим на международную статистику. Эксперты ООН включают, например, в одну группу   - с 25-ти процентным уровнем представительства женщин в парламентах - такие разные страны как ЮАР, Венесуэла, Куба, Австрия и Аргентина. Понятно, что участие австрийских женщин в парламенте означает реальное разделение власти между мужчинами и женщинами. В случае с Кубой, парламент которой реальных властных полномочий не имеет, это проблематично.
     Этот вопрос очень важен для понимания сегодняшней российской ситуации. В нашей стране функции парламента за последние четыре года резко меняются. Упустив это из виду, мы неправильно будем толковать итоги только что состоявшихся парламентских и президентских выборов. Оценивая их, следует иметь в виду и количество депутатских мандатов, полученных женщинами на выборах, и то, насколько парламент способен влиять на государственную политику. То есть, учитывать соотношение сил между исполнительной и законодательной властью – кто имеет больше функций, кто оказывает большее влияние на политику страны. И все же показатель представленности женщин в органах законодательной власти весьма существенен для понимания общего вектора развития той или иной страны.
     Что же с этой точки зрения происходит в годы реформ в России?
     На парламентских выборах в 1990-м году российские женщины получили 5,6% голосов, но уже в 1993-м году благодаря участию в выборах общественно-политического движения «Женщины России» женщины добились в целом 13,6 % депутатских мандатов. Сама общественно-политическая организация «Женщины России» получила 8% голосов избирателей, и вместе с этим возможность организовать самостоятельную, независимую фракцию в парламенте. Это был пик влияния женщин в российской политике. С тех пор вплоть до 2003 года происходило неуклонное снижение представительства женщин в законодательной власти. В 1995-м году женщины получили 10% депутатских мандатов. Однако общественно-политическое объединение «Женщины России» не попало в Государственную Думу. В 1999-м году оно получило уже 7,7% депутатских мандатов. На последних парламентских выборах в 2003 году «Женщины России» получили 10% голосов.
     Некоторые исследователи   считают, что этот показатель означает постепенное признание обществом проблематики женского участия в политике. Хотелось бы, чтобы это было так. Однако, на мой взгляд, в данном случае дело состоит в другом: парламент перестает обладать теми функциями, которыми он обладал, он стал более зависимым от исполнительной власти. Поэтому в такой парламент можно допустить больше женщин. Президентские выборы подтвердили, как мне кажется, справедливость этой   тенденции. Однако при подведении «гендерных итогов» последних парламентских выборов важно учитывать и другие, не менее существенные, обстоятельства.
Законодательная основа парламентских выборов 2003 г.: гендерный аспект
     Законодательную основу последних парламентских выборов (2003 г.) в их гендерном аспекте обеспечивали: во-первых, действующая Конституция, а во-вторых, новый Закон «О политических партиях». Статья 19 пункт 3 Конституции Российской Федерации гласит, что мужчины и женщины в нашей стране имеют не только равные права, но и равные возможности для их реализации. В том числе, надо понимать, и в сфере политики. Закон «О политических партиях» начал действовать как раз в канун парламентских выборов 2003 года и должен был повлиять на процедуры участия партий в выборах, в том числе – и на особенности формирования партийных списков кандидатов в депутаты. В этот Закон благодаря мощному давлению женских организаций была включена специальная норма, которая содержалась в статье 8 пункт 4. Эта норма развивала выше приведенное положение Конституции и рекомендовала политическим партиям создавать равные условия для женщин и мужчин при формировании своих руководящих органов и при составлении списков кандидатов в депутаты.
     В соответствии с Законом «О политических партиях» все российские политические партии должны были перерегистрироваться. Право на участие в выборах получали только те политические объединения, которые имели 45 отделений по 10 тысяч человек на всей территории России. Благодаря действию закона общественно-политические женские объединения исчезли с политической карты нашей страны, поскольку им не хватило ни сил, ни финансовых ресурсов для того, чтобы перерегистрироваться в политическую партию.
     Впоследствии многократно, на различных женских конференциях, семинарах, других общественных мероприятиях вновь и вновь возникал вопрос о необходимости создания женской политической партии. Например, этот вопрос поднимался на последнем Гражданском Форуме, который состоялся в Нижнем Новгороде в октябре 2003 года. Это означает, что в российском обществе существует запрос на женское политическое объединение. Но на сегодняшний день подобного объединения не существует.
     Важным фактом последних парламентских выборов стал и процесс лоббирования   женскими организациями поправок к важнейшим законам, по которым проходили эти выборы. В частности, к законам «О выборах» и «О гарантиях избирательных прав граждан» была предложена поправка, устанавливавшая норму в 70% на представительство лиц того или иного пола в списках кандидатов в депутаты от политических партий и блоков. Иначе говоря, 30% мест в будущем парламенте   политические партии должны были отдать женщинам. Эта поправка несколько раз ставилась на голосование при обсуждении всех поправок к двум законам, но она так и не прошла.
     Однако, само прохождение через Государственную Думу этих поправок имело определенное значение. Они привлекали внимание   российских политических партий и их лидеров к проблематике равных прав и равных возможностей женщин и мужчин. Таким образом, шло своего рода просвещение российской политической элиты, которое никакими другими способами осуществить невозможно. Если представителей элиты почти невозможно собрать на семинаре или на специальных учебных курсах, то в ходе парламентских слушаний, в ходе парламентских встреч депутатов и представительниц женских организаций эти проблемы широко обсуждались.
     Две женские организации играли ведущую роль в этом процессе. Это Движение «Женщины России», которое возглавляет Екатерина Лахова, ставшая в нынешней Государственной Думе Председателем Комитета по делам женщин, семьи и молодежи, и Консорциум женских неправительственных организаций, возглавляемый Еленой Ершовой. Продвижение поправок к законам «О выборах» и «О гарантиях избирательных прав граждан» стоило громадных усилий, но во многом благодаря этому сама тема гендерного равноправия сохранилась в дискурсе политических партий.
Количественные параметры парламентских выборов 2003 г.: гендерный аспект
     Среди тех, кого выдвинули политические партии - фавориты избирательной кампании - «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, блок «Родина», СПС и «Яблоко» - было чуть больше 12% женщин. Среди тех, кто получил депутатские полномочия,   оказалось 44 женщины, то есть около 10 % депутатов ныне действующей Государственной Думы. 28 женщин во фракции «Единой России», 6 - в КПРФ, 4 – во фракции блока «Родина», 4 – значатся в числе независимых депутатов, 2 - в ЛДПР.
     Самое большое число женщин было в списке партии «Яблоко» - 15% – и это большая потеря для российского общества, что партия «Яблоко» не прошла российский парламент. Я вижу здесь недоработку женских организаций, не оценивших «тренд» этой партии в сторону проблематики равных прав и равных возможностей. В «Яблоке» не только было больше всего кандидатов-женщин по сравнению со всеми остальными политическими партиями, но в программе партии «Яблоко» содержалось обещание, что она будет поддерживать законодательные инициативы по гендерному равноправию.
     В результате выборов пять женщин – депутатов (все они - представительницы партии «Единая Россия» ) заняли посты в руководящих органах Государственной Думы. Так, пост вице-спикера сохранила Любовь Слиска, которая наслышана о гендерной проблематике, иногда поддерживает ее, иногда – нет. Пост Председателя Комитета по делам женщин получила Екатерина Лахова, Комитет по здравоохранению возглавила Татьяна Яковлева, Комитет по делам Севера сохранила за собой Валентина Пивненко. Комитет по природопользованию – очень важный Комитет   в условиях России с ее своеобразной экономикой – получила Наталья Комарова, которая прежде была мэром города Уренгой. 
     Какова же, с гендерной точки зрения, главная отличительная черта этих выборов? На мой взгляд, был опровергнут расхожий тезис о том, что российский электорат не хочет голосовать за женщин. Так, оказалось, что на выборах 2003 года партии в числе кандидатов в депутаты выставили женщин меньше, чем на прошлых выборах, а прошло в Думу женщин больше, чем на предыдущих выборах. Стало совершенно очевидно, что   самый внушительный  барьер для прохождения женщин в Законодательное Собрание воздвигают сами политические партии: сколько женщин они реально выдвигают – столько и проходит. Это хорошо видно, в частности, на примере «Единой России». «Единая Россия» выставила в одномандатных округах 15 женщин - и 13 из них попали в Государственную Думу. То есть, при условии реальной поддержки со стороны партии шансы женщин попасть в Государственную Думу резко возрастают.  
     Выборы 2003 года опровергли также миф о том, что российские женщины не хотят идти в политику. В политических партиях и объединениях оказалось очень много женщин, которые участвовали в выборах, хотя не имели, в принципе, шансов на победу. То есть тяга женщин к участию в политике достаточно велика: например, около 20% женщин было в списках Российской партии «Зеленые»; 16% женщин - в списках Российской партии пенсионеров, которая в некоторых российских регионах получила на этих выборах первое место.
     Еще раз подчеркну: мифы, распространенные в некоторых кругах российской политической элиты, о том, что женщины не хотят идти в политику, а избиратели, в свою очередь, не хотят голосовать за женщин – опровергнуты   итогами последних парламентских выборов.
Выборы Президента России (2004г.): гендерный аспект
      Начиная с 1999 года, проводится мониторинг участия женщин и мужчин в парламентских и президентских выборах в России, Эту работу проводит Консорциум женских организаций при поддержке канадского Фонда женщин. В рамках этого проекта в 1999-м году были разосланы специальные письма всем кандидатам на пост Президента Российской Федерации, в которых их спрашивали о том, как они будут способствовать продвижению проблематики гендерного равенства в российском законодательстве, и в повседневной российской жизни.
     В 1999-м году семь кандидатов ответили на это письмо. Это был знак уважения к женской организации, и это был знак уважения к самой проблематике гендерного равенства. В 2004 году мы обратились к кандидатам на пост Президента с тем же вопросом. На этот раз мы получили отклики только от двух из них – от Сергея Миронова (Партия Жизни) и Олега Малышкина, который был выдвинут ЛДПР (Либерально-демократическая партия России). Интересно, что Ирина Хакамада – единственная женщина среди кандидатов в Президенты - не отозвалась на наше письмо... Мы рассматриваем этот факт как важный показатель снижения значимости диалога между руководителями государства, лидерами политических партий и общественными организациями. Еще четыре года назад они считали необходимым реагировать на запросы представителей гражданского общества, но в 2004 году, похоже, они так больше не считают.
     Известно, что впервые женщина заявила свою кандидатуру на пост Президента России в 1996-м году - это была Галина Старовойтова. Тогда она не смогла собрать подписи даже для того, чтобы быть зарегистрированной в качестве кандидата на этот пост. На следующих президентских выборах в 2000 году свою кандидатуру осмелилась предложить Элла Памфилова, которой удалось собрать необходимые для регистрации подписи и сверх того - получить 1% голосов избирателей. В 2004 г. в числе десяти соискателей президентской должности значилось имя Ирины Хакамада. Она получила 3,9 % голосов избирателей. Это означает, что общество постепенно осваивает саму   тему выдвижения женщин на высший государственный пост, что оно постепенно привыкает к самой идее гендерного равенства при решении столь ответственной политической задачи как выборы главы государства. Опросы, который проводил в ходе президентских выборов Фонд «Общественное мнение», показывают, что уже больше половины российских избирателей в принципе готовы поддержать женщину на таких выборах - этого не было десять лет назад, когда подобную готовность выражали очень незначительное число российских избирателей.
     Отношение нынешнего Президента России В.В.Путина к проблематике гендерного равноправия, мне кажется, отражает состав правительства, которое было сформировано после президентских выборов 2004 г.: впервые за очень долгие годы в Правительство Российской Федерации не вошла ни одна женщина. На мой взгляд, это – знаковое событие.
     Последнее десятилетие «опытов» российских женщин на политической сцене доказывает, на мой взгляд, важность просветительской стратегии женского движения. В условиях нынешней России это означает, прежде всего, продвижение уже сформулированных поправок к избирательным законам, которые способствовали бы законодательному закреплению нормы равного гендерного представительства мужчин и женщин в органах государственной власти. И одновременно это говорит о важности поддержки лидерских женских школ, успешный опыт организации которых тоже развивается в России в последние десять лет.

 


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги