Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Ольга Здравомыслова

Ольга Здравомыслова, руководитель Общественно-политического центра Горбачев-Фонда, Вице-президент «Клуба Раисы Максимовны», руководитель проекта с российской стороны

Дискуссия на гендерную тему: опыт российско-канадского проекта

     Российско-Канадский проект  «Женщина третьего тысячелетия» начался в августе 2002 года и завершился в ноябре 2004 года. Основными партнерами  выступали: "Клуб Раисы Максимовны" (проект Горбачев-Фонда) и Университет Макгилла (Монреаль, Канада).
     Проект, направленный на усиление роли женщин в публичной сфере и поддержку их участия в общественной деятельности, содействует формированию и укреплению позиций гражданского общества в России. Мы исходили из того, что инициативы, подобные нашему проекту, могут стимулировать обсуждение гендерных проблем в обществе, делать их предметом публичной политики и оказывать влияние на  решение проблем женщин и семьи.
     Проект осуществлялся в рамках программы партнерства Университета Калгари и Горбачев-Фонда при участии известных в России центров Институт социально-экономический проблем народонаселения РАН (директор Н.М. Римашевская) и Женская информационная сеть (директор Т.Г. Тройнова), которые внесли в работу разнообразие подходов и обеспечили надежность экспертных оценок. Среди консультантов проекта были исследователи из Южной Африки и Шотландии.
Общая характеристика проекта. Постановка вопроса 
     Мы разделяем позицию российской исследовательницы и идеолога женского движения Светланы Айвазовой, которая формулирует цель гендерного просвещения в широком смысле, как изменение «правил игры в обществе» и, в конечном счете, достижение гендерного равенства (С. Айвазова. Гендерное  равенство в контексте прав человека . Консорциум женских объединений М., 2001). В нашем проекте мы поставили цель вовлечь в эту деятельность молодых людей, готовых включиться в дискуссию, осознав ее важность для себя, и способных развивать ее в среде своих друзей и коллег.
    Мы выделили три аспекта проблемы «Гражданская и политическая ответственность женщины» (меняющаяся роль женщины в современной культуре; взаимодействие приватной и публичной сфер; участие женщин в публичной политике) и предложили шесть тем для групповых дискуссий:
 -Понятие гендер. Представления о мужественности и женственности в культуре
• Тенденция феминизации культуры
• Семья: гендерный анализ
• Проблема насилия против женщин
• Гендерные аспекты глобализации 
• Участие женщин в общественной деятельности
      Сочетая в себе черты исследования и образовательного семинара-дискуссии, проект ставил задачу проанализировать феномен женского социального активизма, выяснив, в какой мере гражданская и политическая активность включены в жизненные стратегии современных российских женщин. Центральный вопрос проекта был сформулирован следующим образом: каковы препятствия для общественной активности молодых профессионально-ориентированных женщин и как знание и понимание того, в чем состоят эти препятствия, может помочь их преодолению. 
Семинары проекта, проходившие в форме обсуждений текстов, заранее разосланных участникам. К семинару каждому из его участников предлагалось прочесть специально подобранные, переводные и русскоязычные тексты, общим объемом 50 страниц и продумать ответы на вопросы по теме семинара. Это предполагало не только ознакомление с новой информацией, взглядами гендерных исследователей, позициями активистов, но и возможность сформулировать собственную позицию, свое понимание прочитанного. 
Авторы проекта исходили из того, что представление о гендерной проблематике и отношение к ней уже существуют у каждого участника семинара – более того, они пропитаны личностным смыслом, который каждый стремится выразить. Поэтому исследовательская задача проекта состояла в выявлении логики обоснования участниками семинаров своих позиций и того, насколько ход дискуссии и предложенные тексты способствуют (или препятствуют) изменению этих позиций.
Выбор целевой группы. Участники семинаров.
      В качестве целевой группы проекта были выбраны женщины в возрасте 25 – 35 лет получившие высшее образование и успешно реализующие себя в профессии. Они, принадлежат к постсоветскому поколению с присущими ему признаками «промежуточности», переходности. 
Выбранная нами возрастная группа представляется крайне важной, как с точки зрения понимания особенностей  постсоветской гендерной социализации, так и с точки зрения определения  перспектив участия женщин в публичной политике.  С одной стороны,  эта возрастная группа  играет  сейчас незначительную роль в политике и публичной жизни в целом. С другой стороны, женщины,  рожденные в 70ые годы, выпадают как из коллективного опыта своих матерей и бабушек, так и из формирующейся у современных подростков и двадцатилетних культуры консьюмеризма.
  Участницы семинаров уже получили образование, определились в отношении будущей профессиональной карьеры и приобрели некоторый опыт преодоления разного рода «барьеров» в период своего личностного и профессионального становления. В то же время они представляют поколение, из которого в самом ближайшем будущем выйдут новые политики и руководители. Неучастие в публичной жизни - не только их личная потеря, но и неудача общества, не использующего такой важный «ресурс», как социально активные молодые женщины. 
 Особенностью нашего подхода являлось признание важности как женского, так и мужского опыта понимания того, с какими проблемами придется столкнуться «женщинам третьего тысячелетия», а также выявление главных пунктов согласия и несогласия. Исходя из этого, участниками семинаров наряду с женщинами были также мужчины, которые принадлежали к той же возрастной и социальной группе, что и женщины.
     Семинары проекта проходили одновременно в Москве. Санкт-Петербурге, Иркутске и Петрозаводске. В них участвовали в общей сложности 80 человек (40 мужчин и 40 женщин) с высшим образованием, в возрасте от 25 до 35 лет. 
Отбор участников проходил на основе присланных ими резюме. В них участники проекта сообщали информацию о себе и излагали мотивы своего участия в дискуссиях о проблемах современных женщин. Профессиональный  состав участников семинаров  был  довольно  однороден в Петербурге, где и в женской и в мужской группах преобладали люди, получившие социально-гуманитарное образование (социологи, психологи, филологи, юристы). В Петрозаводске группы оказались более разнообразными, поскольку, наряду с  гуманитариями  включали больше, чем в других городах, активистов гражданского общества и людей, работающих в сфере публичной политики (журналисты, депутаты Законодательно собрания, специалисты по связям с общественностью). В Иркутске, по сравнению с другими городами, в обеих группах было  больше профессиональных преподавателей. Особенностью московских семинаров явились то, что женская группа оказалась наиболее разнородной по профессиональному составу (журналистки, экономист-международник, психолог, биолог, художница, менеждер, активистки третьего сектора), а также то, что  «ядро»  мужской группы составили члены Социал-демократической партии  России.
Практические результаты проекта
     Мы видим главные практические результаты проекта в развитии публичной дискуссии об общественной активности женщин в российском обществе и вкладе проекта в российское гендерное просвещение. 
      Дискуссионный и одновременно, просветительский характер имели семинары, прошедшие в четырех городах. По сути дела, их участникам была предоставлена возможность протестировать степень гендерной чувствительности общества, поставив эксперимент на самих себе. Анализ семинаров показывает наличие несовпадающих, а иногда противоречащих «логик»: логику индивидуального понимания обсуждаемой проблемы, логику текстов, воспринимаемую или отвергаемую участниками семинаров и логику совместного обсуждения. Анализ семинаров свидетельствует о важности соединения чтения текстов по гендерной проблематике и непосредственно следующей за прочтением дискуссии, целью которой является не освоение определенного объема информации, а поиск истины, выработка собственной позиции и умение ее аргументировать. Таким образом, мы видим один из важных результатов проекта в развитии навыков участия в публичной дискуссии.  
На базе проекта было опубликовано несколько материалов в СМИ . Среди них – статьи в журналах «Крестьянка» и «Журналист», в региональной печати. Одна из активных участниц семинаров в период осуществления проекта стала главным редактором журнала «Он и она» (выходит в качестве ежемесячного приложения к  одному из популярных женских журналов), посвященного гендерным проблемам. На его страницах печатались и печатаются материалы, непосредственно связанные с дискуссиями проекта, обсуждаются темы, поднятые на семинарах. Несколько участников семинаров стали авторами журнала и продолжают сотрудничать с ним, способствуя развитию публичной дискуссии.
     Материалы семинаров проекта были использованы для подготовки учебных курсов по гендерной тематике тренерами проекта  Альбиной Широбоковой (Иркутск) и Татьяной Соколовой (Петрозаводск).
Практические рекомендации проекта касаются, прежде всего:
•необходимости проведения регулярных публичных дискуссий по гендерной тематике,
•разработки подходов работы со СМИ,
•написания и публикации популярных изданий по гендерной проблематике, рассчитанных на разные аудитории
•знакомства с международным опытом обсуждения и решения гендерных проблем.
Теоретические результаты проекта сквозь призму семинаров-дискуссий
Проект выявил несколько проблем имеющих значение для развития гендерных исследований  в России. 
Несмотря на начавшиеся в 90ые годы гендерное просвещение и становление независимого женского движения социальная и политическая активность женщин по-прежнему находятся на периферии внимания населения, гражданского общества и политической элиты. 
Можно выделить несколько препятствий, ограничивающих общественную активность российских женщин и мешающих изменению ситуации:
•Социальное неравенство, разрушающее женскую солидарность и способствующее возникновению «культуры бедности»,  которая охватывает значительный слой женского населения.
•Сохранение в качестве базовой модели «работающей матери»,  предполагающей неравное распределение власти и ответственности  женщин и мужчин в приватной и публичной сферах.
•Устойчивая стратегия власти, нацеленная на ограниченное и управляемое участие женщин в общественной и политической деятельности – реализация «номенклатурного принципа», который приходит в противоречие с потребностью усиления влияния женщин на принятие политических решений.
•Отсутствие  стратегии развития женского движения

2. Развитие женского социального активизма является одной из задач гендерного просвещения, которое включает обсуждение результатов исследований, дискуссии, обучающие курсы.  Просветительская стратегия рассчитана на долгий период времени, и ее успех определяется тем, насколько далеко она сможет выйти за пределы круга самих «просветительниц» и активисток женских организаций.   Основываясь на результатах проекта, можно сделать вывод, что мотивы участия в просветительских программах такого типа  делятся  на три группы: (1)  профессиональные интересы, более или менее пересекающиеся с гендерной проблематикой; (2) личные, психологические проблемы;  (3). интерес  к общественно - политической проблематике в целом. Разумеется, мотивация может формироваться и на пересечении этих групп.
     Женщины  - в отличие от мужчин – говорят о своих мотивах  развернуто и детально. Многие с самого начала делают акцент на важности личного «гендерного опыта», обусловившего их интерес к проекту. Несколько его участниц уже на первом семинаре заявили о том, что тема «гендер» открывает для них нечто важное в устройстве общества – и главное заставляет поместить то, обычно считается «личным», в контекст «общественного». Они говорили о том, что роль мужчины и роль женщины социально сконструирована, а не задана «естественным» порядком вещей, что существует «мужской шовинизм», к которому общество относится «терпимо», а само слово «гендер» фиксирует, что «в обществе что-то не так». В то же время участниц семинаров, главным образом, интересовал культурологический и психологический аспекты гендерной темы. Поэтому наиболее трудными для обсуждения стали вопросы: «гендерные проблемы глобализации» и «участие женщин в общественной деятельности». Оказалось, что акцент на гражданской и политической активности женщин, скорее, отталкивает и снижает интерес к дискуссии в целом. Переход к общественно-политической тематике возникал в ходе развития дискуссии - как вывод, к которому приходили сами ее участницы.   
     Исходной позицией мужчин- участников семинаров в отношении гендерных проблем вообще и женского социального активизма в частности было неприятие, варьирующее от непонимания («зачем им это надо?») до открытой агрессии. Агрессия была направлена, главным образом, на «феминисток», которые, по мнению мужчин, пытаются внушить женщинам недовольство своим положением, заставить их принять «мужские ценности» и побудить участвовать в «крысиных бегах», конкурируя с друг с другом и с мужчинами за социальное признание, успех и власть.  Как и следовало ожидать, мужчины обсуждали «гендер» не столь позитивно, как женщины. Зачастую темы и ход обсуждения вызывали у них раздражение, беспокойство, сомнения, но, в конечном счете, по мере перехода от одной темы к другой  у мужчин возникало желание узнать и понять больше.
     Для того, чтобы обсуждение достигало цели –  продвинуться в понимании, выработать и обосновать собственную позицию -  принципиальное значение имел выбор литературы для семинаров. Результаты проекта продемонстрировали: хотя за последние годы в России переведено, написано и издано немало гендерных текстов, большинство из них мало пригодны как для целей просвещения, так и для развития идей и аргументации в публичной дискуссии.   

3. В современной России  интерес к общественным проблемам,  на основе которого может формироваться стремление и готовность участвовать в публичной деятельности, возникает, прежде всего, в среде молодых, образованных, профессионально-ориентированных женщин.   Опыт проекта позволяет предположить, что  условиями  формирования такого устойчивого интереса является понимание этими женщинами гендерной проблематики, представленной в исследовательских работах, образовательных и публицистических текстах, а также включенность в дискуссии  с участием как  сторонников, так и  противников идей гендерного просвещения.
  
 О российско-канадском сотрудничестве
     Трудно переоценить значение международной кооперации (российско-канадского сотрудничества) для реализации проекта. Мы отдаем себе отчет в том, что западный мир  к 70-ым годам прошлого века, когда началось активное продвижение идей гендерного равенства в политику, имел достаточно долгую и непрерывную историю развития гендерного дискурса – в то время, как в России он распространялся в среде исследовательниц и немногочисленных активисток женских организаций. Иначе говоря, современный гендерный дискурс, в котором вопросы гражданского и политического участия женщин глубоко проработаны, оказался в России в роли знания «для посвященных», а гендерные исследования остались относительно маргинальной, замкнутой и не слишком влиятельной областью российской социальной науки. Проект показал плодотворность совместной с канадскими исследовательницами работы именно для целей развития публичной дискуссии в России. Семинары и дискуссии свидетельствовали, что контекст сопоставления не только  дает новую информацию для размышления и обсуждения, но позволяет более объемно увидеть и оценить свой социальный опыт.
    Нам представляется важный разработка программ подобных семинаров-дискуссий для  школьных учителей, журналистов, членов политических партий, активистов гражданского общества - с  учетом специфики интересов каждой аудитории.
 

 
 
 

Новости

Памяти Виталия Семеновича Гусенкова
Ушел из жизни Виталий Семенович Гусенков (17.11.1935 – 29.11.2024) 29 ноября 2024
Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги