Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Медведев В.А.

     Я хотел бы высказать несколько может быть не очень связанных соображений по обсуждавшимся здесь вопросам.
     Что касается доклада Юрия Сергеевича Пивоварова, то в нем есть с чем подискутировать, но с учетом оговорки, которую он сделал, что его доклад касается только того, как перестройка вписывается в российскую историю, я бы ограничился только одним – напоминанием о своей позиции. Она кратко состоит в том, что перестройку в Советском Союзе нельзя понять, только исходя из национальных традиций нашей страны, вне общего мирового контекста. И не только продвинутых стран: ведь в Советском Союзе были представлены и сравнительно высокоразвитые республики, и регионы недалеко ушедшие от третьего мира.
     Если в своих рассуждениях мы будем замыкаться только рамками отечественной истории, нам не понять ни необходимости, ни содержания перестройки как очередной попытки страны выдвинуться на передовые рубежи мирового социально-экономического и политического развития.
     Во втором докладе – Иосифа Евгеньевича Дискина – содержится много очень интересных, порой неожиданных, экстравагантных соображений. Я хотел бы подискутировать с основной идеей, которая более выпукло сформулирована в тезисах, а в тексте доклада выражена в более мягкой форме.
     Речь идет об отвержении модернизации идеологизированного, телеологического типа. Автор с похвалой отзывается о перестройке, которая, по его мнению, чуть ли не впервые в российской истории представляла собой попытку отказа от этой парадигмы и в пользу генетической модели развития. Автор сопоставляет ее с другими сходными ситуациями и периодами российской исто-рии. Мне кажется такая позиция недостаточно убедительна и носит в большой мере умозрительный характер.
     Мне представляется, что вне целеполагания, вне определенных ценностных ориентаций никакая модернизация невозможна и, собственно, само понятие «модернизация» по определению включает в себя какие-то долговременные цели, которые общество хочет достичь в течение определенного периода времени, какие-то мотивации.
     Думается, перестройка в этом отношении не является исключением. Невозможно представить перестройку без идеологической составляющей. Более того, идеологическая составляющая перестройки носила исходный, системный характер, о чем здесь уже говорилось. Правда, сама она в ходе перестройки претерпевала развитие. Это факт. Представления о необходимости возврата к «истинному» социализму, к ленинскому пониманию социализма периода нэпа ус-тупали место более общим подходом, который, все более приближался к признанию первостепенного значения общечеловеческих ценностей.
     Что же Иосиф Дискин видит в качестве альтернативы социалистической направленности перестройки? Он предлагает (как это выглядит из всех его рассуждений) рынок, демократию, личную ответственность. Конечно, если к ответственности личности добавить ответственность общества перед личностью и его ответственность за отправление некоторых общих функций экономического и социального характера, тогда с этим можно вполне согласиться. Но это же и есть идеология. Идеология, которой недостает нынешней администрации. У нее нет ясной и четкой социальной, экономической и даже политической программы, а отсюда – и должной системности в практической деятельности.
     Проблема не в том - есть или нет идеологии, а какая она? Действительно ли она отвечает интересам общества, интересам людей, интересам социальных общностей или она противоречит им или, во всяком случае, не дает ответа на них.
     Мне кажется, у докладчика смешаны два аспекта вопроса. С одной сто-роны, наличие идеологии как совокупности ценностных ориентаций политики и практической деятельности. Это неизбежно. А с другой – ее соответствие ре-альным условиям и потребностям данного общества. Если идеология искусственна, если она навязывается обществу вопреки объективным процессам обще-ственного развития и это крайне отрицательно сказывается на нем.
     Последнее, о чем я хотел  высказать свое мнение, - это степень вхождения российского общества в современную парадигму жизни и развития.
     Конечно же, в экономике страны и в социальной сфере произошли определенные положительные перемены в этом плане. Речь идет не только о добывающей промышленности но и переработке сырья, скажем, металлургии и химии. Серьезные изменения происходят и в некоторых инфраструктурных отраслях - торговле, бытовом обслуживании, в переработке сельхозпродукции (о сельском хозяйстве этого нельзя сказать). Признаки оживления есть и в некоторых традиционных отраслях машиностроения. Иосиф Дискин говорил, например, о тракторах.
   Но самое-то главное состоит в том, что переход к новому обществу информационного, постиндустриального типа в нашей стране практически не начался. Пока не видно, когда он начнется. 
Реплика. Большое движение назад …
Медведев В.А. Не видно хотя бы по событиям последнего времени. Я имею в виду острое обсуждение вопросов, связанных с судьбой научного комплекса России. Выяснилось с совершенной очевидностью, что государство не заинтересовано в использовании остающегося еще научного потенциала для технологического преобразования России. Предполагается коммерциализация, рыночная перестройка науки. Но при комерциализации науки рывка, и тем более технологической модернизации, которая происходит в мире, прежде всего в передовых странах, нам не осуществить никогда. А вот этого, к сожалению, не осознает наше государство.
     Говорить о том, что мы уже входим или даже вошли в новое состояние, по меньшей мере, преждевременно. Скорее, нам надо приковывать внимание к тому, что здесь практически нет заметных подвижек и главное нет осознанной,  и четко сформулированной программы действий у нынешнего политического руководства.
 Кувалдин В.Б. Спасибо, Вадим Андреевич. Слово предоставляется Михаилу Сергеевичу Горбачеву.


 
 
 

Новости

Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024
«Память женского рода». Круглый стол.
Круглый стол состоялся в Горбачев-Фонде в рамках проекта «Клуб Раисы Максимовны Горбачевой». 22 октября 2024
Новый номер «Горби» рассказывает о трудном пути к саммиту в Рейкьявике
Неожиданно возникший в конце лета 1986 года шпионский скандал едва не погубил встречу на высшем уровне. Центральный материал номера посвящен способности лидеров идти на уступки ради сохранения мира 15 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги