Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

В.Р. Шмидт. Российский миф о западном опыте и развитие социальной сферы в России

Я хотела бы начать с того, что Мария Ферретти и А.Б.Каменский, в том числе, обсуждали консультативный и даже терапевтический эффект истории как возможности обнаруживать мифы, понимать их значение и ограничивать влияние. А.С.Барсенков тоже обратил внимание на эту задачу современной исторической науки, проводя различие между профессиональной и воспитательной историей. У меня, как у помогающего специалиста, вопрос, а существует ли клиент, которому такое понимание истории нужно?
Мне думается, что да, об этой группе я и буду говорить, а именно о тех, кто создает социальную сферу и в ней работает. Обращение к проблеме мифов дает шанс найти ответ на вопрос, почему социальная сфера в России развивается так противоречиво, и как это отражается в повседневной практике обычных людей?
Мое убеждение состоит в том, что перестройка дала очень много шансов для социальной сферы. И в первую очередь, появилась та основа, которой не было раньше, и которая, как показывает опыт развитых стран и ряда стран Латинской Америки, становится непременным условием активизации общественного и государственного секторов социалки, а именно  - религиозный плюрализм. К сожалению, этот процесс закончился в 1991 году. Сегодня прозвучало некое новое для меня объяснение тому, почему плюрализм не развивался дальше и не внес свой вклад в развитие социальной сферы - миф о возвращении к имперский России, соответственно, доминированию одной религии.
Развитие социальной сферы в 80-е и 90-е г.г. происходило под влиянием мифа о том, что на Западе в социальной сфере все лучше, чем у нас. Сложился этот миф до перестройки, но влиять на ход развития институтов социальной сферы стал в период гласности.
Когда мы стали говорить о западном опыте, то для нас весь Запад сосредоточился в одной точке, а именно в США. Либерализация социальной сферы, которая происходила в США, еще не была осознана, но ее частные последствия были восприняты как эталон, которому необходимо следовать. Копирование американской модели оказалось весьма непродуктивным для нашей страны и привело к плачевным последствиям. Во-первых, возник так называемый вакуум служб, когда специалисты на местах сталкивались с проблемой вне сферы их компетенции, а делегировать носителя проблемы было некуда. А, во-вторых, само формирование социальной сферы было перевернуто с ног на голову. Изменение социальной сферы было начато с каких-то частных вопросов, без учета самых главных направлений развития социальной сферы – ее де-институционализацию, изменение системы финансирования.
Влияние мифа о том, что западная социальная сфера эффективнее нашей, было усилено и тем, что многие забыли о достижениях социальной сферы к середине 80-х г.г. К концу 80-х г.г. были приняты многие законы и разработаны законопроекты – об обеспечении социальных прав инвалидов, о защите материнства и детства. Были предприняты шаги к обобщению сложившегося опыта психосоциальной помощи и встраиванию отечественной гуманитарной науки в общемировой контекст. Но все эти начинания остались нереализованными также, как и складывающийся плюрализм.
Отрицательные последствия нововведений в социальную сферу вместе с отказом от прежних достижений привели к  формированию у специалистов чувства бесполезности их деятельности. За десять лет произошел исход нескольких поколений специалистов здравоохранения, образования, социальной служб.
Важнейшим условием преодоления мифа о возможности и нужности реализовать американскую модель социальной сферы становится понимание всего многообразия социальных моделей, например, тех же государств, благосостояния, а затем и подходов к анализу этих моделей.
Из-за недостатка понимания альтернативных путей развития социальной сферы и ее анализа появились новые мифы, которые выглядят как выбор между разными вариантами решения проблемы, т.е. как дилеммы, обозначающие ограничения социальной сферы. Начинает казаться, что существуют непримиримые противоречия, и что следует выбирать какой-то один вариант, например, государство или рынок, жесткие институциональные формы помощи нуждающимся или мягкие, де-институционализированные. То есть никакие подходы, методологически связанные со смешанными моделями благосостояния, которые так активно пропагандируются в странах Восточной Европы, в странах Латинской Америки, близких к нам странах, к сожалению, не получают своего распространения.
Кроме того, что мифы, выраженные в дилеммах, создают ложный выбор, они еще и формируют устойчивое представление о том, что есть хороший выбор и плохой. Например, выбор между институциональными, про-государственными программами, и программами, ориентированными на микросообщество и самопомощь трактуется как правильный, если сделан в пользу последнего из двух вариантов. Этот выбор – предмет активного обсуждения  в развитых странах. Первый из путей, обоснованный в работах Э. Гидденса, часто подвергается сомнению как единственно верный – ведь не может человек постоянно принимать решение, действовать активно и менять среду в соответствие со своими потребностями. Второй путь обосновывается в работах П. Бурдье, который подчеркивает роль традиций и автоматизма в решении социальных проблем. Но сила мифа такова, что мы забываем о правомерности разных точек зрения.
Выход мне видится в следующем. Важно ориентироваться на западный опыт, но следует отчетливо понимать, что необходим ретроспективный анализ этого опыта, в котором важно понимать и доходить до того момента, с которого мы можем начинать сравнить свою ситуацию с их историей решения той или иной социальной проблемы. И точно так же мы должны ориентироваться на свой ретроспективный анализ и понимать, до какого момента этот анализ важен для сегодняшнего решения. То есть очень часто мы уходим либо слишком далеко в историю, анализируя социальную сферу, либо мы остаемся слишком близко, т.е. мы не доходим до исторически сложившихся источников происходящих событий.
Например, трудности реализации альтернативными форм наказаний. Несмотря на правовое обеспечение этих форм и многочисленные проекты, эти формы не укореняются. Во многом, потому что мы не заглядываем  на 40 лет назад своей и западной истории становления альтернативного наказания. Мы ограничиваемся в своем анализе проблемы тем самым периодом перестройки, гуманизации наших ценностей, который вроде бы начался тогда. Но мы не анализируем ту массовую культуру, которая стала складываться после репрессий, и учитывать степень распространения тюремной культуры в обществе, вклад этого явления  в отношение к людям, попадающим в места не столь отдаленные, к пенитенциарной системе в целом.
Чтобы дойти до такого уровня анализа социальной проблемы рядовым специалистам - а я уверена, что они должны доходить до этого уровня понимания проблем, - нужно менять преподавание социальных наук. Оно должно становиться историчным. Важно не только менять курс истории, важно менять курсы социальной политики, курсы методов социальной работы и другие. Эти дисциплины должны становиться по-настоящему историчными в лучшем смысле этого слова, для того чтобы не только избавляться от мифов, но и предупреждать их появление.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги