Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Д. Бреслауэр "Выход из тоталитаризма"

Под тоталитаризмом я понимаю систему, при которой государство осуществляет господство над обществом, не допуская возникновения самостоятельных центров социальной и экономической власти. Данное определение противоположно тому, как определяют «тоталитаризм» те, кто разрабатывал теорию тоталитаризма в конце 40-х годов. Авторы этих теорий опирались на опыт сталинизма и гитлеризма. Эти теоретики рассматривали массовый террор, единовластие и произвол в качестве определяющих характеристик тоталитаризма. Определение, которое использую я, и которое вообще использовалось на нашей конференции, рассматривает большинство режимов, строившихся по ленинскому образцу и сложившихся в 50-ые и 60-ые годы после кампаний по развенчанию Сталина, как тоталитарные. Это относится и к СССР времен Брежнева. В основе такого утверждения лежит тот факт, что партия, превратившаяся в государство, продолжала господствовать в обществе и в экономике.

 Выход из тоталитаризма происходил очень по-разному. Если говорить о фашистской Германии и фашистской Италии, то такой выход стал результатом поражения в войне и оккупации этих стран державами-победительницами. То же самое относится и к тому, как закончился тоталитарный режим талибов в Афганистане, тоталитарный режим Саддама Хуссейна в Ираке и режим «красных хмеров» в Кампучии. В европейских же государствах, строившихся по ленинским принципам, все было иначе. Выход произошел в силу действия внутренних движущих причин, а не из-за вторжения иностранных войск. В этих странах выход осуществлялся в разных формах. В Венгрии в 1956 году, в Чехословакии в 1968 году и в Польше в 1981 году произошел раскол правящей элиты. К власти пришли элиты, состоящие из реформаторов. Разрасталось массовое давление снизу, которое могло привести к освобождению от тоталитаризма. Но такой переход не осуществился, потому что его задавили военной силой. Однако в конце 80-х сложилось в точности такое же соотношение сил. В одних странах это привело к падению режимов, в других странах переход осуществился на основе переговоров. В основном это стало возможным благодаря тому, что Советский Союз больше не грозил применением силы, чтобы помешать такому развитию событий. 

  Как исследователя, меня больше всего интересует вопрос о роли руководителей в процессе смены режима. Меня больше всего интересует тот тип руководства, который осуществляет долговременные преобразования в структурах и в культуре. Обычно о таком руководстве говорят, что оно «состоит из реформаторов». Освобождение Советского Союза от тоталитарного режима в 80-ые годы стал результатом того, что в стране сложилось именно такое руководство. Естественно, что одного такого руководства мало для того, чтобы успешно провести подобные преобразования. Нужно, чтобы были в наличии соответствующие благоприятные предпосылки. В случае Советского Союза к числу таких благоприятных предпосылок следует отнести кризис командной экономики (как в плане удовлетворения потребительского спроса внутри страны, так и в плане конкурентоспособности на мировом рынке) и массовая коррупция, поразившая всю политическую систему. В такой обстановке внутри политической элиты была утрачена вера в прежние принципы и в свои собственные силы. Налицо было стечение благоприятных обстоятельств. Полагаясь на ту власть, которой располагал Генеральный секретарь, Михаил Горбачев сумел осуществить смену руководства, выдвинув концепцию нового политического и международного порядка, которую с воодушевление поддержали те, кто стремился найти выход из сложившегося тупика. Подобное видение перспективы, в свою очередь, помогло узаконить политические мероприятия, которые подорвали структуры контроля, существовавшие в ленинской системе, и благодаря которым неофициальные общественные силы получили большую власть. В результате этого произошел переход власти на основе переговорного процесса или крах режима. Что именно это было? Ответ зависит от того, как вы будете толковать события 1990-1991 годов.

Культуры и структуры легче всего поддаются преобразованию в моменты, когда ощущаются кризис и неопределенность, когда утрачивается доверие, и когда большинство общества начинает понимать, что нужно в срочном порядке все менять. В таких условиях лидер, осуществляющий преобразования, может по-новому сформулировать интересы страны, используя популистские заявления, чтобы узаконить новые способы осуществления политики. Лидеры, преуспевшие в этом отношении, обычно захватывают политическую инициативу, потому что формулируют неоспоримые и привлекательные новые представления о судьбах страны.

Я вовсе не хочу сказать, что важны только эти идеи, а все остальное не имеет значения. Чтобы обеспечить себе успех, лидеры- преобразователи должны по-умному использовать силы принуждения, а также материальные и организационные ресурсы. Это необходимо при осуществлении крупных преобразований. Однако чаще всего требуется что-то еще. Для масштабных преобразований требуется убедительность оратора, под влиянием которого люди начинают по-новому видеть себя и свои взаимоотношения с политическим сообществом. Так появляется характерное ощущение собственной силы у людей, которые прежде были бесправными. Так в 1986-189 гг. были узаконены гласность, перестройка и демократизация, которые дали ощущение собственной силы людям, которые прежде были бесправными.

Почему же у Михаила Горбачева все получилось? Как он задумывал и осуществлял все более радикальные политические мероприятия? Безусловно, власть, которой он был наделен в силу занимаемого поста, давала ему массу возможностей защитить себя в сложной ситуации. Но какую роль сыграли идеи, приведшие его к успеху? Перестройку можно уподобить самолету, и радикально новая идея Горбачева о том, как следует устроить жизнь в стране, подняла этот самолет в воздух. Но вот вопрос: почему этот самолет полетел и стал набирать скорость?

Некоторые просто объясняют это тем, что занимаемый пост давал Горбачеву огромную власть. Я скептически отношусь к подобным утверждениям. Мне думается, что новая концепция будущей судьбы страны оказалась знакомой. Это и сыграло свою роль: сторонники объединились, а потенциальные противники продолжали чувствовать себя неуверенно.

В процессе осуществления руководства, когда лидер проводит преобразования, политические и психологические факторы требуют, чтобы, формулируя новые перспективы развития страны, он слишком резко не порывал бы с прошлым. Новая перспектива должна давать синтез элементов прошлого с радикальным новым видением будущего. И это тоже важная часть в рассказе о том, как Советский Союз порывал с тоталитаризмом. Ибо, учитывая, сколь радикальными были мероприятия 1987-1989 гг., важно было показать, что при этом не происходил полный разрыв с традиционной культурой, которую все еще высоко ценила и политическая элита, и интеллигенция.

Я считаю, что это была гениальная риторика о «социалистической демократии» и «социалистической идее» (в оправдании внутренней политики) и о «новом мышлении» (в оправдании внешней политики). Социалистическая демократия, как идея, придавала знакомые черты радикальной новой политике, связывая ее с идеализированным прошлым. В ней больше не было воинствующих классовых принципов. Однако она по-новому определяла «ведущую роль коммунистической партии» в обеспечении единства общества, утверждая свою ведущую роль в соблюдении процедурной демократии и умение партийных кадров действовать методом убеждения, а не принуждения. Точно так же «новое мышление» давало видение нового, более нравственного международного порядка. Но это был такой порядок, при котором Советский Союз, Соединенные Штаты и Европа будут союзниками, осуществляющими моральное руководство мировым сообществом. Таким образом, отказавшись от принципов классовой борьбы с империализмом, новое мышление снова возрождало дух ленинизма во всем, что было прогрессивным, всеобщим, жизнеутверждающим и судьбоносным при сохранении ведущей роли Советского Союза. И концепция социалистической демократии, и концепция нового мирового порядка были знакомыми и соответствовали духу ленинизма: неизбежность победы хорошего общества при условии, что люди готовы бороться за это. Следовательно, эти концепции составили видение будущего страны, в котором было как старое, так и новое, и поэтому сомневающиеся не спешили переметнуться в лагерь реакционеров. А когда начинали раздаваться голоса сомнения, Михаил Горбачев умело выигрывал время, привлекая на службу новому делу другие ленинские установки: что история диктует такую политику, что «нет альтернативы», что «иного не дано». В конечном итоге оказалось, что этого было мало, чтобы помешать грядущему распаду Советского Союза, но на этом фоне становится понятно, почему в 1987-1989 гг. удалось радикализовать перестройку.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги