Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Д.Е.Фурман "Альтернативы Перестройке"

Мне думается, что при анализе значения перестройки и роли Горбачёва в истории мы должны стремиться избегнуть того противоречия, которое вообще часто  присутствует в историографии и наиболее ярко,  как мне представляется, присутствовало в  советской историографии Октябрьской революции.
С одной стороны, все, кто писал о революции, стремились показать её закономерность, подготовленность всем предшествующим ходом развития. При этом, чтобы доказать неизбежность революции,  допускалось множество искажений и натяжек. Преувеличивались развитость капиталистических отношений, размеры и организованность рабочего класса и т.д. С другой стороны, всячески превозносился Ленин, как величайший мыслитель и политик. Где здесь противоречие? Противоречие здесь – в том, что если Октябрьская революция была полностью предопределена  всем ходом предшествующего развития, была неизбежна, то её осуществление – не такая уж грандиозная задача и она не требует особой гениальности. Не было бы Ленина – был бы кто-то другой. Признание предопределённости Октябрьской революции и грандиозной исторической роли Ленина противоречили друг другу. (Я лично думаю, что Ленин был великий человек,  и что роль его – грандиозна именно потому, что победа большевистской революции в России не была исторически предопределена, что это был лишь один из возможных вариантов развития, который без него не реализовался бы.) 
Вот такого противоречия, мне думается,  мы и должны стараться избегнуть при попытках осмыслить перестройку. Естественно, что мы не в состоянии ясно и однозначно указать на соотношение в перестройке субъективных и объективных факторов, необходимости и случайности. Но нам надо понимать, что чем больше мы  представляем перестройку как событие, детерминированное всем предшествующим развитием, событие, которого не могло не произойти, тем более мы умаляем  её значение и историческую роль М.С. Горбачёва. Если всё было предопределено, то роль его минимальна – не он, так кто-нибудь другой, может быть, чуть раньше или чуть позже. Поэтому вопрос о роли Горбачёва и значении перестройки неотделим от вопроса о других, не перестроечных вариантах развития СССР и всего мира. Какими же могли быть эти варианты, альтернативы перестройке? Я сознаю, что не могу в достаточной мере аргументировать свои, естественно, гипотетические,  представления об этих других вариантах и соответственно – о значении перестройки,  но всё же  изложу их и в какой-то мере попытаюсь их аргументировать.
Прежде всего, мы должны исходить из того, что советский режим был практически на сто процентов защищён как от опасностей извне, так и от опасности революции снизу. Атомное оружие исключало  возможность нападения на СССР и никакое наше отставание в гонке вооружений ничего здесь принципиально не меняло – достаточно иметь несколько атомных бомб и хотя бы минимальную возможность хоть одну из них обрушить на головы противников, чтобы быть полностью гарантированным от угрозы извне ( Пример - КНДР).  Но также он был застрахован и от революции снизу. Проникающий повсюду аппарат КГБ исключал возможность возникновения революционного подполья. То значение, которое советскими властями придавалось горстке диссидентов, говорит скорее о патологиях сознания советской верхушки, чем о реальности угрозы, исходившей от этих диссидентов.  Конечно, могли быть и были стихийные бунты, однако  без революционной организации они не могли быть особо опасны. Но без угрозы вторжения извне и революции снизу ни технологическое отставание от Запада, ни экономические трудности, связанные с неэффективностью экономики, ни даже утрата веры в официальную идеологию сами по себе не могли привести к смене режима. Для меня несомненно, что режим, основывающейся на идеологии, в которую практически уже никто не верит, в конечном счёте, обречён. Но даже очевидно неэффективный и переживший своё время режим в условиях тотальной защищённости мог существовать ещё очень долгое время. Не говоря уже о режиме коммунистического Китая, который пока что никак нельзя назвать неэффективным, но ничуть не более эффективные и менее защищенные, чем режим СССР,  коммунистические режимы в Северной Корее или Кубе существуют  до сих пор. В конечном счёте,  они тоже, несомненно,  обречены. Но они дожили до 2005 года и просуществуют ещё не ясно сколько времени. Поэтому возможность сохранения коммунистического СССР до настоящего и даже до значительно более позднего времени представляется мне вполне вероятным, хотя и  не реализовавшимся вариантом развития событий.
Эта практически полная защищённость советского режима, достигнутая по окончанию второй мировой войны, когда СССР получил доступ к ядерному оружию, приводила к тому, что единственной возможностью смены режима могли быть лишь какие-то действия сверху, самой власти. И так как никакой прямой угрозы власти не было, это должны были быть действия, мотивированные не  столько  стремлением к самосохранению, сколько идейно. Но какие формы могла иметь эта идейная мотивация и насколько вероятным было появление Горбачёва с его мотивацией  и именно в это время?
Идейная мотивация к преобразованию советского строя, которое могло бы вообще вывести за его пределы, могла проистекать только изнутри советской идеологии. Естественной формой такой мотивации было стремление к очищению идеологии от позднейших наслоений, её оживление и дедогматизация путём обращения напрямую к сакральным источникам этой идеологии – к Марксу и Ленину. Я бы назвал это «коммунистической реформацией», «марксистским протестантизмом». И идеология хрущёвских реформ, и идеология перестройки были движениями «Назад, к Ленину» и «Назад, к Марксу». Движение вперёд, к большей свободе, могло идти только через движение назад – к гуманистическим и демократическим аспектам мысли основателей идеологии. И такие идеи в советском обществе второй половины 50-х – 60-х гг., в период, начинающийся примерно с 20 съезда КПСС и заканчивающийся  примерно подавлением чехословацких реформаторов в 1968 г.,  были очень популярны. Я думаю, что если бы вместо Хрущёва в то время у власти оказался несколько иной человек, или же Хрущёва сменил бы не Брежнев, а кто-то другой, который смог бы стать продолжателем Хрущёва, то есть человек с мотивацией и идеями, близкими к горбачёвским, могла бы произойти постепенная трансформация советского режима сначала в более демократический, а в конечном счёте и просто демократический. Насколько я понимаю, это – то, что пытались осуществить чехословацкие реформаторы 1968 года. Но эта возможность не  реализовалась.
Между тем, дальше вероятность такого развития событий, по-моему, не увеличивалась, а уменьшалась. В 70-е – 80-е гг. притягательная сила марксистко-ленинской идеологии стремительно падала,  и  даже в верхушке партийной иерархии, как это и продемонстрировала перестройка и постперестроечное развитие,  её искренних приверженцев оставалось очень мало. Соответственно стремительно падала и вероятность трансформации режима при опоре на демократические стороны и потенции марксистко-ленинской идеологии. В этом отношении появление Горбачёва и его реформаторского проекта, опиравшегося именно на гуманистические и демократические элементы  марксистко-ленинской идеологии,  представляется мне   отнюдь не самым вероятным вариантом. Более того, мне думается, что реализовался как раз один  из наименее вероятных вариантов. Я бы это сравнил с выигрышем в лотерею. Возможность есть, но возможность настолько мала, что рассчитывать на этот выигрыш смешно.
 Между тем, марксистко-ленинская реформация была не единственной формой идеологии, которая могла вывести за пределы советской системы. Но  в совсем ином направлении.
Советское государство представляло собой очень сложное образование. С одной стороны, СССР был государством, основанным на марксистко-ленинской интернационалистической идеологии. С другой стороны, он был продолжением Российской империи, Российской империей в новом воплощении. Соответственно, было и две идеологии этого государства  – была официальная и всё более формальная и утрачивающая жизненную силу идеология марксизма-ленинизма и была неформальная, «теневая»    идеология  русского великодержавия. Весь брежневский период эта вторая, «теневая» идеология фашистского типа постепенно усиливалась по мере упадка первой, официальной и уже выходила из тени. Особенно, естественно, такие идеи распространялись в армии и спецслужбах.
 Эта идеология также могла создать мотивации для преобразований, ведущих за пределы системы. По мере всё более очевидного маразмирования власти, как мне представляется, усиливалась возможность, что какой-то заговор верхушки армии и спецслужб устранит некоего нового Черненко и установит режим фашистского типа – открытую диктатуру с националистической имперской идеологией.  Общество такую диктатуру приветствовало бы, тем более что её установление могло сопровождаться устранением ряда социальных несправедливостей и некоторыми облегчающими жизнь населения реформами. И чем дальше бы существовала советская власть, тем больше была бы эта возможность, последствия реализации которой могли бы быть ужасны, и не только для России.  Даже горбачёвские реформы не полностью предотвратили эту  возможность, ибо вся  постсоветская российская история и  авторитарная трансформация российского постперестроечного режима, поддерживаемая большинством населения,  демонстрируют громадную силу таких идей и настроений. Но шесть лет последовательного демократического развития резко её ослабили.
Таким образом, мне представляется, что появление Горбачёва произошло на самом излёте возможности первого варианта трансформации советской системы и  тогда, когда вероятность второго варианта трансформации была еще не так велика.
Я подвожу итоги. Советская власть всё равно была обречена. Но конец её мог наступить в очень большом временном диапазоне и в разных формах, и на смену ей могли прийти режимы разного типа. Появление реформатора типа Горбачёва именно в его время было не самым вероятным развитием событий. И хотя это – не лучший вариант развития – лучшим было бы приход фигуры типа Горбачёва раньше, в 60-е годы и, как я уверен, лучшим был бы также возможный, хотя и маловероятный вариант успеха перестроечного проекта и сохранения Горбачёва у власти –  но это был вариант, спасший Россию и весь мир от других, значительно более страшных и  опасных.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги