Клеман Карин
Клеман Карин. Я бы хотела тоже высказаться насчет того, что делать. Вы сами знаете, что для того, чтобы активизировать людей, надо с ними общаться и общаться постоянно – это долго, муторно, но без этого нельзя. Это не только информация. Это личный контакт, знакомство и бесконечное общение.
Я думаю, что, наверное, тоже очень важен опыт совместных действий даже в мелких вещах: что-то организовать вместе в вузе, даже пусть «круглый стол», который так не любит Александр Тарасов, но какую-то дискуссию самим организовать, чтобы что-то вместе делать, хотя бы чуть-чуть. Это уже начало какой-то деятельности.
Мне кажется, тут очень важна сила примера. У меня вопрос. Я сама преподаю в Институте социологии. Я преподавала во Франции. У меня есть опыт борьбы. Там, как вы знаете, студенты и школьники, кстати, очень активны. Школьники даже больше активны, чем студенты, конечно, последних курсов.
Я хочу уточнить. Мне кажется, что если бы я была здесь студенткой или школьницей, эти акции, которые предлагает профсоюз работников образования, были бы не очень привлекательны для меня. Но у меня другая культура. Сами эти организации профсоюзов выглядят, особенно в России, такими бюрократизированными, что у меня мало желания этим заниматься.
У меня вопрос к представителям профсоюзов. Я знаю, что не все так радостно внутри вашей собственной организации. Есть ли возможность, чтобы на уровне руководства традиционных профсоюзов и вашего собственного профсоюза все-таки что-то изменилось к лучшему, чтобы он стал меньше ориентирован на переговоры, которые, как мы отметили, уже ничего не дают, и более активным. Поскольку самое важное, самое главное, что хоть что-то дает, - это какие-то уличные акции, хотя бы угроза забастовки, если не забастовка.
Еще один вопрос, не знаю, к студентам или к представителям профсоюзов. Во Франции и других европейских странах очень важную роль играют родители и родительские организации. Я бы хотела спросить: насколько у вас налажены контакты с родителями, насколько возможно наладить этот контакт - приходить на собрания в школы, информировать родителей?
Юдин В.М. Я тогда начну (поскольку это непосредственно вопрос к нам) с последнего вопроса. Что касается студентов, то тут никакого контакта с родителями нет. Что касается школ, то да. Мы в последнее время проводим акции, в которых просим не только учителей подписываться под какими-то нашими требованиями и воззваниями, но и родителей тоже к этому привлекаем.
Клеман Карин. Каким способом?
Юдин В.М. Именно таким. Через учителей знакомим их с содержанием наших требований к наших документам и предлагаем сделать соответствующие подписи. Мы очень много собираем всевозможных подписей, которые направляются непосредственно президенту, в министерство и т.д. Так что эта работа ведется.
Что касается первого вопроса - по студенческим забастовкам. Не предусмотрены законом противоправные действия. Студенты бастовать не могут. Вывести на улицу мы их можем, и они нас здорово поддерживают. Большое спасибо им за это. И в действительности, уж если кого и боятся власть имущие, так это широкомасштабных студенческих акций, когда на улицу выходят многотысячные люди. Но, понимаете, держать в напряжении постоянно такое количество людей невозможно.
А то, что Вы сказали, - Вы просто не в курсе. У нас в студенческих профсоюзных организациях и в нестуденческих тоже ведется достаточно активная работа, проводится постоянно учеба, затрагиваются проблемы не только политические, профсоюзные, экономические, но и просто студенческой жизни.
Молодцова В.Н. Я хочу сказать, что когда-то наш профсоюз был очень активен… Кстати, то, что у нас есть единая тарифная сетка и была долгое время справедливая оплата учителей, которая учитывала стаж, образование и т.д., – это всё выбили профсоюзы. В свое время был министр Днепров, который сейчас забыл, что он – министр, он критикует нынешнего министра и говорит все наоборот, как он говорил раньше. Так вот именно профсоюз потребовал, чтобы этого министра отправили в отставку.
Из Америки сюда приехали представители профсоюзов, которые, как вы сказали, имеют опыт активных действий. Они поехали по регионам и стали агитировать людей: вам этот профсоюз не нужен, давайте мы организуем другой. Весь наш народ, никакой незаорганизованный - они ходили, просто собирались, встречались с кем угодно - сказал: нет, нам нужен этот профсоюз. Он совершенно незабюрокраченный. Вы просто очень мало, наверное, и встречались не с теми профсоюзными лидерами, которые есть. Если бы в регион поехали … Я Вас приглашаю: давайте поедем в Смоленскую область, в любую школу (на выбор просто), и Вы откровенно с ними поговорите: устраивает их профсоюз, выйдут они из профсоюза или будут они членами профсоюза? Прямо на карту пальцем покажите, и мы с вами туда поедем, и вы посмотрите.
Поэтому я бы не хотела, чтобы Вы так говорили о нашем профсоюзе. Я сама не член профсоюза и поэтому спокойно могу говорить об этом.
Клеман Карин. Ради политкорректности все-таки разъясню. Это как бы не критика профсоюза работников образования, тем более что это – одна из самых активных профсоюзных федераций в России.
Я знаю при этом некоторые примеры из регионов. Я тоже езжу, время от времени. Я хочу сказать, что я просто передаю то, что мне говорят студенты. Это общее представление. Это не результат личного наблюдения. Это слухи, которые ходят по студентам.
Молодцова В.Н. Вы будете смеяться. Но сейчас такая тенденция. Вводят студенческое самоуправление административными способами для того, чтобы студентов отвратить от профсоюза. Где это еще есть?
Я хочу вам сказать: нас сейчас раздирают. С одной стороны, нам дают американскую, чисто американскую модель реформы образования. С другой стороны, нас вынудили вступить в Болонский процесс. Там все европейские законы есть. Из одной стороны в другую кидают все время, а мы никак не найдем эту линию - свою серединную.
Вы высказали свою позицию. Я очень часто сталкиваюсь с такой позицией по поводу профсоюзов. Я считаю, что будет счастье, если мы сумеем побороться за то, чтобы наш профсоюз образования хотя бы уцелел в этой «каше».
Юдин В.М. Кстати, студенческое самоуправление – это вообще альтернатива профсоюзу, сделанная для одной цели. Как правильно сказали, чтобы отвлечь от профсоюза, но кто финансирует-то? Финансирует ректор все это самоуправление. Значит, что - студенты будут слушать ректора? И уж не о какой самостоятельности речь точно идти не будет. Если ректор скажет: не ходить на акцию - всё.
Мужской голос. Первое, о чем я хотел сказать, - это по поводу студенческих профсоюзов. Я бы, честно говоря, на месте правительства не стал бы бояться тех акций, которые проводят студенческие профсоюзы, по крайней мере, так, как это было 1 октября и все предшествующие дни. Этих акций стоит бояться в той же степени, сколько и концертов, на которые люди приходят, непонятно исходя из каких мотивов, пьют пиво. Им не объясняют, для чего они туда пришли. Кроме того, если они туда придут как бы отметиться в каком-то табеле, который держит профсоюзный организатор, то от этого будет лучше, а не хуже, всем, им в том числе.
Поэтому единственно, что может коренным образом переломить ситуацию в отношении правительства к проблемам образования, - это сознательный студенческий протест.
Действительно, существует проблема того, что люди не верят в то, что у них нет позитивного опыта. Я сам с этим сталкивался огромное количество раз, когда мы стояли и раздавали листовки практически у всех крупнейших московских вузов. Большинство людей потом этими листовками посыпали свой путь до двери своего учебного заведения.
На самом деле, отсутствие подобного опыта, действительно, проистекает, в первую очередь, от незнания проблемы и, во вторую очередь, от незнания того, насколько этот опыт существовал. Поэтому как реальную меру в кампании против приватизации образования я бы мог предложить следующее. Первое - всем, кто сегодня присутствует на этом «круглом столе», представителям профкомов организовать открытое собрание для студентов своих вузов с полной дискуссией о той реформе образования, которую сейчас внедряет правительство. По их готовности мы увидим, насколько эти профсоюзы являются настоящими, насколько соответствуют своему названию, этим задачам, которые они перед собой ставят, или они являются фикцией.
И второй момент по поводу эффективности кампании. Посмотрим на ту кампанию, которая проходила этим летом по поводу так называемой монетизации льгот. Относительно небольшому - в масштабе России - количеству активистов общественных организаций удалось инициировать кампанию, которая, если не смогла затормозить эту реформу, то, по крайней мере, сумела причинить огромные проблемы правительству с ее проведением и сумела поставить эту проблему как главный вопрос в стране в эти три летних месяца, за которые правительство рассчитывало в ускоренном темпе принять реформу, на которую никто не обратил внимание.
Если мы используем этот опыт, но более массово, более консолидированно в вопросе реформы образования, я думаю, есть все шансы для того, чтобы создать такой позитивный опыт для современного студенчества, которого хватит на более серьезные изменения в нашей стране.