Будрайтскис И.Б. «Социалистическое сопротивление», студент IV курсаБудрайтскис И.Б. Я, действительно, хотел бы остановиться на проблеме того, как сегодня студенческие профсоюзы - по крайней мере, то, что ими называется, а именно Российская ассоциация профсоюзных объединений студентов - подходят к проблеме , которую создает сегодня для студентов (РАПОС).1 октября, как вы все помните, РАПОС призвал к проведению Всероссийской студенческой акции протеста, которая худо-бедно состоялась в лучшем случае, наверное, в половине регионов России, если не меньше. Там, где состоялась, она приняла характер обычного традиционного студенческого митинга, который, обычно, студенческие профсоюзы привыкли проводить в апреле, а сейчас они его проводили в октябре. Там опять говорилось что-то в таком духе: ребята, вы хотите, чтобы у вас остались бесплатные проездные. И все кричали: «Да, мы этого хотим». - А теперь похлопаем все вместе и послушаем концерт, который состоится после нашего митинга. Совершенно ни слова не говорилось о том, что вопрос вовсе не заключается в проездных. Все эти разговоры об увеличении стипендии или сохранении бесплатного общежития…. Вопрос, на самом деле, стоит гораздо серьезнее – в следующем году, ребята, вы не сможете учиться бесплатно, в следующем году будет радикальное сокращение бюджетных мест в вузах. Об этом совершенно не говорилось. В ряде регионов РАПОС просто замял проведение этой акции, ограничившись посылкой каких-то писем в Администрацию президента или Министерство образования с просьбой как-то смягчить проводимую реформу. Далее было заявлено (если не ошибаюсь), что как раз, по-моему, на 17 ноября РАПОС также грозился проведением очередной акции протеста, если правительство не пойдет с ним на переговоры. Переговоры были, но чем они закончились - из интервью господина Денисова было совершенно не понятно. Но итог был следующий: никаких акций от РАПОСа против реформ образования не последовало. Таким образом, мы имеем ситуацию, когда студенчество не только лишено своего коллективного представительства, не только лишено какого-то активного руководства, но и лишено вообще минимального доступа к реальной информации о том, что сегодня происходит в образовании. То есть РАПОС не выполняет даже роли донесениядо студентов информации об итогах своих переговоров с правительством о том, что действительно происходит. В этих условиях встает, как мне кажется, очень серьезный вопрос о формировании наступательного студенческого движения против реформы образования. Будет ли оно складываться в рамках как бы действующих профкомов, будет ли оно складываться в рамках независимых, альтернативных профсоюзов - я думаю, что, скорее, второе, чем первое, - это покажет время, но время это будет самое ближайшее. И на втором моменте я тоже хотел бы сакцентироваться - на том реальном противодействии, которое сейчас оказывают власти любым активным действиям как профсоюза работников образования, так и студенческих активистов, левых организаций против реформы. Ни для кого не секрет (я думаю, что как раз товарищ Юдин подтвердит эту информацию), что на профсоюз работников образования оказывалось во многих регионах очень серьезное давление местными властями, чтобы они не проводили никаких акций протеста. Давление оказывалось сотрудниками милиции на представителей, скажем, левых организаций во время проведения этой акции в Москве. Вот такой простой пример. Я со своими товарищами пришел на эту акцию с транспарантами. На этих транспарантах не были озвучены никакие брутальные, революционные лозунги. Самый радикальный лозунг, который там был, - это призыв к всеобщей забастовке против планов правительства. И, конечно, присутствовали настораживающие слова «Социалистическое сопротивление». После того как нас пропустили через металлоискатели, мы через две минуты были остановлены представителями милиции, которые нам приказали немедленно свернуть эти транспаранты. На вопрос – почему мы, собственно, их должны свернуть – они сказали, что эти транспаранты не относятся к тематике проводимого мероприятия, что это, вообще, политические лозунги. С моей стороны последовал резонный вопрос: а флаги партии Жириновского, которые тут развеваются в огромных количествах, относятся к тематике мероприятия? Я не буду цитировать полностью все, что он сказал, но смысл сводился к следующему: если эта дискуссия не прекратится, то мы продолжим ее в отделении милиции, и у всех там будут серьезные проблемы. Представителей других левых организаций, насколько я знаю, и в Москве, и в регионах, просто не допускали до участия в этой акции. Последний пример. На 3 декабря, т.е. на пятницу, мы подали уведомление в префектуру Центрального округа Москвы о проведении всего лишь пикета напротив Министерства образования, у Юрия Долгорукова. Соответственно мы его подали за десять дней и ждали звонка из префектуры, где нам должны были сообщить какое-то решение по поводу нашего уведомления. Вместо этого нам позвонили не из префектуры, а из Московского управления ФСБ и предложили прийти к ним в Большой Кисельный переулок (хочу просто публично об этом рассказать, потому что мне кажется, что это очень занятный факт) и с ними обсудить подробности этой акции. У меня вопрос: как представители студенчества, представители профсоюзов работников образования видят себе наступательную стратегию борьбы против того, что сегодня готовит правительство? Мужской голос. Во-первых, я хочу сделать следующую ремарку. У нас с достопочтимых времен господина Починка стала принята такая норма обсуждения проектов, если они вообще выносятся на какое-то обсуждение, то делается так. Выносится какой-то проект. Его тщательно изучают, готовят, начинают что-то высказывать. И в этот момент из-за пазухи достают другой проект и говорят: да вы не то обсуждаете; мы уже давно приняли другой проект, у нас все по-другому. Последний пример этого. Как раз 25 октября состоялся Совет Российского союза ректоров, где обсуждалась стратегия Российской Федерации в области развития образования до 2010 года. Постановление даже принято. Но в том момент, когда они только собрались ее обсуждать (эта стратегия как бы расписана, всё серьезно), был представлен новый документ, который называется «Приоритетные направления развития образования и системы Российской Федерации». Я его до сих пор достать не могу. Его обсуждали там. Не так давно пытались провести закон в Думе, по которому общенациональные проекты должны обсуждаться широкой общественностью и экспертами. Насколько я понимаю, он не прошел. Поэтому у нас, как есть, так и будут появляться законы, как «черт из табакерки», их не успевают ни обсудить, ни продумать, ни понять, что же там написано. |
|