Миронов А.С.
Миронов А.С. Я бы хотел сказать, что наука сейчас находится в очень кризисном положении. Этот кризис по мере продвижения времени вперед приобретает все более острые, глубокие и необратимые (надо об этом тоже говорить) тенденции.
Что нас ждет через шесть лет? Уже подошла та демографическая волна, когда прием в вузы начнет сокращаться не по причинам, что не хотят идти или у нас слишком уже много вузов, а потому, что народа стало меньше рождаться. То есть подходит тот шестилетний период, когда начнется спад притока людей из-за демографического фактора. И после прохождения шестилетнего периода этого спада выйдет некий стабильный уровень, который будет в 2 раза ниже, чем сегодня. То есть приход специалистов в российскую экономику, в российскую науку будет иметь естественный негативный фактор. Правительство как будто этого не видит и не замечает.
Оценка государственного подхода к науке была дана нами еще летом, когда обсуждался злополучный закон о монетизации льгот. На самом деле там речь шла не столько о монетизации, сколько об отстранении государства от всяких социальных гарантий, в первую очередь от гарантий в образовании, здравоохранении, науке, культуре. Вы знаете, что те законодательные нормы упразднены. И с 1 января мы будем жить совершенно в другой стране.
Именно тогда, в марше протеста на Москву, были выдвинуты оценки антиконституционного переворота, того, что было запланировано в 122-м Законе. Именно об этом мы говорили на улицах и дорогах, пока шел марш. Об этом же говорилось и на чрезвычайном собрании, которое было проведено 2 месяца назад, после опубликования знаменитых концепций участия государства в управлении, как потом назвали, имущественными комплексами и стратегией развития науки и образования на период до 2010 года. К сожалению, резонанс получила только концепция реформирования науки и концепция образования. Но те стратегические моменты, которые гораздо шире и глубже должны затронуть жизнь нашего общества, на самом деле прошли незамеченными.
На прошлой неделе, когда в Думе на «круглом столе» в Комитете по образованию и науке обсуждалась ситуация с концепцией по участию государства в управлении имуществом организаций научной сферы, я задал вопрос представителю правительства: будет ли обсуждаться стратегия развития науки? Нет, - сказал он, - правительство не планирует. Министерство не планирует обсуждение этого очень важного документа для развития страны. И, как выяснилось, эти стратегии лягут в проект, который готовит правительство, как проект социального и экономического развития России на перспективу до 2008 года. Такой документ будет внесен уже этой зимой. Уже готовятся порядка десяти законопроектов о том, чтобы закрепить эти негативные тенденции, так сказать, дать ход самой реформе образования и науки.
У меня тут вопрос стоит таким образом: реформа образования в поиске альтернативных решений. На самом деле альтернативное решение одно - не дать разрушить нас всех. И над этим надо думать обществу в целом, о том, что наша национальная задача - сохранение России в качестве суверенной единицы мирового сообщества - это, в первую очередь, должно озаботить всех реформаторов. А этого мы не видим. И, в первую очередь, это касается и нашего народа. Вот как мы сумеем это сделать? Как мы привлечем общественные силы? Мне кажется, здесь задача, и Горбачев-Фонда в том числе, должна быть как-то определена.
Коллега высказывал уже пути. Эволюционный путь. Наверное, это правильно, но это долго готовить. Несомненно, надо работать и выдвигать конкретные предложения, что в этом направлении нужно делать с обществом и что мы видим ценного в нашем образовании конкретно применительно к теме нашей беседы.
Нельзя ни в коем случае отказываться от тех положительных ценностей нашей отечественной высшей школы, которые накоплены. Ни в коем случае нельзя дать разрушить техническое образование (структуру), которое признано в мире, вполне отвечающее современным требованиям. Наши специалисты, вы знаете, поддерживают сейчас, в значительной степени, науку и в Силиконовой долине, и на побережье Атлантического океана, и в Западной Европе. Более того, сейчас уже наших специалистов стараются привлечь на работу уже здесь, не выпуская даже из России, заключают вполне приличные контракты. Но люди работают, не выезжая отсюда, на экономику Запада.
Что же предлагает концепция, какие перспективы дает молодым? Она говорит о том, что к 2008 году у нас будет обеспеченность научного сотрудника 700-750 тыс.рублей в год на все сферы деятельности ученого. Это значит, что ученые, прежде всего, не нужны. Уже сегодня количество ученых на 10 тысяч населения нашей страны сократилось по сравнению с Советским Союзом более чем в два раза. Этот уровень достиг оптимальной цифры, ориентируясь на Запад, - порядка 30 человек на 10 тысяч населения.
Вот эта цифра, которую обозначает Фурсенко и подписали, к сожалению, Садовничий и Осипов, - 750 тысяч в год, - означает на самом деле троекратное, как минимум, сокращение численности научных сотрудников в стране, поскольку озвучивал Фурсенко и те цифры, которые на 2008 год означают финансирование науки. Простые расчеты показывают, что из 420 тысяч сегодняшних научных сотрудников в лучшем случае будут работать порядка 120-150 тысяч в 2008 году.
Какие перспективы? Это обеспечит тот уровень, который на Западе существует? Нет, конечно. На самом деле правительство не предлагает никаких радикальных или кардинальных шагов по улучшению ситуации с положением науки как той основы, которая позволит отойти, слезть с сырьевой иглы. И все эти разговоры только заставляют думать о том, что надо искать пути к приведению в порядок умов и голов в нашей власти.