Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Тарасов А.Н.

Тарасов А.Н. Сначала хочу обратить внимание всех присутствующих, что у нас уже давно Высшая школа экономики неизвестно по каким причинам занимается реформами образования - вроде бы непрофильным делом. Но это длится давно, это началось не вчера.
     На самом деле, попытки провести такие реформы, которые нужны Высшей школе экономики, которые она отстаивает, начались не в конце 90-х годов, а гораздо раньше. Я писал об этом довольно много в статьях еще в середине 90-х годов. Там были разные причины, почему что-то не получилось. Реформа ведь у нас идет. Это не реформа, это разрушение образования, деградация его. Но она идет с 90-х годов, может быть, не теми темпами, но целенаправленно, в одну сторону. И они своего добьются.
     Вообще сами сотрудники и выпускники Высшей школы экономики гордо зовут себя «вышкой». Я думаю, это намек на ту меру социального возмездия, которую они, в конце концов, когда-нибудь получат. А все остальные нормальные люди называют это учреждение «ВША». Так оно и есть, я ничего не преувеличиваю. Хочу сказать следующее. Это некий социальный институт, который уже довольно давно получает гранты для того, чтобы методически внедрять в нашем обществе социальные и экономические установки, в которых нуждается транснациональный капитал, поставивший на неолиберализм, как идеологию. А идеология неолиберализма, простите, - это не либеральная идеология. Потому что классическая либеральная идеология – это идеология развития, она предполагает, что все люди равны и имеют равные возможности для развития. Там есть лукавство, конечно, потому что не все люди равны имущественно изначально. И те, кто из богатой статьи, (Давид Львович Константиновский об этом говорил), естественно, имеют лучшие шансы, чем те, кто из бедной статьи. Но в принципе, либерализм исходит из того, что общество, государство должны дать людям такие возможности. Чем меньше они вмешиваются в этот процесс (в процесс свободной конкуренции способностей), тем лучше.
     Неолиберальная идеология исходит совершенно из другой конструкции. Она исходит изначально из того, что люди не равны имущественно, и те, кто имеет имущественные привилегии, преимущества на данный момент, должны защищать эти имущественные привилегии от тех, кто этих имущественных привилегий не имеет, то есть от неимущих. Неимущие рассматриваются как потенциальные конкуренты. И государство, с точки зрения неолиберальной доктрины, должно сделать все, чтобы подавить этих неимущих и не дать им возможность реально конкурировать с имущими, то есть закрепить социальное неравенство и иерархизировать его навсегда. Это такой совершенно классический для нашего времени вариант идеологии неофашизма, потому что это ни чем не отличается от идеологии неофашистов – так называемых «новых правых». Кстати, поэтому в одних странах «новыми правыми» называют неофашистов, в других странах «новыми правыми» называют неолибералов. Это не классический фашизм, его никогда не будет.
     Теперь о Болонском процессе. Собственно, что предполагает в рамках этих действий Болонский процесс? Все рассказы о конвертируемости дипломов и все такое прочее – это, простите, всё красивые слова. В реальности все должно выглядеть так. Образовательные курсы будут перестроены таким образом, чтобы образовательный процесс не развивал личных потенций каждого участника, то есть каждого обучающегося, а формировал из него такого работника, который нужен корпорациям, не более того. С этой целью предполагается, в частности, сделать так, чтобы было как можно больше эвентуальных курсов, то есть курсов по выбору, чтобы учащиеся  по некоторому случайному признаку добирали до определенной суммы, которая нужна в этом процессе, чтобы студенты могли перемещаться из одного вуза, из одной страны в другую. Год в одном месте послушал курс, год в другом месте - другой курс, год в третьем месте - третий курс, год в четвертом месте - четвертый курс.
     Получатся, недообразованные как бы специалисты. Недообразованный специалист, не получивший общего образования, а получивший набор нескольких узких специальностей на хорошем уровне, естественно, является идеальным сотрудником для корпорации, потому что он не способен даже осмыслить те процессы, которые происходят в обществе, и он привязан к своей специальности. Образование не носит универсального характера, как это закладывалось, кстати, в Советском Союзе- а это была на самом деле немецкая модель, Россия взяла немецкую модель, она потом перекочевала в советскую образовательную модель. Узкий специалист, напротив, зависит от работодателя, он не может шагнуть влево и вправо, он, поссорившись с работодателем, не может сменить свою специальность на чуть-чуть другую.
     Вот, собственно, сущность Болонского процесса. Все остальное – красивые слова. И не случайно (если кто следил за темой, тот знает), что реформы по осуществлению Болонского процесса вызвали массовые студенческие выступления в Великобритании, Испании, Франции, Бельгии, Италии, ФРГ. Но власти на эти студенческие выступления наплевали и везде продавили эти реформы, поскольку за властями стоит такая мощная сила, как международный финансовый капитал. То же самое, не надо заблуждаться, будет и у нас. И у нас точно так же продавят эти реформы. Это к вопросу о содержании образовательного процесса.
     Дело не только в доступности. Образование давали и в фашистской Германии, и оно было доступным. Вопрос в том, какое образование там дают. Какое образование дают в Высшей школе экономики, вы можете посмотреть в Интернете.  Есть замечательный материал, который называется «Интервью с молодым людоедом». Я его пересказывать не буду. Молодой людоед – это выпускник Высшей школы экономики. Что он там говорит - очень характерно. Почитайте сами. Я думаю, на вас это произведет впечатление.
     Очередная попытка происходящего – продавить именно такого рода реформы, которые закрепляли бы классовые и социальные неравенства максимально, - объясняется очень просто. Наше правительство не собирается ничего менять, хотя у нас есть красивые рассказы про какое-то информационное общество. Оно не собирается менять характер экономики нашего общества, - сырьевой зависимости. А для этого действительно у нас слишком много образованных людей, и они слишком образованы. Это опасно. Чем меньше будет образованных, тем лучше. У нас Президент напрямую сказал, что у нас рабочих не хватает. А такой замечательный человек, как вице-председатель «Идущих вместе» Якименко, как вы помните, на предпоследней программе «Свобода слова», после чего программу прихлопнули, вообще сказал откровенно, что всех людей, которые выступают против, надо загнать к станкам. Когда мы их загоним к станкам, они не будут протестовать. Якименко выбалтывает то, что другие понимают, что нельзя говорить публично.
     Следующее, на что я хотел бы обратить внимание. Есть некоторые примеры у нас в стране, когда работают вузы фактически уже по Болонским программам. Это, например, так называемый Университет Шанина.  Я знаю, что сюда приглашали Шанина. Очень жалею, что он не пришел. Я понимаю, почему сюда не пришли представители Высшей школы экономики. Я уже был на одном таком Круглом столе, там был Кузьминов, он прочел свой доклад, абсолютно бессмысленный, после чего гордо встал и удалился, продемонстрировал, что ему глубоко плевать на мнение окружающих. Это правда - им плевать, они все равно что захотят, то и сделают.
     Можно посмотреть на результат Шанинского университета. Я бы ему задал много интересных вопросов. Например, каким образом из университета устранили быстро и эффективно Кагарлицкого? А потом студенты спрашивали друг у друга: «Правда ли, что у нас читал даже Кагарлицкий»? Что, Кагарлицкий самый неизвестный человек даже с точки зрения западных представителей?  Нет, это неправда, просто сочли, что его курс слишком радикален, что он говорит не то.
     Другой пример. Я вам покажу, как это происходит с содержанием образования. Деканом факультета политологии сейчас является Татьяна Ворожейкина. Я ее лично знаю довольно давно. Это один из лучших наших специалистов по Латинской Америке. Действительно лучших. Больше того, Ворожейкина четко определяет себя политически. Она левый социал-демократ. В этом нет никаких сомнений. Но из ее курса вы этого никогда не увидите. У нее сравнительный курс – компаративистский - латиноамериканские страны и Россия. Все концепции, которые могли бы объяснить, что происходит в странах зависимого капитализма, то есть концепция зависимого развития и зависимого капитализма, начиная с Антонио Досантеса, Кардоза и т.д., которые она прекрасно знает и которые  объясняют сегодняшнюю латиноамериканскую действительность, из курса изъяты. Но зато там в обязательной литературе есть вся неолиберальная догма, весь фридмановский и прочий бред, простите меня.
     И, наконец, о самом «круглом столе». Вы знаете, это не метод. Я на таких «круглых столах» бываю по разным поводам с начала 90-х годов. Никогда власть на нас не обращала внимание, плевала она на нас. Власть у нас, давайте скажем прямо, - преступная.  Все, что они могут – это воровать и приватизировать государственную собственность. То есть присваивать себе то, что им не принадлежит. Больше они ничего не могут, больше они ничего не умеют и больше их ничего не интересует.
     Это та самая власть, с которой вы собираетесь как бы вести переговоры и к ней обращаться. Хотите что-то изменить - ведите себя по-другому. Ведите революционную пропаганду, создавайте революционные организации. Есть один выход из сложившейся ситуации. Этот выход революционный. Да, это будет не завтра. Но давайте думать про послепутинский период.
     Я понимаю, что это глас вопиющего в пустыне. Я понимаю, что ко мне не прислушаются. Но еще раз говорю: власть на всех вас плевала. Когда она наплюет на вас в следующий раз, очередной - у меня документы все сохранились, - я вам обещаю, что публично этот «круглый стол» всем присутствующим припомню и скажу: я вам говорил, что власть на вас наплюет, а вы перед ней заискивали и с жалобами к ней обращались: «Пожалуйста, услышьте наш голос».
Здравомыслова О.М. Я хочу сказать, что в данном случае мы, по-моему, обращаемся не столько к власти, сколько стараемся понять сами, что происходит - для того, чтобы осмыслить процесс, который идет. И для этого мы собрали здесь людей, которые могут нам это объяснить. Потому что, мне кажется, мы живем все-таки в такой ситуации, в которой люди, прежде всего, должны понимать, за что они выходят на площадь.
     Мы будем обсуждать проект резолюции и будем его критиковать. Проект резолюции представлен Институтом «Коллективное действие».
Тарасов А.Н. Я именно к этому проекту резолюции адресовывался. Он, как бы сказать, такой заискивающий – обратите на нас внимание, обратите. А кому именно обратить внимание?
     Я скажу последнее. У меня тут есть документ, его можно найти в Интернете. Это действия, оцененные Счетной палатой. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 10 за 2001 год. Почитайте. Там все та же группа все тех же людей уже разрабатывала один раз реформу, получила под это займы из Международного банка реконструкции и развития. Вы можете с большим интересом почитать, как они этими деньгами распорядились. Во-первых, результатов в образовании никаких. Во-вторых, там много интересного. Там огромные суммы, за которые люди вообще не отчитались, - на сотню тысяч долларов. Ни одного документа нет, куда они их дели – неизвестно, никто не пошел под суд.
     Там замечательная история о том, как какой-то частной фирме в Самаре вдруг поручили проводить экспертизу всех образовательных программ. Почему поручили частной фирме экспертизу государственных образовательных программ? Какой-то «шарашке» в Самаре! То есть мы знаем, почему. Это называется откат. Вы им дали много денег – они вам часть откатили. Вот это люди, которые все это делают. Вы хотите с ними как-то разговаривать, вести какой-то диалог? Не может быть диалога с этими людьми.
Здравомыслова О.М. Когда мы будем обсуждать резолюцию, думаю, специально к этому вопросу еще вернемся.
 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги