Смолин О.Н.Смолин О.Н. Дело в том, что Россия присоединилась к Болонской декларации, предполагающей конвертирование дипломов о высшем образовании, с одной стороны, и некоторую унификацию образовательных систем в странах, которые присоединились к этой декларации, с другой. В частности, согласно Болонской декларации мы взяли на себя целый ряд обязательств, в том числе обязательство, связанное с переводом высших учебных заведений на двухуровневую систему подготовки специалистов – бакалавриат и магистратура. В частности, введение системы образовательных кредитов. Если говорить попросту – возможность набирать не сразу, а частями необходимые для получения диплома образовательные курсы. Я понятно говорю? Хорошо. И целый ряд других возможностей.Не пересказывая детали, хочу высказать одну собственную точку зрения по этому поводу. Коллеги, конечно, заманчиво сделать наши дипломы конвертируемыми и дать нашим будущим выпускникам возможность работать там, где им хочется. С точки зрения свободы личности, это некоторый шаг вперед, с моей точки зрения. Однако совсем не факт, что это шаг вперед, если нам придется переделывать нашу систему образования непременно на двухуровневые стандарты. Между прочим, в действующем законе о высшем образовании разрешается реализовать образовательные программы как непрерывно, так и поэтапно. То есть мы никого не принуждали к тому, чтобы кто-то, повторяю, насаждал двухуровневую систему образования от Москвы до самых до окраин. И вторая позиция, очень важная. Давид Львович Константиновский абсолютно прав – нельзя рассматривать систему образования в отрыве от общественной системы в целом. И когда мы предлагаем создавать лоббистскую структуру в хорошем смысле, защищающую интересы образования, мы прекрасно понимаем, что это паллиатив, потому что не может человек с гражданской позицией ничего не делать. Представьте себе, что мы сделали наши дипломы конвертируемыми, при этом заработная плата, другие социальные гарантии в России остались как в России, а в Европе как в Европе. Какие последствия? Легко себе представить. Народ еще быстрее ринется туда, где можно будет заработать более или менее нормальные деньги. Тем более что качество нашего образования, несмотря на то, что мы над ним проделали в последние годы, все еще остается достаточно высоким. Нельзя сделать все, как у них, а зарплату оставить, как у нас. Так не бывает просто-напросто. Поэтому, с моей точки зрения, спешить с Болонским процессом не следовало бы. И вообще следовало бы, если уж проводить образовательную реформу, то в увязке с реформами в других областях общественной жизни и, в частности, в хорошем смысле с социальными реформами. Повторяю, невозможно объяснить людям, почему при гигантском профиците бюджета мы по-прежнему держим (в том числе тех, кто работает на интеллектуальный потенциал нации), попросту говоря, в нищете. Вот, если коротко, что такое Болонские процессы и некоторые замечания к ним. |
|