Петрова А.А.
Петрова А.А. Ситуация в системе образования достаточно критическая, как мы видим по докладам Олега Николаевича Смолина и Давида Львовича Константиновского. Она критическая как с точки зрения законодательного обеспечения, так и с точки зрения реальных шансов, каких-то статистических общественных показателей. В этих условиях сейчас продвигается реформа, как правильно было замечено, в сторону более элитного образования. Часть этой реформы связана с так называемым Болонским процессом. И это направление в реформе, как известно, развивается сейчас, готовится в Высшей школе экономики. Одним из инициаторов и активистов реформы в этом направлении является Марина Владимировна Ларионова - проректор Высшей школы экономики. Сегодня она, к сожалению, не смогла присутствовать. Она защищает эту оторванную от проблем неравенства в системе образования концепцию образования.
Позвольте вам представить ее презентацию. Я не буду сейчас высказывать никаких своих мнений, просто постараюсь донести до вас видение задач реформы образования в настоящее время.
Проект формирования общеевропейского пространства в высшем образовании. Задачи для российской высшей школы. В рамках этой реформы были проведены какие-то исследования, попытались оценить затраты на реформу, на введение двухуровневой системы обучения, на взаимозачеты, кредиты и т.п. Все сторонники этой реформы исходят из того, что реформа действительно нужна. (Смотрят слайды). Изменения оценивают скорее как позитивные, как необходимые, важные.
Следующие два слайда. До 98% опрошенных в этом исследовании, представителей ректоратов российских вузов, говорят о том, что необходимо интегрировать российскую высшую школу в общеевропейскую систему высшего образования. (Вопрос: каким образом, какой ценой и как это будет связано с этой ситуацией неравенства в доступе к высшему образованию?)
Следующий слайд. Препятствия к внедрению этой системы видят языковые, организационные, информационные, ресурсные. Но в рамках этого исследования никак не анализировалось, как этот проект интеграции российской высшей школы ляжет сейчас на общую систему неравенства, которое закрепляется и еще более закрепляется далее в законодательной базе.
В этом проекте также анализировались преимущества интеграции и резкие отказы от интеграции. Конечно, резко интегрировать систему высшего образования, естественно, нужно. (Вопрос в том, какие могут быть негативные последствия, если эта реформа, эта интеграция пойдут по сценарию элитизации высшей школы и отсекания от нее части населения).
В рамках реформы были поставлены следующие задачи. Это – внедрение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов, введение двухуровневой системы подготовки во всех странах: первая ступень бакалавра (не менее трех лет), вторая ступень – магистров. Создание системы кредитов, аналогичной европейской системе, и перезачета кредитов.
Аргументами, доказательствами необходимости этого процесса показывается, что эта система также проходит в других европейских странах – в Польше, Чехии, Норвегии, Италии. Параллельно вводится система двухуровневого обучения. Она существует во Франции, Австрии, Германии.
Пока в рамках этого исследования (повторюсь) я не вижу анализа связи, анализа возможных последствий,того как эта схема реформы высшего образования может лечь на нынешнюю ситуацию.
Тем не менее, стоит обратить внимание на задачи, реформы образования. Во-первых, это усиление диалога между университетским сообществом и министерством. Университетам необходимо рассчитать все доходы, связанные с Болонскими реформами. Представители высшей школы экономики отмечают, что правительство должно доказать свою поддержку Болонских реформ, предоставить финансирование для их осуществления, что сейчас, на мой взгляд, в рамках бюджета, практически, не предусмотрено. Также говорится о том, что необходимо изменение в структурах управления вузов с тем, чтобы справляться с нуждами возросшей координации, коммуникации, организации сотрудничества. В принципе у большинства вузов таких ресурсов пока что нет.
В этой реформе видится большая роль, помимо преподавателей, ректората вузов, также роль студентов, которые должны активно участвовать в процессе реформы. То есть в рамках реформы говорится о том, что необходимо повысить осведомленность студентов. К сожалению, я пока не скажу, что студенты очень осведомлены о тех процессах, которые идут системе образования. О них ,по большей части, не осведомлены не только студенты, но и преподаватели и даже ректорат вузов, потому что реформа готовится очень закрыто, и сейчас ее обсуждение идет за закрытыми дверями в министерстве.