Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Петрова А.А.

Петрова А.А. Ситуация в системе образования достаточно критическая, как мы видим по докладам Олега Николаевича Смолина и Давида Львовича Константиновского. Она критическая как с точки зрения законодательного обеспечения, так и с точки зрения реальных шансов, каких-то статистических общественных показателей. В этих условиях сейчас продвигается реформа, как правильно было замечено, в сторону более элитного образования. Часть этой реформы связана с так называемым Болонским процессом. И это направление в реформе, как известно, развивается сейчас, готовится в Высшей школе экономики. Одним из инициаторов и активистов реформы в этом направлении является Марина Владимировна Ларионова - проректор Высшей школы экономики. Сегодня она, к сожалению, не смогла присутствовать. Она защищает эту оторванную от проблем неравенства в системе образования концепцию образования.
     Позвольте вам представить ее презентацию. Я не буду сейчас высказывать никаких своих мнений, просто постараюсь донести до вас  видение задач реформы образования в настоящее время.
Проект формирования общеевропейского пространства в высшем образовании. Задачи для российской высшей школы. В рамках этой реформы были проведены какие-то исследования, попытались оценить затраты на реформу, на введение двухуровневой системы обучения, на взаимозачеты, кредиты и т.п. Все сторонники этой реформы исходят из того, что реформа действительно нужна. (Смотрят слайды). Изменения оценивают скорее как позитивные, как необходимые, важные.
     Следующие два слайда. До 98% опрошенных в этом исследовании, представителей ректоратов российских вузов, говорят о том, что необходимо интегрировать российскую высшую школу в общеевропейскую систему высшего образования. (Вопрос: каким образом, какой ценой и как это будет связано с этой ситуацией неравенства в доступе к высшему образованию?)
     Следующий слайд. Препятствия к внедрению этой системы видят языковые, организационные, информационные, ресурсные. Но в рамках этого исследования никак не анализировалось, как этот проект интеграции российской высшей школы ляжет сейчас на общую систему неравенства, которое закрепляется и еще более закрепляется далее в законодательной базе.
     В этом проекте также анализировались преимущества интеграции и резкие отказы от интеграции. Конечно, резко интегрировать систему высшего образования, естественно, нужно. (Вопрос в том, какие могут быть негативные последствия, если эта реформа, эта интеграция пойдут по сценарию элитизации высшей школы и отсекания от нее части населения).
     В рамках реформы были поставлены следующие задачи. Это – внедрение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов, введение двухуровневой системы подготовки во всех странах: первая ступень бакалавра (не менее трех лет), вторая ступень – магистров. Создание системы кредитов, аналогичной европейской системе, и перезачета кредитов.
     Аргументами, доказательствами необходимости этого процесса показывается, что эта система также проходит в других европейских странах – в Польше, Чехии, Норвегии, Италии. Параллельно вводится система двухуровневого обучения. Она существует во Франции, Австрии, Германии.
Пока в рамках этого исследования (повторюсь) я не вижу анализа связи, анализа возможных последствий,того как эта схема реформы высшего образования может лечь на нынешнюю ситуацию.
Тем не менее, стоит обратить внимание на задачи, реформы образования. Во-первых, это усиление диалога между университетским сообществом и министерством. Университетам необходимо рассчитать все доходы, связанные с Болонскими реформами. Представители высшей школы экономики отмечают, что правительство должно доказать свою поддержку Болонских реформ, предоставить финансирование для их осуществления, что сейчас, на мой взгляд, в рамках бюджета, практически, не предусмотрено. Также говорится о том, что необходимо изменение в структурах управления вузов с тем, чтобы справляться с нуждами возросшей координации, коммуникации, организации сотрудничества. В принципе у большинства вузов таких ресурсов пока что нет.
     В этой реформе видится большая роль, помимо преподавателей, ректората вузов, также роль студентов, которые должны активно участвовать в процессе реформы. То есть в рамках реформы говорится о том, что необходимо повысить осведомленность студентов. К сожалению, я пока не скажу, что студенты очень осведомлены о тех процессах, которые идут  системе образования. О них ,по большей части, не осведомлены не только студенты, но и преподаватели и даже ректорат вузов, потому что реформа готовится очень закрыто, и сейчас ее обсуждение идет за закрытыми дверями в министерстве.

 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги