Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Константиновский Давид Львович, заместитель директора Института социологии, заведующий сектором социологии образования и молодежи

Константиновский Д.Л. Уважаемые коллеги! Мое сообщение будет дополнением и иллюстрацией к тому, о чем говорил Олег Николаевич. Я буду говорить о доступности образования.
     Во-первых, что происходит в школе? В школе мы прошли путь от массовизации к отсеву так называемых слаборесурсных или социально ущемленных групп. В нашей стране примерно до 70-х годов полное среднее образование получала примерно треть возрастной когорты, затем это образование стало получать уже 60 и более процентов возрастной когорты. Что мы имеем сейчас? Посмотрите на таблицу- это динамика от начала 60-х годов по существу до настоящего времени. Очередное обследование мы проводим в этом году.
     Обратите внимание на нижний ряд таблицы – это доля, которую занимают выпуски из средних школ, дети рабочих и крестьян. Будем считать - это нижняя ступенька социальной лестницы, почти нижняя. Как видите, эта доля сократилась более чем в два раза за последние годы с начала 90-х годов. Эта табличка показывает, как эта доля сокращалась. Доля детей служащих сокращалась сначала на 14,5%, потом еще на 11%, а доля детей рабочих и крестьян с 80-х по 90-е годы сократилась на 60% и затем продолжала сокращаться далее. В чем дело? В школах у нас увеличился отсев. Он начал увеличиваться во всех классах школы с середины 80-х годов. Пик пришелся на середину 90-х. Затем отсев, как видите, уменьшился, но все равно он сейчас выше в несколько раз того, что было у нас в 80-х годах.
Что мы потеряли? Мы потеряли детей, которые должны были бы вовремя получить неполное образование, то есть основное нынешнее образование. Раньше его получали 100% детей. Здесь в верхней точке вы видите 102%, потому что тут второгодники, мигранты и т.д. Но дальше тоже второгодники и мигранты в 90-х и в 2000-х годах - здесь мы не добираем даже 90%. И это продолжается. То есть наши дети не получают даже того основного образования, которое гарантируется Конституцией.
     Теперь я покажу, что происходит дальше, когда дети заканчивают школу, - дифференциация намерений, осознание неравенства. Вот как они строят свои планы. Вы видите, что почти все дети руководителей планируют поступать в вуз, дети специалистов - также, а когда мы движемся вниз по социальной иерархии - дети служащих, дети рабочих и крестьян уже в меньшей степени планируют для себя высокий уровень образования. Здесь уже появляется в большой степени средние специальные учебные заведения – ПТУ и т.д.
     Что же происходит, когда дети пытаются реализовать свои намерения - для кого-то большие, для кого-то скромные?  Вот, собственно, такие иллюстрации, которые показывают, что для сильно ресурсных групп, для тех, кто находится наверху в социальной иерархии, их доля среди поступивших больше, чем доля среди планировавших, и эта доля среди планировавших больше, чем доля их выпуска из школы. То есть такая наступательная динамика. А для детей служащих, рабочих и крестьян динамика, наоборот, отступательная.
     Что происходит дальше? Мы видим, что дети руководителей и специалистов действительно поступают в вузы, а дети рабочих, крестьян и дети служащих – тут более ярко выраженная дифференциация. Они в бóльшей степени уступают при реализации своих планов.
     Та же самая картинка, но для самых дефицитных специальностей – финансы, экономика. Здесь вы видите, как эта разница в динамике ярко выражена у разных групп.
     Эта сфера деятельности, к которой относятся профессии, которые дети приобретают в вузах. Левая колонка – это специалисты в государственном секторе. Правая – в негосударственном. Вы видите, что дети, родители которых работают в негосударственном секторе, выбирают для себя в основном экономику, финансы, информатику, массовые коммуникации – это университетские специальности. А дети учителей, врачей, инженеров, которые работают в государственном секторе, идут в пед, мед, в технические вузы, где меньше конкурс или отсутствует плата за обучение. Здесь показана динамика реальных шансов выпускников школ и двух как бы полярных групп: наверху – это дочери руководителей, внизу – дочери крестьян. Оказывается, что дочери руководителей поступают в вуз, дочери крестьян поступают в вуз в очень малой долей. В основном для них другие пути – работа, профессиональные училища и, в конце концов, они находят для себя такую экологическую нишу. То есть мы видим, что в сфере образования у нас каждая ветвь – вузы, средние специальные учебные заведения, начальное профессиональное образование – обслуживает свои социальные слои. И каждый социальный слой, с другой стороны, находит свою сферу.
     Как различаются ориентации школьников, тех, кто учится в техникумах, тех, кто учится в профессиональных училищах?  Понятно, что, скажем, устремленность в вуз больше всего в средних школах. Там 85% - а в каких-то регионах и больше - планируют поступать в вузы. В техникум – 70%, в профессиональные училища – 30.
     Теперь о мифах. Вообще сфера образования – это сфера мифов. Я буду говорить здесь только о двух, которые существенны для нашей тематики. Нам часто говорят: «Ну и что, если дети из каких-то групп в первый год не поступили в вузы, они компенсируют это в следующие годы. Они поступят потом – через год-два». Мы провели обследования в 98-м году, а потом тех же самых юношей и девушек нашли в 2001 году. И получилась такая картинка, которую можно представить как очень оптимистическую. Дети служащих действительно частично компенсировали свое непоступление в прошлом году. Дети рабочих и крестьян тоже компенсировали. Ну а детей руководителей поступило в вузы даже больше, чем планировалось.
     Второй миф – это тот, о котором упоминал Олег Николаевич, что мест в вузах больше, чем выпускников школ, у нас слишком много вузов и т.д. Посмотрите, на что опирается такая информация. Действительно у нас прием в вузы обогнал выпуск из средних школ. Да, это так. Но на самом деле это не так. Куда идут выпускники школ каждого года? Они идут на дневные отделения, а не на вечерние и не на заочные. Поэтому надо смотреть, что происходит только на дневных отделениях. Смешивать желание поступить на дневное, на вечернее и на заочное отделения все равно, что говорить, скажем: мы выпускаем моющих средств достаточно, включая стиральные порошки, мыло, шампуни и т.д. Это разные рынки, разный спрос на разное образование.
     И вот, что получается с поступлением на дневное отделение. Он в два раза отстает от выпуска из школ. Таким образом, мы понимаем, что вузов у нас не много, а мало.
     Что происходит с возрастной когортой с  детьми примерно одного года рождения? Из них примерно  половина поступает в вузы, а остальные поступают в средние специальные учебные заведения, в начальные профессиональные учебные заведения. И часть детей остается вне образования. Я не хочу сказать, что все должны после школы учиться. Но мы видим, что происходит на самом деле. Из этой картинки, из этих данных мы должны исходить.
     И несколько иллюстраций по отношению к неравенству в сфере образования. Мы задавали такой вопрос: как вы считаете, выросла ли за последние 10-15 лет доступность  вуза для детей из таких семей, как ваши? Ответов «выросла» много там, где доход выше среднего - и совсем мало там, где доход маленький. И, наоборот, ответ о том, что возможность для поступления в вуз сократилась, очень ощутим там - более половина всех ответов в семьях, где низкий доход.
     Что можно сделать? Я знаю предложение Министерства образования – сделать  «предпервый» класс. Конечно, надо было бы начинать раньше. Дошкольное образование нужно развивать, о чем совершенно справедливо говорил Олег Николаевич, потому что если родители будут отдавать детей на год раньше в школу, то в ту же самую школу. То есть  формально направление, в котором мыслит министерство, правильное. Нужно начинать эту образовательную социализацию раньше, чтобы детей  подтянуть к какому-то общему уровню.
     Нужны другие меры. Я отношусь к оптимистам. Кроме того, что я оптимист, еще позволю себе сказать, что я социолог. Я понимаю, что кардинальные изменения могут произойти только тогда, когда общество у нас станет менее дифференцированным. Известно, что сфера образования – это зеркало общества. И хорошо бы нам сделать так, чтобы в обществе у нас не было такой пропасти между богатыми и бедными, между верхними слоями и нижними, тогда это неизбежно сработает и в сфере образования.
 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги