Баранов А.С. (МГСУ)
Баранов А.С. (РГСУ). Перестройка как общественный проект, так заявлена тема, а на самом деле перестройка, особенно на первых фазах ее развития, начиналась явно не как общественный проект, а как проект власти. Все основные идеи, термины, компании, лозунги 85-88-го годов – это были идеи, которые были генерированы властью. Перестройка становится общественным проектом только в тот момент, когда к 88-му году многие компании ранней перестройки либо завершаются, либо перерождаются в нечто новое. И тогда выясняется, что, несмотря на то, что некоторые компании были явно неудачными, не нашли своего продолжения (исчезли из лексикона слова типа «ускорение», госприемка, антиалкогольная кампания и т.д.); несмотря на внешнюю неудачу, каждая из этих кампаний содержала невероятно мощный, сознательно заложенный в них импульс, направленный на стимуляцию социальной активности. И вот эта активность, этот импульс и был услышан. Во многом это было первое явление, которое способствовало тому, что перестройка стала действительно общественным проектом.
Второе явление, которое обозначилось к этому моменту, - это переход к политике гласности, которая первоначально также являлась государственной кампанией. Такой переход - перерождение гласности в информационную революцию, в совершенно уникальную информационную революцию. В течение нескольких лет советское общество оказалось в ситуации человека, который сразу получил все письма. Все письма, образно говоря, за 50-70-100 лет. Исторические события начинают переживаться как факты собственной биографии. А какие-то выдающиеся деятели прошлого воспринимаются как живые персонажи актуальной политики.
Во многом, благодаря взаимодействию двух этих явлений (социальной активности и творческого переживания прошлого) происходит новое возрождение двух основных сценариев, двух основных моделей развития России, связанных с проблемой поиска места России в мире, наличия или отсутствия самостоятельного пути развития России. Борьба этих двух направлений, борьба традиционная для России, продолжается на протяжении всех 90-х годов с конца 80-х. И каждый поворот в истории современной постсоветской России сопровождается очень активной борьбой представителей этих направлений. И смыслом этой борьбы является выяснение, какая же из моделей, какая традиция является маргинальной в тот или иной момент времени.
Зверева Г.И. Александр предложил довольно интересные идеи для обсуждения. Мне кажется, к этому стоит чуть позже вернуться.