Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Юхневич К.В. (РГГУ)

Юхневич К.В. (РГГУ). Здесь прозвучало уже несколько базовых терминов поколения, символов поколения. И мне хотелось бы, увести эту тему совсем недалеко и поговорить о таком феномене, как поколение молодых исследователей. Потому что, если рассматривать поколение перестройки, то от него невозможно «отмахиваться» в рамках науки. Я отношу себя к поколению молодых исследователей, потому что я родился в 83-м году. И период моей научной деятельности начался уже ближе к концу 90-х.
Но для меня и для моих коллег проблемы, поставленные перестройкой, и те социальные процессы, которые происходили в это время, оказываются значимыми и сейчас. Я даже больше скажу, для меня лично перестройка – это уже скорее факт научный и литературный. Потому что, когда происходили основные события, я еще не понимал, скажем так, в полной мере - что происходит. Осталось воспоминание какого-то личного характера -  больше всего обрывки постоянных телевизионных трансляций съезда.
Я считаю, что перестройка поставила в жизни общества и в жизни молодых исследователей, в частности, такой важный концепт, как ответственность. И нередко с самой высокой трибуны об этом говорилось. Я даже помню одно из выступлений Михаила Сергеевича, где-то он говорил – «что такое перестройка? Перестройка – это когда каждый на своем рабочем месте ответственно выполняет свою работу». Вот такая очень примерная цитата. И эти слова «ответственность» и «личная ответственность» вошли в общественный дискурс и оказали на нас влияние.
Уже мое поколение выбирало темы для своих исследований, абсолютно лично и ответственно, хотя конечно, при каком-то влиянии научных руководителей. Но если что-то было интересно вне обязательных курсовых и каких-то других работ, то этим можно было заниматься. Этого не было у наших научных руководителей, которые, формируясь как исследователи, все-таки делали этот выбор в определенных рамках. Они понимали, какие темы доступны для научного изучения, какие разрешены, какие темы запретны. И с этой точки зрения пространство для выбора второе, может быть ключевое слово перестройки – это именно выбор в самом широком понимании.
С этим выбором мы сталкиваемся каждый день. Для нас масштабы выбора были шире, чем для старшего поколения. Да, безусловно, нельзя отрицать, что на смену масштабному государственному заказу в гуманитарные науки пришла политико-экономическая конъюнктура, но я все равно утверждаю, что выбор стал серьезнее. Во всяком случае, сегодня можно уйти от этой конъюнктуры, находиться на маргинальных позициях по отношению к ней, но во всяком случае есть возможность сохраниться каким-то образом в науке. Этого были лишены наши научные руководители.
Еще один тезис – это влияние на нас перестройки через людей, которые встретили ее в расцвете своих занятий наукой. Я говорю о влиянии наших научных руководителях, которым сейчас примерно 40-50 лет, а тогда им было 25-30 лет, кому-то больше, кому-то меньше. Они учились, и кто-то уже успел получить ученую степень еще до начала перестройки и, безусловно, нес в себе определенную часть советской традиции. Но при этом на глазах наших научных руководителей произошел распад этой научной традиции,  крах многих научных школ (особенно это болезненно происходило в гуманитарных науках), и они были вынуждены в максимально сжатые сроки осваивать немыслимые объемы новой информации, используя тот инструментарий, который в них заложила советская средняя и высшая школа.
Нередко это приводило к очень упрощенной ревизии ценностей, научных ценностей, когда запрещенные темы становились лидерами только потому, что они когда-то были запрещены. И только сейчас мы приходим к пониманию, что зарубежная социология достаточно рельефна, многообразна и без Маркса ее не было так же, как и без исследователей, которые сейчас очень известны для нас – Конт, Вебер, Парсонс и прочие.
Важно еще обсудить доступные нам новые источники и методы работы с этими источниками - архивы (особенно это важно для историков), которые были закрыты. Мы в свои 20-25 лет читаем те вещи и те книги, которые нашим научным руководителям не были доступны в зрелом возрасте. А значит, мы и пишем по-другому. Я думаю, что в дальнейшем, когда, скажем так, наступит пора защиты кандидатских, потому что мы подходим к этому периоду, отличие и самосознание поколения перестройки, - поколения исследователей перестройки - будет все более и более явственным.
Зверева Г.И. Кирилл попытался обозначить проблему поколения чуть с другой стороны – поколение как разрыв с прошлым. И здесь этот разрыв с прошлым прозвучал в виде критики научных руководителей старшего и среднего поколения. Старшие – это, видимо, уже совершеннейшие мастодонты, а среднее поколение – это поколение, которое еще не вполне потеряно для современности.
Юхневич К.В. Я хочу, чтобы вы меня правильно поняли. Это ни в коем случае не критика, это, скажем так, констатация. Это не значит, что они хуже, они просто другие.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги