Каспэ И.М. (Российский государственный университет)
Каспэ И.М. (Российский государственный университет). Вначале поясню, что я имею в виду под поколением. Я не хотела бы пользоваться этим термином как инструментом, который я, как исследователь, применяю к своим материалам. Для меня здесь есть две стороны проблемы.
Во-первых, этот тип общности - поколенческий, возрастной - в каких-то определенных культурных ситуациях становится особенно важным. С одной стороны, возникают люди, для которых такой тип коллективной идентичности важен, которым важно определять себя как молодое поколение. С другой стороны, возникают люди, которым важно определять себя как старшее поколение. Во-вторых, есть еще одна сторона проблемы поколения – это язык, особый способ при помощи этого языка говорить об истории, структурировать историю.
Очевидно, что этот поколенческий язык, поколенческие термины сейчас очень популярны, очень востребованы. Приведу только один пример – недавнюю передачу Михаила Швыдкого «Культурная революция», которая называлась «В России растет потерянное поколение». Пафос этой передачи состоял в том, что выросли дети, которые никогда не жили в Советском Союзе. В связи с этим я бы предложила для обсуждения две вещи.
С одной стороны, таким образом, констатируется разрыв поколений, который описывается через непонимание, через отсутствие языка, через отсутствие возможностей коммуникации. Здесь могут быть варианты, когда старшие говорят о том, что новое поколение ничего не читает, мы их не понимаем, они уходят в Интернет и т.д. Мне кажется, что все это варианты одного и того же языка. С одной стороны, это вроде бы естественно, потому что повороты такого масштаба, которые произошли в нашей стране, они, в общем-то, не так уж часто встречаются. Но, мне кажется, что на эту проблему можно посмотреть и иначе: выросли дети, которые никогда не жили в Советском Союзе, но из этого следует, что речь идет о детях перестройки. Речь идет о том, что поколение – это как раз то, что позволяет провести границу между советским и постсоветским, и причем провести ее по концу 80-х годов, то есть по времени перестройки.
На эту проблему указывали исследователи, социологи из первого ВЦИОМа, Юрий Левада, Борис Дубин. Они заметили, что именно с появлением молодого поколения, в общем-то, начинается перестройка. Действительно, это первая проблема, которую было предложено всем обсуждать. Появилось огромное количество фильмов, которые должны были поставить эту проблему. Но эта проблема ставилась с точки зрения старшего поколения. Был некий язык, который предлагал говорить о нашей молодежи. Был не важен сюжет, было не важно содержание – просто отмечались отдельные поколенческие символы: герои - все видели Гребенщикова, все видели Кинчева и т.д. При этом молодое поколение совершенно четко обозначалось как молчащее.
Очень характерный, на мой взгляд, эпизод из фильма «Курьер», когда его герои рассказывают о своем сыне. «Прекрасный парень, занимается спортом, но он молчит. Он сказал бы мне что-нибудь, но он молчит». Мне кажется, что такая риторика, такой способ говорить о поколении, задается именно в конце 80-х годов, но оказывается важен сейчас.
Зверева Г.И. Итак, Ирина Каспэ обозначила проблему: поколение как некое значимое слово – слово, необходимое для самоопределения себя сейчас уже в современном пространстве.
Кто хотел бы продолжить эту тему ?