Здравомыслова О.М., Зверева Г.И.
Здравомыслова О.М. (Горбачев-Фонд) Приветствуем всех собравшихся на очередной дискуссии цикла «Горбачевские чтения». Сегодня в этом зале много хорошо знакомых нам людей, которые уже бывали на «Горбачевских чтениях», выступали, присылали свои доклады, но много новых участников.
На этот раз мы решили поставить в центр нашего «круглого стола» позицию тех, кого мы назвали «молодые исследователи». Это, конечно, несколько рискованный шаг, потому что сразу возникает вопрос, кто такой «молодой исследователь»? Но мы имели в виду широкий диапазон возраста: самому младшему из присутствующих здесь инициаторов дискуссии 22 года, а самому старшему 37 лет. Те, кто сидят за столом, будут выступать «затравщиками» обсуждения. Мы предложили три темы, которые перечислены в программе. Исследователи, сидящие за столом, выступят со своими позициями, уже заранее сформулированными, а дальше мы предполагаем свободную дискуссию по каждому тематическому блоку.
Сегодняшний круглый стол начинает цикл мероприятий Горбачев-Фонда, посвященных 20-летию перестройки, которое будет отмечаться в 2005 году. Известно, что отношение к перестройке является одним из тех вопросов, которые вызывают постоянные споры в нашем обществе. Это подтверждают многочисленные исследования – как те, что проводились в 80-е годы и к 10-летию перестройки, так и те, что проводятся сейчас. Мы рады, что на этот раз разговор начинают исследователи, которым в годы перестройки было совсем мало лет, и надеемся услышать интересные, острые, возможно, неожиданные суждения.
Этот круглый стол мы подготовили совместно с Российским государственным гуманитарным университетом. Я с удовольствием представляю профессора этого университета Галину Ивановну Звереву, которая будет ведущей дискуссии.
Зверева Г.И. Для меня большая честь быть модератором сегодняшнего «круглого стола». За круглым столом самые, надеюсь, активные участники, но не единственные участники обсуждения той темы, о которой мы сегодня будем говорить. Мои молодые коллеги выказывают готовность дискутировать, обсуждать современные проблемы России именно в связи с опытом того удивительного феномена, который принято называть «перестройка». И сегодня мы будем говорить о влиянии перестройки на настоящее и будущее России – на наше настоящее и будущее
Тема, которую мы придумали для совместного обсуждения, могла бы быть более конкретно сформулирована следующим образом: «Перестройка глазами того поколения, которое мыслит себя как постперестроечное». Поэтому когда вы посмотрите на программу «круглого стола», вы увидите, что здесь поставлены три проблемы, которые связаны друг с другом.
Логика разворачивания нашей дискуссии выглядит следующим образом: вначале мы намерены говорить о том, как и в какой мере опыт перестройки значим для нашего поколения (в данном случае я себя причисляю тоже к этому поколению). О том, как мы вообще рассматриваем этот феномен, мы сейчас будем говорить специально.
Я полагаю, что в первой части нашего совместного общения мы обсуждаем то, каким образом личность, в данном случае те, кто сидят в этом зале, самоопределяется в пространстве современной России именно в связи с опытом перестройки.
Далее мы обсуждаем те модели развития страны, которые закладывались в тот период, когда формулировались базовые основные концепции, концепты, идеи перестройки.
И, наконец, мы обращаемся к рассуждению по поводу того, как мылится наша профессиональная идентификация, как мы себя осмысливаем в качестве исследователей истории России, истории общества, современной истории, современной культуры - в связи или в контексте перестройки.
Итак, проблема номер один, которая здесь сформулирована так: «Перестройка, как поколенческий феномен». Мы обсуждаем тему поколения, как новое поколение, как поколение, которое испытывает влияние перестройки.