Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Новикова Н.А.

Добрый день, коллеги. Я представляю здесь Департамент социальной защиты населения г.Москвы. Точно так же, как и Галина Николаевна, я хотела бы поблагодарить организацию «Кидсейв» за то, что она пригласила нас на этот Круглый стол. С очень большим удовлетворением я посмотрела результаты исследований, которые проведены, и, несомненно, результаты исследований, возможно, в некоторой адаптации к нашим местным условиям мы примем во внимание и будем как-то на них опираться.
Но вообще я хотела бы еще сказать, что мне как работнику, специалисту, который непосредственно занимается этой проблемой, хотелось поддерживать контакт с «Кидсейв». Тем более, я посмотрела – вы ведете поиск наставников. Нам бы это тоже очень здорово помогло. Я почитала, что вы ведете тренинговые программы по адаптации выпускников интернатных учреждений. И, конечно же, мы заинтересованы в дальнейших контактах с этой организацией.
Галина Николаевна говорила, что она может говорить часами. И я, наверное, тоже могу говорить часами. Но сейчас хотела бы остановиться на двух аспектах деятельности нашего Департамента, связанных с детьми-сиротами.
Во-первых, сначала я все-таки остановлюсь на выпускниках. Мы очень много говорим о выпускниках, о детях-сиротах, которые находятся на государственной форме воспитания. Вообще ведь по достижении ими 18-летнего возраста проблемы у них, к сожалению, не заканчиваются.
Я хочу сказать, что в Москве на наш Департамент, на все наши подведомственные учреждения правительством Москвы возложена задача осуществлять в отношении лиц из числа детей-сирот (то есть у нас в федеральном законе есть такое понятие – это лица от 18 до 23 лет) социальный патронаж. До 23 лет. И даже если мы заканчиваем в 23 года этот социальный патронаж, проблема, конечно же, не исчезает. И мы уже в который раз приходим к выводу, что, конечно, необходимо развитие всех форм семейного воспитания в любом его виде. Потому что когда ребенок не освоил социальную роль члена семьи, он не может жить в социуме, не может адаптироваться к условиям самостоятельной жизни.
До того, как начать работать в Департаменте, я больше 10 лет работала в органах опеки и попечительства. Что такое эта проблема – я знаю очень хорошо, не понаслышке. До 18 лет, а дальше уже некогда, все новые и новые проблемы. Сейчас я удивлена и потрясена тем, насколько эти люди к условиям жизни не адаптированы.
Я хотела бы просто информировать участников Круглого стола, что в Москве, в частности, для этой категории выпускников делается, к счастью, очень много. Самая первая задача – это предоставление жилья. Я так полагаю, что Москва – это единственный субъект Российской Федерации на сегодняшний день, которая успешно решает эту задачу. Мы сейчас разработали механизм предоставления жилья, отдаем только однокомнатные квартиры в домах-новостройках в различных административных округах города. Эти квартиры где-то 38-42 кв.м. Естественно, они все благоустроены применительно к условиям г.Москвы. То есть город идет на жертвы (будем так говорить) очень большие. Потому что эти квартиры выдаются вне очереди, так как выпускник имеет дополнительное право на жилье в соответствии с федеральным законом. Не секрет, что у нас сегодня есть очередники на общих основаниях, и люди стоят в очереди, а, между тем, эти категории - «дети-сироты», лица из числа детей-сирот получают жилье.
И мы совершенно с грустью видим, насколько они его не ценят. Работникам наших служб приходится прилагать колоссальные усилия для того, чтобы это жилье сохранить. Мы сейчас даем это жилье по договорам безвозмездного пользования, то есть на 5 лет. Эти 5 лет он не может эту квартиру приватизировать, не может ее обменять, соответственно, не может продать. Но договор через 5 лет истекает, и истекает уже в следующем году. Перед городом встанет опять огромная задача. Не сформированы ценности у наших выпускников. Они не ценят это - есть и есть, вы должны, вы обязаны. Потребительское отношение. Мы очень много общаемся с Департаментом образования Москвы. Потому что что-то надо менять в образовательных программах этих выпускников. Надо, чтобы они ценили то, что им дается.
Ежегодно из бюджета города ему выделяется 15 тысяч рублей на обустройство, на создание нормальных стартовых условий для жизни. Это только из бюджета города от нашего Департамента. Около 15 тысяч рублей выплачивается ему при трудоустройстве Департаментом образования. То есть все-таки он получает квартиру, он может купить себе необходимую мебель.
Мы ведем очень большую работу по предоставлению рабочих мест этим выпускникам, но они не хотят работать. Мы ведем статистику. Мы хорошо себе представляем, что такое выпускник в целом, как он хочет работать, хочет учиться. У нас где-то 30 процентов учатся, 40 процентов работают, оставшиеся 35 процентов не работают, не учатся, и заставить их невозможно.
Проблем много. Я просто говорю о том, что город очень много делает для этой категории. И, разумеется, если «Кидсейв» действительно такие тренинговые программы разрабатывает, то мы хотели бы, наверное, их адаптировать к нашим условиям, но, несомненно, хотели бы работать.
Очень бы мы хотели с Галиной Владимировной контактировать. Прошу ее контактный телефон. Потому что нашим работникам такая помощь очень нужна. Это что касается выпускников. Несомненно, мы заинтересованы в том, чтобы семейные формы воспитания развивались максимально.
Второй аспект, о котором я хотела сказать, - о профилактике беспризорности, безнадзорности. Сейчас говорили о государственной программе. Разумеется, в Москве такая программа существует. В Москве все это увеличено, усилено значительно, потому что в Москву едут дети со всех территорий Российской Федерации – из Владивостока, Магадана, из стран СНГ, откуда только ни едут. Именно, по-моему, на Москву и, наверное, на Санкт-Петербург падает значительный удар в этой работе.
В феврале 2002 года в Москве была принята такая программа «О неотложных мерах по профилактике беспризорности и безнадзорности». Во-первых, была создана сеть специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации. Это социальные приюты. Но приюты у нас сейчас созданы в каждом округе. Вот почему и в аспекте деятельности наших приютов мы заинтересованы в деятельности «Кидсейв». Потому что в системе образования, в образовательных учреждениях существует, например, патронатное воспитание. Мы развиваем альтернативную форму. У нас, например, в наших приютах, в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних есть семейные воспитательные группы. Они практически работают по аналогии патронатного воспитания.
Наверное, многие из вас знают о деятельности 19-го детского дома у нас в Москве (Мария Терновская). Мы с ней очень плотно общаемся. Но опять-таки у нас проблема с подбором воспитателей, не патронатных воспитателей, а в семейные воспитательные группы. То есть у нас есть законодательство наше, ведомственное, которое позволяет, и мы развиваем, но опять у нас все, конечно же, упирается в то, что у нас на сегодня детей гораздо больше, которые могут быть переданы на воспитание в семью, чем желающих их взять.
В отношении информированности населения. Разумеется, в каждом округе в Москве работают окружные средства массовой информации – это окружные газеты. На сегодняшний день у нас имеются 20 человек, которые изъявили желание взять детей в свою семью. Но мало их, конечно. Работают эти окружные газеты, окружное кабельное телевидение, и люди идут таким образом.
Вирганская И.М. Почему не поговорить с «Московским комсомольцем» - газета, которую покупает каждый с утра?
Новикова Н.А. Вы совершено правы. Вот буквально несколько последних публикаций в «Московском комсомольце» (я думаю, все читали) о государственных приютах. Вот Марфо-Мариинская Обитель.
Вирганская И.М. Это буквально две или три публикации, которые мне попались (я была в отъезде, может быть, за две недели был наплыв, я не знаю). Тут еще акценты очень важны. Ведь идет очень много чернухи, связанной в том числе и с детьми.
Новикова Н.А. Я хотела вернуться к этой программе, которая работает в городе, отдельным пунктом - привлечение средств массовой информации. Я хочу сказать, что в Москве эта работа ведется, иначе мы бы не имели такого количества людей, желающих взять детей в свои семьи.
Вирганская И.М. Нина Алексеевна, все-таки для обычного человека насколько свободен доступ в эти государственные учреждения?
Новикова Н.А. Мы сейчас не будем говорить: для человека, который хочет усыновить, это не входит в нашу компетенцию.
Вирганская И.М. Усыновить – нет. Допустим, он хочет посещать, играть, как-то участвовать. Для него – это возможность увидеть детей.
Новикова Н.А. Я буду говорить о наших учреждениях. Еще раз говорю: усыновление – это компетенция образовательных учреждений. В наши учреждения, в принципе, желающий человек, который услышал объявление, если его это заинтересовало, обращается. Разумеется, прежде чем его пустить к детям, с ним ведется беседа, пытаемся понять, что это за человек, выяснить причину обращения к нам. С ним ведется работа около двух месяцев. Его же нельзя так с улицы допустить к детям. После этого он общается с детьми, кого-то выбирает. Это реально. Мы рады будем людям, которые отзываются на эти наши просьбы.
Голос (иностранный язык) («Кидсейв Интернешнл»). Мне хотелось бы поучаствовать в дискуссии. У нас сегодня, к сожалению, очень плотный график. Здесь собрались очень важные люди за одним столом. Очень важный вопрос: что нам делать дальше, что делать с этой информацией, куда нам дальше идти? В результате этого обследования в России был сделан первый шаг. С чего-то всегда приходится начинать. Когда начал – надо знать, что делать дальше. Мы должны определить структуру-программу, которая направлена на то, чтобы решить проблему.
Мне хочется также сказать, что проблемы характерны не только для России. Точно такие же проблемы существуют в США. Они глобальные по своему характеру. Всемирный банк занимается этими проблемами. Но Россия – это страна из числа лидеров мира. Я много лет прожила в России. Мы считаем, что этой проблемой в России нужно заниматься в срочном порядке и давать пример другим странам мира.
Я думаю, это совершенно реально. Потому что образовательный уровень и уровень озабоченности общественности настолько высоки, что общество готово к решению этой проблемы.
Нам как группе надо принять решение: что делать дальше с этой информацией и куда ее нести. Я хочу предложить вам решить этот вопрос, потому что на другие вопросы у нас просто не остается времени. Может быть, кто-то найдет ответ на вопросы. Если мы не решим главный вопрос, мы не сможем продвигаться дальше. Нам надо решить, что делать дальше.
Голос. Я скажу несколько слов по поводу того, куда дальше идти. Прежде всего, в России уже много лет (наверное, последних шесть - это точно) идет совершенно конкретная работа по развитию семейных форм устройства детей и по деинститулизации интернатных учреждений. Разработана программа. Она большая. Она имеется в каждом регионе. Она научно обоснована. Есть концепция. И говорить о том, что в России это только начало, нельзя. 22 территории Российской Федерации уже имеют программы патронатного воспитания и работают именно по программе, которая утверждена на коллегии министерства. И таким образом, этот процесс уже идет несколько лет. Другое дело, что мы просто можем сотрудничать.
Программа, по которой работает «Кидсейв», является хорошим дополнением к уже имеющейся концепции, и к тем программам, которые есть в регионах. Поэтому, я так думаю, откликается и Московская область, и ряд регионов, конечно, с удовольствием будут сотрудничать. Потому что нужны, допустим, специалисты, которые могут обучать тренинговым навыкам, которые необходимо проводить с детьми, воспитывающимися в детских домах. К сожалению, это все-таки дети, которые имеют особенности психологического развития, поскольку те депривационные моменты после рождения, после того, как их оставляют, влияют на дальнейшее формирование психики этого ребенка, формирование его характера. И что бы мы в него ни вкладывали, особенности мы имеем.
Поэтому, безусловно, такая программа и именно такое участие поможет более интенсивному внедрению всех тех проектов, которые есть. И надо сотрудничать с регионами. Может быть, даже надо подумать и посмотреть те регионы, в которых, допустим, еще эта система не получила должного развития и даже не обдумывается. По крайней мере, еще не приступили к тому, чтобы развивать и подготовку детей к выходу, и семейную форму, и такие формы, как летние каникулы, как брать ребенка на субботу и воскресенье, как просто общаться с ним. Как, например, в Смоленском регионе наставничество, которое вводится программой. Это интересно. Можно подготовить, допустим, выездные конференции, но уже не только в Смоленской области, а в другом регионе. Это можно обговорить. Я думаю, будет колоссальная поддержка тех регионов.
Реплика одного из иностранных участников. Конкретно говоря, что делать, как вести эту дискуссию для того, чтобы действительно ее распространить?
Голос (продолжение предыдущего выступающего). Я думаю, что нужна конференция. Она у нас будет в этом году. Мы как раз соберем регионы Российской Федерации. И, наверное, надо объединить усилия с тем, чтобы этот опыт распространить на регионы Российской Федерации. Это вполне возможно. Или ваше желание договориться с любым регионом. И мы можем подсоединить все остальные для того, чтобы сделать доклад и послушать и себя, и тех, кто будет присутствовать, составив общую программу.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги