Тростанецкая Г.Н.
(Начальник Управления социально-педагогической поддержки, реабилитации детей Министерства образования). Это Управление, которое занимается всеми проблемами, связанными с детьми-сиротами.
Прежде всего я хочу поблагодарить первого докладчика за ту работу, которую они проводят в Российской Федерации уже на протяжении многих лет. Причем надо отметить, что фактически это энтузиазм в чистом виде. Они настойчиво, упорно, без должной поддержки, как начали, так и интенсивно продолжают работу по внедрению действительно семейных форм устройства детей и борьбу за россиянина, борьбу за российскую семью. Но в каком смысле борьбу? Именно в смысле изменения ментальности, отношения к детям, отношения вообще в целом к ребенку, который оказался в экстремальной ситуации.
Поэтому, наверное, прежде чем начать говорить по существу вопроса, я их благодарю. Надеюсь на то, что их мужества и энергии будет достаточно для того, чтобы продолжать эту работу и сотрудничать с нами, со многими регионами, которые их полюбили, в которых они нашли взаимопонимание и в которых делают очень и очень много. Пожалуй, даже то, что не удается сделать структурам, которые непосредственно за это отвечают. Я имею в виду органы опеки и попечительства и все те центры по работе с семьей, которых уже достаточно много.
Вместе с тем я хочу сказать о том, что и в Российской Федерации сделано уже достаточно за последнее время. Достаточно сказать, что все исследования, результаты которых мы сегодня прослушали, по сути, совпадают с тем, что у нас наработано. Делается много. Я думаю, что сегодня Галина Владимировна Семья, которая здесь присутствует, дополнит мое выступление уже по научным исследованиям. Она непосредственно работает с Министерством образования Российской Федерации.
Мы делаем достаточно глубокие исследования на региональном уровне по тем проблемам, которые стоят. Но сама проблема не становится проще и легче. Она, к сожалению, усложняется. Усложняется тем, что число детей-сирот растет. Ежегодный рост – приблизительно 14-17 тысяч (я не буду говорить по годам) за пять последних лет. Поэтому на сегодняшний день мы имеем почти 800 тысяч детей-сирот. Из них, к счастью, бóльшая часть находится все-таки в семье, а именно под опекой попечительства, в приемной семье, усыновлены. Мы говорим почти о 220 тысячах детей, которые находятся в детских домах и школах-интернатах, в домах ребенка, то есть в интернатных учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты. Конечно, очень большая цифра. Грубо говоря, почти около 30%. Это много.
Пока мы не можем сказать, что российскими гражданами ежегодно усыновляется большое количество детей. То есть, мы никак не может достичь даже цифры 90-го года. Пока это чуть больше, чем 7 тысяч, но идет ежегодный прирост на 500-600 детей. Это уже нас радует. Хотя по Российской Федерации, вы сами понимаете, это капля в море.
С чем связано, что российские граждане не активно усыновляют детей? Наверное, понятно. Мы все время говорим прежде всего об экономическом положении страны и о том, что не все могут себе позволить усыновлять детей, если они уже имеют своих детей. Достаточно тяжело сейчас воспитать ребенка, я имею в виду - его выучить, вырастить и дать ему профессию и пустить в жизнь. Тяжелые проблемы. Это понятно.
Второе. Наши российские граждане стараются усыновить детей маленьких и в основном – имитация беременности. То есть, в основном это дети до года. И здесь говорить о каких-то сложностях, я думаю, не приходится. Те, кто хочет усыновить, встают на учет, усыновляют. Единственно – бывают моменты, связанные именно с тем, что у нас тайна усыновления. Здесь осложняется все, что связано с семьей, с тем, что надо скрыть, надо имитировать беременность, надо куда-то уехать. И с тем, что хотят маленьких детей, не решаются усыновлять старших детей. Хотя все-таки 2% из всего количества таких детей усыновляется. Но это, конечно, очень мало. В основном маленькие дети.
Если будут вопросы у участников Круглого стола, я прошу их задавать. Потому что я могу часами говорить об этой проблеме, причем по всем ее направлениям.
Я хочу уже ответить непосредственно на вопросы, которые поставлены.
Прежде всего информированность общества по данной проблеме. О том, что есть дети-сироты, они, между прочим, все живут в городах, селах, детских домах, находятся в социумах. Это не изолированные учреждения, не закрытые учреждения. Все прекрасно знают: слава Богу, решен вопрос, что в основном все дети обучаются в обычных образовательных учреждениях. Поэтому родительские комитеты, родители и учителя знают, что это дети-сироты.
Поэтому говорить о том, что наше общество не знает, что у нас есть дети-сироты или не видят, как они живут, и совсем не информировано, - нельзя. Все прекрасно это знают. Единственное, что мы можем сказать, - что, да, средства массовой информации у нас, к сожалению, не идут на то, чтобы проводить серьезные передачи, которые были бы посвящены именно воспитанию детей. Потому что когда речь заходит о детских домах и о том, что вот - дети-сироты или о каком-то празднике, я всегда без какого-то энтузиазма смотрю эти передачи. Эти дети это видят. Каждый раз подчеркивать, что они все-таки обделены в своей жизни, они – сироты, они остались без родителей, - это прежде всего не идет им на пользу и не формирует характер нормального человека, который должен выстоять в этой жизни.
Мы никак не можем найти тех режиссеров, каких-то редакторов, которые будут способны создавать серьезные передачи. Я много беседовала на эту тему с нашими различными каналами – и первым каналом, и вторым каналом, четвертым и т.д., - с тем, чтобы организовать такую передачу, которая была бы направлена не на то, чтобы, извините за грубость, «распускать нюни», что вот несчастные дети-сироты, а на то, чтобы действительно показать, что это нормальное общество детей в этом детском доме, показать их жизнь. Но не разжалобить наше общество, а с тем, чтобы вызвать, наоборот, у него желание помочь этому ребенку. У нас пока нет таких энтузиастов в проведении такого рода передач, может быть, цикл передач.
Все нам обещают. Честно говоря, ежегодно нам обещают: «Да, да, мы начнем, да, да, да мы дадим возможность». Когда они говорят, сколько это стоит, то мы отступаем, потому что у нас просто нет средств на это. Так и идет. Наверное, может быть, надо больше нашей настойчивости в этом отношении. Но, к сожалению, даже не знаешь, кто может нажать на средства массовой информации, особенно на телевидение. Поэтому нам помогают журналы. Нам помогают газеты. И вот какие журналы мы поддерживаем и выпускаем тоже с большим трудом – это, прежде всего, выходит журнал «Детский дом». Но как только возникает проблема… Вчера как раз присутствовала редактор этого журнала у Примакова. И вы знаете, опять какое-то унижение. Редактор такого журнала, талантливый человек, которая может действительно организовать и информацию, и выпускать в должном количестве этот журнал, распространять его, она просит у Примакова, у этого Фонда, чтобы помогли. Я подхожу к ней (я её туда направила) и спрашиваю: получилось ли. Она говорит: «Не знаю, Галина Николаевна, опять какая-то неуверенность». А в этом журнале («Детский дом») мы печатаем статьи, даем информацию, даем все научные исследования - всю ту информацию, которая необходима для того, чтобы понять положение в обществе. И вот этот журнал еле выживает. Он выживает только за счет того, что мы ему можем дать. Вы сами понимаете, какие возможности вообще у бюджетной организации. У меня есть ассоциация, через которую я журналу немножко помогаю, но тоже уже на последнем издыхании. Такой мощный Фонд Примакова пока не оказал поддержки. Не знаю, что будет после вчерашнего заседания.
Второй журнал «Защити меня» тоже в последние годы еле выживает. Все знают этот журнал. Мы его поддерживаем статьями. Но ведь статьями-то не поддержишь. Надо же поддержать так, чтобы он мог выходить, чтобы он доходил до регионов большим тиражом, в большом количестве. А мы там как раз печатаем информацию о детях, которых могут усыновлять. Мы даем так называемую производную информацию с фотографиями, о том, какой это ребенок, даже описываем черты его характера. Если бы поддержали этот журнал и он бы выходил в большом количестве и мог бы выйти на наши развалы и его бы еще и покупали, то есть дать информацию по телевидению, естественно, о том, что есть…
Наша информация, наш ролик, который мы сделали за огромные деньги, проходит в течение какой-то секунды, что я даже сама свой номер телефона не могу прочитать. Звоню и говорю им: «Хотя бы номер телефона подержите подольше. Как же люди могут обратиться». Да, они видят эту информацию, но позвонить по телефону не могут, потому что не успевают запомнить номер телефона. А ролик этот стоит ни много ни мало, чтобы его показать, вы сами знаете, - 5 тысяч долларов за такую секунду показа.
Поэтому вот еще один журнал, который можно было бы поддержать. И редакционная коллегия нормальная, и статьи там интересные. Мы там пишем не только об усыновлении, мы даем всю нормативную базу, Мы там даем статьи о беспризорных детях, о правонарушителях, о детях с какими-то отклонениями в своем развитии, которые требуют особого подхода и внимания в воспитании, и о тех людях, которые делают определенную работу в регионах, их тоже надо поддерживать. Но этот журнал выходит маленьким тиражом и тоже еле выживает.
Следующий журнал «Беспризорник» - интереснейший журнал. То же самое, стал выходить совсем недавно. Мы с ним сотрудничаем. То есть, Министерство образования вокруг этого организует и всех тех людей, которые заняты работой, которые могут написать, которые дают эту информацию. Но поддержать именно с финансовой стороны Министерство образования (как бюджетная организация) не может, а спонсоры опять не находятся. То есть очень много сочувствующих. Но сочувствие на уровне эмоций, вы сами понимаете, - это кратковременная ситуация. И такой журнал (а там очень интересный редактор), я боюсь, тоже закончит свое существование.
Выпускается журнал, которые касаются психического здоровья несовершеннолетних, и возглавляет его Северный. Все его знают – это детский психиатр. И вся группа, которая с ним работает, и интереснейшая редакционная коллегия. Печатаются результаты исследований, материалы наших интересных конференций, семинаров. Дается картина состояния детей. Банк данных и анализ Министерства здравоохранения показали, что здоровье наших детей, именно психическое здоровье, к сожалению, не становится лучшим, а все усугубляется. Появляется очень много проблем. Такой журнал тоже надо было бы поддерживать. И информированность населения, в общем, была бы достаточной, если бы были средства поддерживать тех, кто активно работает в этом направлении.
Продолжается ли программа, которая была заявлена в 2001 году? Я думаю, это о беспризорности и безнадзорности?
Вирганская И.М. Да.
Тростанецкая Г.Н. Она продолжается. Естественно, проведена очень большая работа всеми структурами. Надо сказать, что постановление и распоряжение правительства, которые вышли после этого, объединили усилия ведомств и, надо сказать, сыграли позитивную роль в этом отношении. Сейчас стоит вопрос о том, что необходимо иметь банк данных, сформировать его именно в Министерстве внутренних дел, потому что они непосредственно напрямую заняты и имеют информацию о тех детях, прежде всего, о том, где они находятся – на улицах, на вокзалах, которые мигрируют по Российской Федерации. Здесь, к сожалению, тоже пока не находится средств на создание банка данных. По крайней мере, такая информация пришла из Министерства внутренних дел. Нужно-то всего 7 млн. рублей. И вот эти 7 млн. рублей пока не нашлись.
Вместе с тем проведена большая работа, и мы вернулись (я еще раз сообщаю) к всеобучу, то есть теперь ведется ежегодный учет, который, к сожалению, в 90-м году был отменен. Я считаю, что это и создало проблему именно беспризорности, потому что перестали учитывать детей, которые должны обучаться в соответствии с Законом об образовании по своему возрасту в школах. Никто не стал прослеживать эту ситуацию. А в силу того, что адрес человека может быть в одном месте проживания, а куплена квартира еще одна, еще одна, а жить он может совершенно в другом городе или на другой улице, то эта ситуация и создала как раз проблему. Нужно было учитывать это, но все считали, что этот вопрос снят. На самом деле сейчас к нему вернулись. И вот уже только за 3 года этого учета снизилось число детей ровно в три раза - тех, кто обязан учиться по своему возрасту в школе и не сел за парту. Это, я считаю, большое достижение. Я думаю, что в этом году мы вообще снизим это все до самого минимума.
Поэтому здесь работа проводится, ежемесячно проходят штабы в Министерстве внутренних дел, на территории выезжают, проверки проводятся. Пока ведется строгий учет, и все это на контроле. Мы очень довольны этим, несмотря на то, что это, в общем-то, конечно, такая серьезная дополнительная работа. Но, по крайней мере, дети собираются в приютах. Наверное, вы уже сами можете отметить, что их практически уже нет на вокзалах. Эта работа принесла позитивный результат.
Ели будут вопросы, я готова на них отвечать. Еще раз большое спасибо за ту работу, которую проводит «Кидсейв».
Вирганская И.М. Спасибо, Галина Николаевна. Галина Николаевна назвала много печатных изданий, но мы с вами должны понимать, что для того, чтобы проявить интерес к подобным печатным изданиям, человек уже должен быть нацелен на эту проблему. Потому что никто не подойдет к киоску и не скажет «Мне нужен такой-то журнал».
Я говорила немножко о другом. Все-таки как воздействовать на обывателя, самого обычного обывателя? Может быть, те бесценные материалы, которые есть в журналах, выгоднее проталкивать (какими путями - мы может обсуждать), но в массовое издание. Потому что специальное издание предполагает знание проблемы и заинтересованность ею. От этого никуда не денешься. Чтобы человек пошел покупать специальное издание, он уже должен что-то об этом знать. Это мелкое замечание.
Пожалуйста, у кого есть желание выступить.