Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Межуев В.М.

Межуев В.М. (Институт Философии РАН).
Во-первых, я не историк. Во-вторых, никакого отношения к ЦК никогда не имел. Но книгу я прочел. Поэтому я буду говорить как читатель. Мне она показалась чрезвычайно интересной и во многих вещах очень узнаваемой. Нашел там много людей, с которыми тоже был как-то связан. Только я хотел бы сказать, что я ее не прочел как книгу о ЦК. ЦК там присутствует, и люди, работавшие в ЦК и занимавшие ответственные партийные посты, там, конечно, присутствуют, но я не понял, что они главные герои. Потому что там довольно широкий спектр. Вот этот раскол образованного общества российского на два лагеря, на две партии. Партиями всегда в России называли любое направление. Это я видел просто на своих глазах, как это происходило. И честно могу сказать, с какого момента все это началось. Это никак не связывалось с каким-то импульсами, которые шли из ЦК.
Вообще, честно говоря, в то время я не видел никаких либералов в ЦК. Я только из книги узнал, что Наиль Бариевич был либералом. Но, честно говоря, в то время мы не делили ЦК (я работал в научной среде) на либералов и нет. Мы делили на умных и не очень. Хотя были какие-то люди, с которыми мы общались, и нам всегда было подозрительно, что такое вроде бы в разговорах как бы с либеральным душком, а в то же время очень хорошо поддерживаемый – и ЦК нравится, и как бы… Целый ряд таких фамилий вам всем известны. Такие люди всегда все-таки в какой-то степени даже казались подозрительными в чем-то. С одной стороны, говорили о какой-то своей «продвинутости» в сторону Запада. С другой стороны, были выездными, работали в закрытых партийных учреждениях, куда нас близко не подпускали. И в этом смысле, я думаю, этот раскол (меня это заинтересовало - это действительно большая проблема, которая не исчерпана и сегодня.
Чувствуется, что автор книги историк, во-первых, очень талантливый. Во-вторых, молодой историк. То есть для него то, что он описывает, уже история в какой-то степени так же, как для нас, допустим, 20-е годы. Я видел, как это все зарождалось, как это происходило просто в стенах моего Института философии и рядом. Причем тут ЦК? Литература была, был журнал «Наш современник», журнал «Молодая гвардия», «Новый мир». Возникла уже тогда деревенская проза и споры на кухнях и в кулуарах по поводу национальных проблем, в том числе и еврейских, кстати.
Я тогда впервые увидел живых антисемитов совсем не из ЦК, а из очень образованной части общества. Тогда это начиналось. С чего это началось? Мне интересно, здесь задал Славин этот вопрос. Он действительно очень интересный. Собственно, а что стояло за этим расколом. Я точно знаю, с какого времени это началось. Это то, что есть и сегодня, никуда вы от этого не уйдете. Я только что участвовал в таком «круглом столе» в «Литературной газете». Ого, как это звучит! Да, раскол этот существует. Действительно это в какой-то степени, может быть, какая-то центровая проблема наша, а не только последней истории. Это очень важно понять.
Я точно могу сказать, что это стало впервые ощущаться после событий, связанных с Чехословакией. До этого в период хрущевский и еще в ранний период брежневский я такого раскола не помню. Все-таки тогда в связи с оттепелью там возникло даже не негативное отношение (может быть, где-то у кого-то и были, но они не ощущались) людей, которые восприняли в штыки разоблачение культа, я видел круглый энтузиазм полный.
Возникла другая реакция. На ХХ съезд возникла реакция того, что можно было бы назвать «шестидесятничеством», неомарксизмом… И в рамках вот этого движения никакого раскола на националистов, почвенников, патриотов или как их еще называют западных либералов, я тогда не помню. Все началось с чехословацких событий 68-го года, когда рухнула вера в марксизм, в социализм. Потому что, как было не понимать этого, это было прежде всего убийство идеологии. И надо понимать логику идеологии. Идеология – это же математика. В идеологическом процессе есть четкая логика, это надо было знать всем, кто руководит этим фронтом. Эта идеология состоит как бы из трех основных блоков. Три классических идеологии после французской революции – консерватизм, либерализм и социализм. Выбросите отсюда одну, вы получите столкновение двух других. Вот это и произошло. Левая идея, начиная с 68-го года, в сознании молодежи была полностью скомпрометирована. Никто уже ни в какой социализм у нас не верил ни с человеческим, ни без человеческого лица. Все это кончилось.
К сожалению, когда Михаил Сергеевич начинал перестройку, он как бы этот период пропустил - когда это рухнуло в сознании. Это кончилось. И единственным следствием этого разрушения (а я сам человек левых убеждений и я точно знал,), единственным следствием разрушения веры в левую идеологию станет столкновение консерватизма, как бы его ни назвать, на русской почве. Это особый консерватизм. То же самое в какой-то степени произошло и в Германии.
Я не берусь судить о последствиях этого раскола. И тогда же русская партия, если она действительно была… Я видел, как это происходило, тогда Ципко работал инструктором ЦК комсомола. Здесь в вашей книге я узнал все фамилии. Ципко приглашал молодых ученых из Института философии на какие-то семинары, которые собирал ЦК комсомола.
Я помню, как меня и молодого Дробницкого, молодого Феликса Михайлова пригласили на одну из таких региональных конференций. Это было в Архангельске. Возглавлял все это Ганичев, и все фамилии, которые Вы  упоминаете в книге, присутствовали. И я помню, как тогда уже, когда мы выступали с такими-то своими лекциями философскими, нас позвали в кубрик, где шли откровенно националистические разговоры - и ничего против этого не было. Я только тогда еще не понимал, что эта идеология становится единственной в наше время карьерной идеологией. Ни социализм, ни вера в какие-то социалистические идеалы, а именно это придет на смену. И это произошло. В этом смысле раскол был не в ЦК, а раскол шел где-то в низовых организациях, прежде всего комсомольских.
Я помню эту школу молодого марксиста Скуратова, как все это начиналось, всю эту историю вокруг этой школы со всем его домостроевским уставом, которого, кстати, в ЦК испугались тогда очень и пресекли это дело. ЦК как-то тогда среагировал правильно на эти вещи. Потом пришел Ягодкин из Московского горкома, и тут началась вакханалия вокруг этого дела. Но шло это с какого-то низового слоя. Какая-то часть молодежи наиболее продвинутой кинулась к западу…, но тогда  же началось изучение русской философии, тогда начали ее тайно читать, она ведь была под запретом. Был такой период. ЦК ответственен, на мой взгляд, за одно – похоронил веру в ту идеологию, которая оправдывала сам факт его существования. Какой-то цинизм все время ощущался: они говорят, но не верят в то, что они говорят.
И, извините меня, какая могла быть нормальная реакция на эту ситуацию? Действительно, самая простая, элементарная реакция – уйти на национальную почву.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги