Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Славин Б.Ф.

Славин Б.Ф. (Горбачёв-Фонд)
Я скажу про ряд методологических, мне кажется, моментов, которые в связи с этим у меня возникли.
Я думаю, что вообще нельзя писать историю идейных группировок вне контекста понимания нашей советской истории. То есть должна быть концепция исторического процесса, начиная с 17-го года и кончая сегодняшним днем. Вне этой концепции понять что-либо в нашей истории будет просто невозможно.
В этой связи я хотел бы высказать следующие вещи. Я согласен с предыдущими ораторами, что нужно найти то противоречие, которое двигало нашу историю, начиная с 17-го года вплоть до 91-го года. Я беру эти рамки. Я тоже считаю, что в нашей истории было две тенденции или две силы социально-политические. Одна из них (после 17-го года) выражала интересы интернационально-демократической части общества, выражающей интересы того класса, того прорыва исторического, который произошел в 17-ом году. Назовите это демократическим социализмом или интернационально-демократической тенденцией, вы называете это либерально-демократической, прогрессивной. Это та сторона, которая фактически должна была реализовать основные идеи революции 17-го года, связанные с приходом в собственность трудящимся земли, фабрик, связанные с идеей демократических советов, связанные с идеей интернационализма. Эту тенденцию отражали два таких крупнейших деятеля в России, как Ленин и Троцкий. В своей перспективе я сейчас не буду касаться конкретики. И противоположная тенденция, связанная с отходом от плана создания демократического социализма в нашей стране, связанная с усталостью от революции. Социальной подпочвой это было мелкобуржуазные крестьянские слои, которые давили. И вот с этой тенденцией связана другая тенденция – бюрократизации, диктаторская тенденция, националистическая тенденция, которая была представлена, прежде всего, Иосифом Виссарионовичем Сталиным, хотя вроде бы и парадокс, грузином, который выражал эту националистическую или шовинистическую тенденцию, диктаторскую тенденцию, тоталитарную тенденцию, наиболее ярко, наиболее емко, я не буду сейчас касаться его личности. Я написал целую статью «Социализм или сталинизм», где давал оценку Сталину, и группы, которая была вокруг него. Надо сказать, что особенно эта тенденция проявилась сразу же после смерти Ленина в борьбе с Троцким. Конечно, здесь не было личности, которую можно раз и навсегда зафиксировать с той или иной тенденцией, то есть «прикнопить» их.
Мы знаем поведение, положим, Бухарина, который двигался от военного коммунизма и Брестского мира, где он выступал как левый коммунист, к тенденции 30-х годов, где он выступил идеологом правых сил. Но вне этого контекста и вне борьбы это очень трудно понять. Эта демократическая тенденция захлебывается к концу 20-х годов, к началу 30-х годов. В стране устанавливается тоталитарный режим власти, хотя экономические потенции остаются те же, как в строе. Они остаются. Сейчас у меня вышла книжка «Социализм и Россия». Я там подробно развиваю эту мысль. Я не считаю, что политический режим тождественен общественному строю. Я так не считаю, хотя большинство здесь сидящих так считают. Но тем не менее тоталитарный режим устанавливается, и он принимает, конечно, не интернациональную, а националистическую форму, державническую форму. И первая попытка освобождения от этого тоталитаризма, от тоталитарного режима власти связана с именем человека, возглавляющего этот Фонд, связана с именем Горбачева, который впервые сделал попытку вернуться к первоначальному ленинскому видению, демократическому видению социализма или социал-демократическому видению социализма. Неважно. И первое, что было сделано, - это возврат к отказу от националистических форм, к переходу, к интернациональному видению социализма. Я сейчас работаю над книгой Горбачева, посвященной социал-демократии, все его беседы с социал-демократами – с Брандтом, Гонсалесом и т.д. показывают эту тенденцию. Мы видим в лице Горбачева человека принципиально нового в отличие от той националистически- сталинской тоталитарной тенденции, которая была. И вот под этим углом зрения я перестройку рассматриваю как преодоление тоталитаризма, как возвращение к социализму с человеческим лицом. Сейчас это подвергается многими насмешками. Я с Бжезинским разговаривал на этот счет при обсуждении книги «Конец «холодной войны». Он мне прямо говорил: «Чего вы иллюзию какую-то создаете. Социализм с человеческим лицом – это нереальная вещь». Но эта нереальная вещь прорастала в демонстрациях на площади Тяньаньмэнь, она прорастала в венгерских событиях, она прорастала в Чехословакии. То есть вот эта попытка создать демократическую, интернациональную версию социализма с человеческим лицом, вы от нее никуда не денетесь, и она была предметом борьбы сил. И только в этом контексте можно рассматривать борьбу сил, которые были в нашей советской стране.
Мне приходилось лично общаться с Месяцем, который рассказывал о том, как они хотели сделать переворот. Для того, чтобы логику все-таки продолжить, я говорю, что хрущевская оттепель – это была как раз реализация этой демократической тенденции. И были контртенденции, связанные с национальными вещами уже во времена Хрущева. Шелепинская группа, которая была связана с возрождением сталинистской тенденции тоталитарной, она проявилась здесь. И вне такого исторического контекста трудно что-либо понять. Можно назвать ее по-разному, но хотите вы или нет, но славянофилы или новые славянофилы, которые были у нас, они отдавали дань, конечно, вот этой диктаторской тоталитарной тенденции. Когда моя жена пришла брать интервью к Бондареву, он прежде всего советовался – наша она или не наша. То есть линию, противоположную демократической или либеральной тенденции, они сами прекрасно фиксируют и т.д.
Заканчивая, хочу сказать, что сегодня эта державническая тенденция сохраняется. Она сохраняется в той идеологии, которая нам сегодня навязывается. Это идеология социального консерватизма или либерального консерватизма. Недавно вышла книжка Аскотского о Путине. Он там в интервью говорит о том, что в период перестройки, в период путча, когда кончилась власть КГБ, перед ним встал вопрос, куда идти работать. И он там говорит очень интересно: «Я понял, что рухнула система. Но нужно было что-то делать, нужно было делать выбор». И он сделал выбор, перейдя на работу к Собчаку. Но он тут же говорит о том, что «перегибы, которые он наблюдал в деятельности Горбачева, связанные с выводом войск, заключением мира с Западом, разоружение и т.д. и т.д., он считает, что это была политика определенных перегибов. И в этом отношении вот эта державническая линию, которую он отстаивал, сегодня, мне кажется, она реально претворяется как наследование сталинской версии тех националистических идей в идеологии путинизма или Путина, которые сегодня мы наблюдаем. Со мною многие могут не согласиться, но попытка соединить царский герб с современной республиканской версией развития России или демократического развития России показывает, что сегодня мы имеем господство вот этого консервативного либерализма или социального консерватизма (по-разному говорится), как линию, продолжающую  националистическую линию, которая была у нас до 91-го года.
Я сейчас не касаюсь вопроса о том, что произошло в 91-м году. У меня есть свой взгляд на этот счет. Я считаю, что было три тенденции перестройки - это консервативная тенденция, либеральная и социал-демократическая. И восторжествовала либеральная тенденция, которая на спине демократического сопротивления ГКЧП пришла к власти.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги