Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Кременюк В.А.

Кременюк Виктор Александрович, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора Института США и Канады Российской академии наук.

Кременюк В.А. Сразу для начала – об Америке говорить не буду. Все-таки Россию обсуждаем. Четвертый доклад делать не буду. По всем пунктам выступать тоже не буду. Скажу только то, что мне кажется главным. И спорить с докладчиками не буду. Мне понравились оба доклада, и, мне кажется, здесь много пищи для размышлений в них предлагается. Но чтобы, может быть, несколько оттенить свою позицию, я попробую какие-то несколько радикальные высказать соображения.
     Начну с конца. Как можно оценить интеллектуальное обеспечение современной российской внешней политики? Парадоксально можно оценить. Количество экспертов выросло, конечно, по сравнению даже, скажем, с советским периодом. Есть очень сильные, хорошие центры, готовят серьезные документы. А, с другой стороны, на политику реально они не оказывают никакого влияния. Получаются два мира. Политика где-то там делается. Очень часто решения, которые принимаются, непонятны, нелогичны, продиктованы какими-то соображениями, которые широкой общественности опять-таки непонятны. И есть сумма центров и экспертов, которые выступают по этим вопросом и которые постоянно из-за этого постоянно рискуют оказаться в положении «пикейных жилетов». Не очень завидная вещь, но как-то по неволе люди со стороны смотрят на ту политику, которая предлагается, но не могут воспринимать все достаточно позитивно и положительно. А высказывая критические замечания, действительно сваливаются на роль тех самых «пикейных жилетов», которых постоянно критиковали.
     Я думаю, что с этой точки зрения, наше пожелание можно высказать Александру Игоревичу, человек он разумный, насколько я его знаю, чтобы передать и новому министру, надо как-то отстроить механизм взаимодействия между МИДом, между практическими ведомствами и теми центрами, которые существуют. Не надо идти по пути «карманный советик при министре», который существует, типа «междусобойчики». Нужно создать какую-то систему, хотя бы как была при Шеварднадзе, когда каждый центр мог не только направлять свои материалы, а активно участвовать в диалоге по вопросам политики, и тогда достигались какие-то неизмеримо более интересные решения, чем сейчас. Сейчас, к сожалению, очень часто решения не просто малоинтересны, но малоэффективные и не очень-то успешные. Обещал не аргументировать, но просто назову, например, Грузию – это явный провал нашей внешней политики.
     С чего можно было бы начать обсуждение докладов? Конечно, с того, что какой-то ресурс в российской внешней политике, который был, безусловно, когда начались преобразования, иссякает. Ресурс в основном был ожидание. Все ожидали от России, что она, наконец, определится, что она займет какие-то определенные позиции и определит свое место в мире и начнет действовать как взрослый человек. То есть начнет брать на себя обязательства и участвовать тем самым в том мировом порядке, который сложился, существует, который в принципе не противоречит основным интересам России и других стран, и в котором Россия действительно могла бы занять место не фри-райдера (?), не стороннего наблюдателя, который чем-то пользуется, а в чем-то не хочет участвовать, чему-то противостоит и т.д. Короче говоря, содействует не как член команды, не как член системы, а как аутсайдер. Так вот какое-то время это поведение России воспринималось. Понимали, что нужно знать время, нужно знать период, тогда требовать и т.д. И даже авансом выдавались какие-то вещи типа принятия в «Восьмерку».
     Мне думается, что самое главное, что сейчас это иссякает. И сигнал, что выставить Россию из «Восьмерки», который был произнесен где-то, это не просто такая злобная выходка американских сенаторов, а это сигнал, что в общем начинают пересматривать Россию и перспективы сотрудничества с ней. Как партнер она не устраивает. Или устраивает все меньше и меньше. Но пока еще речь, к счастью, не дошла до того, что раз не партнер, значит противник, наверное.
     Ситуация, на мой взгляд, очень опасная, потому что один из уроков иракского кризиса – это то, что Западу явно не хватает серьезного противника. Терроризм – противник, но слабенький, полицейская проблема. А вот серьезный противник с ракетами, с ядерными арсеналами был бы желателен. Тогда бы и НАТО стоял бы по стойке смирно, тогда и все военные программы Буша были бы оправданы. И развертывание ПРО было бы оправдано. И очень многие другие вещи, которые уже заложены, но пока еще в ходе президентской кампании в США критикуются тем же Кэрри, как в принципе, предпринимаемые, но непонятно для чего. С этой точки зрения, если бы вдруг у американцев появился серьезный противник, как они в течение 90-х годов мечтали Китай назвать противником. Доклады ЦРУ, доклады, которые делал Джозеф Най, что, мол, Китай и т.д., китайцы от этого отбивались лет 5 - пока не доказали, что они не противники.
     А вот страна, лидер которой говорит о том, что у него в лабораториях разрабатывается оружие, которое будет прорывать противоракетную оборону, а противоракетная оборона ясно у кого есть, то есть намекает, что он готов и вообще не исключает такого. Такая страна вполне может нарваться на роль того, что ее в одночасье могут объявить противником. И вот тогда-то получится совершенно другая картина по сравнению с тем, что мы имеем сейчас. Сейчас, еще раз говорю, об этом говорить рано. Но, на мой взгляд, получается такая ситуация, когда ожидания иссякают, когда подходит время принятия каких-то серьезных решений и на той стороне, и на этой стороне, и когда, мне кажется, внешнеполитическая ситуация для России может очень серьезно поменяться. Вот в чем важен сегодняшний момент, и важно, почему мы об этом рассуждаем.
     С этой точки зрения соотношение сильных и слабых сторон положения России на мировой арене. Из этого вытекает, что сильные стороны иссякают потому, что авансы, которые выдались России, видимо, уже тоже иссякают. Слабые стороны России – это то, что она не может окончательно и не хочет пока четко определяться, с кем она. Она что, на самом деле видит свое будущее как часть Запада? Тогда нужно более серьезно принимать какие-то решения. И речь здесь не в слабости внешнеполитической линии. Может быть, внешнеполитическая линия отрабатываться очень даже неплохо, а речь совершенно в другом – Чечня, отношения со средствами массовой информации, бизнес, Ходорковский и прочие вещи, которые распространяются, внимательно отсматриваются, наблюдаются на Западе и которым соответствующая оценка уже дана. У нас так не делают. И уже предупреждали неоднократно. Можете делать, пожалуйста, но если вы будете делать вот так, это уже другое. Вот самый радикальный человек был генерал Кларк, когда он еще был кандидатом в президенты, он взял и сказал: «Россия не демократическая страна, она не должна рассчитывать на союзничество со стороны США. Она не будет никогда союзником пока не станет демократической страной». В этом отношении слабость России проявляется в том, что…
Горбачев М.С. Они сами начинают, а не мы, мы еще как-то придерживаемся демократии.
Кременюк В.А. Даже если мы разберемся и скажем, что они недемократичны, все равно их позиции международной и глобальной мало чем грозит. А если сказать, что будут сделаны выводы по нам, легкая асимметрия имеется в положении нашем и Соединенных Штатов. Правда, я обязался не говорить о Соединенных Штатах.
     Проблема в чем? Где-то приходит время серьезных решений, серьезного определения, с кем Россия планирует свое будущее. Конечно, я не хочу сказать, что России обязательно нужно принимать какие-то решения однозначные принимать. У нее с точки зрения ее возможных внешнеполитических стратегий, мне кажется, есть выбор, конечно. Как минимум, три стратегии.
     Первая стратегия. Пока официально существует, еще не отменена, что Россия – часть глобального сообщества и ее стратегия – это стратегия вхождения в это сообщество, стратегия, которая все больше подвергается сомнению, все больше критикуется и в общем, может быть, действительно вполне обоснованно критикуется.
     Вторая стратегия. Это все-таки взгляд на Восток и понимание, что Россия может вполне сыграть роль лидера и в отношениях с Китаем, и в отношениях с Индией, и в отношениях с Ираном. Потому что Россия обладает одной, в этом плане у нее есть очень сильная сторона – она может эти страны перевооружить. Никто другой не может, а она может. Если заработает ее военная промышленность, она может и Китаю дать то, что Китаю не хватает для полного самочувствия, и Индии дает и пытается дать, и Ирану дает. Вот это – очень важная функция. Но тогда это совершенно другая международная роль. Это, как бы сказать, главарь обездоленных или главарь тех стран промежуточного пояса, которые все стремятся вверх и никак не могут туда пробиться и в какой-то момент могут ощутить, что они так и не пробьются туда, тогда нужно формировать свой лагерь. Вот тут у России может быть какое-то довольно интересное место.
     Третья стратегия. Это определенная самоизоляция. Выпасть из активного оборота, потому что все-таки для начала нужно завершить решение своих собственных внутренних проблем – экономическая реформа, административная реформа, военная реформа и прочее – десяток реформ, которые нужно завершить, чтобы Россия почувствовала себя, может быть, более уверенной в себе. С этой точки зрения, мне думается, сейчас говорить об актуальной и желательной системе приоритетов, наверное, рано. Нам надо определяться. Кто определит приоритеты? Если мы определяемся в России, ее политические механизмы, ее деловые круги определяются как часть Запада, вот вам, пожалуйста, система приоритетов. США – номер один. Тогда НАТО выступает и прочие. Нужно отлаживать отношения с ними и стараться не играть там роль тех, кто будет играть на противоречиях между ними. Этого нам не простят. Наоборот, попытаться внести какую-то лепту и поучаствовать и в миротворческих операциях, поучаствовать в борьбе против терроризма, помочь решить ближневосточный конфликт, помочь решить иракскую проблему. Здесь есть целая совокупность вещей. Если это не получается, тогда нужно по-другому, наверное, формулировать свои приоритеты. Сейчас, пока не решены основные вопросы бытия, говорить о приоритетах, наверное, рано. Спасибо.
Кувалдин В.Б. Благодарю вас, Виктор Александрович. Следующий в моем списке Наринский Михаил Матвеевич, профессор, заведующий кафедрой международных отношений и внешней политики России Московского государственного института международных отношений при МИД Российской Федерации.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги