Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Стратегия сдержанности

П. Палажченко

Стратегия сдержанности


 В начале 1990-х годов в российской элите преобладало убеждение, что прекращение существования Советского Союза не изменит существенным образом положения России в мировой системе координат и, соответственно, не потребует больших изменений во внешнеполитическом поведении России. Предполагалось, что Россия сможет быть на мировой арене «улучшенным вариантом» СССР, с тем же или почти тем же весом и влиянием, но обращенным «во благо», а значит нам будут прислушиваться, с нами будут считаться и т.п. Действительность опровергла эти ожидания. В настоящее время в элите формируется понимание необходимости долгосрочной стратегической сдержанности во внешней политике России. Иногда это выражается открыто, но чаще существует в «неартикулированном» виде. В высказываниях российских руководителей, в частности президента, это сочетается с некоторыми формулами «национальной гордости» («мы не стоим с протянутой рукой, ни у кого ничего не просим, в друзья не набиваемся»), но это не меняет дела.
 Что бы ни говорилось, по сути нынешняя российская внешняя политика продолжает начатую Горбачевым и продолженную (с зигзагами) при Ельцине линию на приведение внешней политики страны в соответствие с ее возможностями. Это является наиболее верным свидетельством того, что стратегия внешнеполитической сдержанности де-факто принята руководством и осуществляется в меру мастерства российской дипломатии. Однако «неартикулированность» этой линии создает впечатление, что она не осмыслена и ее как бы стесняются. Поэтому представляется важным вопрос о том, на каких основаниях может строиться стратегия сдержанности.
 Могут ли исторические параллели (российские и нероссийские) послужить подспорьем для формулирования и обоснования такой стратегии? Попытка воспользоваться исторической параллелью была сделана при Е.Примакове, поднявшем на щит канцлера Горчакова и его формулу «Россия сосредоточивается». Однако сегодня такая формула звучит скорее угрожающе, как олицетворяющая стремление к историческому реваншу. Данная параллель плохо работает еще и потому, что непосредственные результаты политики Горчакова были минимальны (как известно, Россия вернула себе право иметь в Черном море флот, но проход через проливы все равно контролировался Турцией).
 Другая возможная параллель – с политикой Германии и Японии в послевоенный период. Однако и она не подходит, так как эти страны были побеждены в реальной (а не метафорической «холодной») войне и их внешняя политика по существу контролировалась одной из держав-победителей. К тому же сдержанность Японии во внешней политике сохраняется и по сей день, тогда как Германия после объединения активизировалась (и в основном, вопреки некоторым прогнозам, довольно благоприятно для России), что делает возможную параллель еще более сомнительной.
 Может быть, моделью стратегической сдержанности для России может послужить Китай? Эта страна в последние два десятилетия проводит политику, соразмерную своим возможностям (в отличие от многих наших экспертов она их не преувеличивает), однако не всегда заявляет об этом, сохраняя некоторую двусмысленность. В последнее время в неофициальных разговорах китайцы сообщают, что руководство изыскивает возможности активизации на внешнеполитическом направлении, но тут же добавляют, что «делать это надо осторожно». Все же китайская политика очень специфична и в ней на долгие годы будет сохраняться понятный, но по сути глубоко дестабилизирующий подтекст – стремление вернуть Тайвань. Так что и эта параллель не подходит.
 Как представляется, обоснование стратегической сдержанности надо искать не в исторических параллелях и не в аналогиях с другими странами. Анализ тенденций последнего времени позволяет предположить, что «внешнеполитический активизм» старого типа уходит в прошлое вместе с эпохой, условно названной индустриальной. Такой активизм, ориентированный на создание «сфер влияния» и предполагающий готовность и способность применить военную силу, не давал практически на всем протяжении ХХ века тех результатов, которые ожидались сторонниками «наступательной» внешней политики. Более того, результат нередко был противоположен ожиданиям, причем с болезненными долгосрочными последствиями (Вьетнам для США и Китая, Афганистан для СССР). Можно сказать, что борьба за сферы влияния оказалась столь же непродуктивной, что и территориальные захваты, от которых отказались раньше (разные страны в разное время). Могут возразить, что здесь имеются исключения: применение силы Соединенными Штатами в Гренаде и Панаме, военные акции Танзании в Уганде и Вьетнама в Камбодже и, возможно, кампания НАТО в Косово и две войны США против Ирака. За недостатком места для подробного анализа каждого случая ограничимся констатацией того, что число их невелико, они как правило спровоцированы и результаты их неоднозначны (что касается нынешней кампании США в Ираке, то избежать негативного для США баланса будет, на мой взгляд, крайне трудно).
 Остается активизм, связанный с несиловой мощью (по определению Дж. Ная, soft power). Речь идет об использовании различных инструментов политического, экономического и культурного влияния странами, обладающими привлекательностью для других. Однако для этого надо прежде всего иметь такую привлекательность и чем с меньшим нажимом она «проецируется», тем лучше. Или, иными словами, для «пропаганды успехов» нужны сами успехи, а если они есть, то и пропаганда не нужна. Успешным примером использования механизма «несилового воздействия» можно считать политику Евросоюза, требующего от стран, которые стремятся к вступлению в ЕС, соблюдения определенных условий. Правда, этот механизм иногда дает сбои (как недавно в случае с Кипром) или по определенным причинам не применятся (как в связи с проблемой положения русскоязычного населения Латвии), но сути это не меняет. Однако вновь надо подчеркнуть: у европейцев есть прежде всего привлекательная для других модель, а механизм влияния – дело подчиненное.
 Еще одним аргументом в пользу внешнеполитической сдержанности является то, что в современном обществе государство (пользуясь принятой на Западе терминологией, «правительство») может сделать на внешнеполитической арене меньше, чем прежде. Здесь уместна параллель с экономикой, где государство все более признаëт ограниченность своих возможностей прямого влияния и пользуется (как правило, осторожно) косвенными инструментами. Правда, в экономической сфере такие инструменты (налогово-бюджетные, монетарные) известны и опробованы, а во внешней политике их, возможно, еще предстоит разработать.
 Для России внешнеполитическая сдержанность диктуется не только общими для всех факторами, но и неудачным опытом внешнеполитического активизма последнего десятилетия. Это относится особенно к инициативам военных (марш-бросок десантников в Приштину, овеянный славой и мифами и ничего не давший, помощь сепаратистам в Абхазии, которую еще долго придется расхлебывать). В последнее время к числу сторонников инициативной «многоподъездной дипломатии» добавились, кажется, функционеры партии «Единая Россия», решившие установить особые отношения с республиканской партией США – затея бессмысленная, если наша очередная «партия начальства» не имеет будущего, и крайне вредная, если она его имеет. Более традиционные проявления активизма – например, действия, направленные против расширения НАТО или выхода США из Договора по ПРО, а также претензии, выдвинутые в связи с вступлением ряда стран в ЕС – оказались мало продуктивными. Хорошо хотя бы, что Россия не стала поднимать шум по поводу размещения небольших американских баз в среднеазиатских республиках бывшего СССР.
 Стратегическая сдержанность в России во внешней политике должна иметь в своей основе прежде всего строгое следование международному праву. Центр тяжести дипломатических усилий необходимо перенести в многостороннюю сферу. Многосторонняя дипломатия в ООН и других международных организациях, установление тесных отношений на рабочем уровне с органами ЕС и НАТО, реальное наполнение недавно созданных организация (в частности, Шанхайской Организации Сотрудничества) может дать как непосредственные результаты, так и – в еще большей степени – долгосрочный эффект. Следует отказаться от попыток обозначения фаворитов и «нежелательных» в странах «ближнего зарубежья», от любого вмешательства в политическую борьбу в этих странах, не говоря уже о силовых мерах. Следует законодательно или президентским указом запретить мероприятия, подобные недавнему происшествию в Катаре. Надо отказаться от «разыгрывания карт» и попыток перехитрить партнера. Перестать кивать на то, что «так делают американцы» – пусть делают, нередко себе в ущерб. Любые внешнеполитические акции и инициативы (например, по поддержке соотечественников за рубежом) необходимо проверять на соответствие принципу «не навреди». Лучшего лозунга для нашей внешней политики придумать не удастся.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги