Как остаться в первой лиге?
А.Федоров
Как остаться в первой лиге?
1. Российская внешняя политика переживает сегодня достаточно сложный этап, когда необходим пересмотр (в определенной степени даже радикальный) тех концепций, которыми страна руководствовалась до сегодняшнего дня. Основные причины такого пересмотра определяются следующими ключевыми факторами:
- расширение ЕС произошло без реализации политических и экономических возможностей для России (соглашение от 27 апреля с.г. вновь фиксирует проблемы, но не дает реальных путей решения, отвечающих интересам России);
- «новая Европа 25» сводит практически на нет возможности эффективного использования двусторонних отношений как каналов давления; ЕС имеет согласованную линию поведения и общие правила игры в отношении России, тогда как мы еще не готовы в полной мере признать Брюссель в качестве главного партнера для диалога;
- расширение НАТО не представляет военной угрозы России, но ломает старую концепцию безопасности, прежде всего с той точки зрения, что этот процесс Россия могла бы затормозить или изменить; новая волна расширения НАТО в 2006-2010 гг. – это расширение уже прямо за счет постсоветского пространства (Украина, Грузия и т.д.);
- расширение НАТО в прежнем формате значительно опережает процесс внутренней трансформации альянса; начинается этап его глобализации (Афганистан) и влияние России на эти процессы минимально (действующие соглашения с НАТО хороши как форма доверия, но не сотрудничества);
- интерес США к России носит сугубо прикладной характер (пример ситуации с Ираком) и вопрос о стратегическом партнерстве фактически снят с повестки дня;
- СНГ как реальная организация перестает существовать, новые формы (единое экономическое пространство) вряд ли будут эффективны; кризис в отношениях с Белоруссией наносит удар по всем прежним концепциям сотрудничества и объединения;
- Китай становится все более эффективным государством экономически и ключевым геополитическим игроком, для которого роль России также через несколько лет изменится (в сторону минимизации);
- ООН не сумела преодолеть кризис последних лет и в этом есть серьезная вина и России.
2. И все же Россия пока остается в «первой лиге» мировых держав («высшая лига» - США и Китай), что о сих пор определяется наличием ядерного оружия, места в Совете Безопасности ООН и геополитическим положением. Главная задача – не скатиться ниже. У России остается несколько участков, на которых она может продолжать быть достаточно сильным игроком (Закавказье(через поддержку Армении), Средняя Азия (через Казахстан и стабилизацию отношений с Узбекистаном), Северная Корея, Иран, Киотский протокол), но в целом нужда в России с каждым годом становится меньше (как пример – ближневосточный процесс). Мы вынуждены «встраиваться» в большинство инициатив, так как для собственной политики, которую будут уважать другие, сил становится все меньше. Это не трагедия, а объективная реальность, на основе которой нужно думать о практических шагах и определять свой «потолок». С точки зрения состояния нашей экономики – при всех успехах последнего времени мы – в «четвертой» лиге.
3. Проблема состоит в том, что внешняя политика сегодня максимально персонифицирована («государство – это я») и в силу этого любые оценки более низкого уровня просто не воспринимаются зарубежными партнерами как что либо серьезное. Роль законодательной власти в сфере внешней политики все больше сводится к роли «лающей собаки», на которую просто не обращают внимания. Собственно внешняя политика во многих случаях заменяется на схему саммитов, между которыми не работают нормальные рабочие механизмы (как пример – отношения с ЕС в последние два года).
4. Что может быть нашими приоритетами?
- провести «мирную реконструкцию» оставшегося постсоветского пространства;
- обеспечить стабильность интеграционного процесса в отношении ЕС;
- минимизировать военно-политические последствия расширения НАТО (новые члены альянса должны остаться друзьями России хотя бы в минимально степени);
- продолжать встраивать российскую экономику в мировую;
- не потерять влияния в рамках ООН при ее трансформации;
- изменить мнение внешнего мира о России.
5. Выбор средств невелик, так как ради России никто правила игры менять не будет (ЕС как наглядный пример). Главное средство – политическое и психологическое присутствие там, где еще можно. Плюс к этому – окончательно отказаться от всяких концепций по построению несбыточных альянсов (типа российско-германо-французской тройки или известных планов Примакова), а извлекать максимальную выгоду из имеющихся дву- и многосторонних контактов.
6. Интеллектуальное обеспечение находится сегодня в большинстве случаев вне внешней политики (причины известны и понятны). Изменить положение дел трудно, но возможно, не дожидаясь очередного «дефолта» (типа последних событий в Грузии или ситуации с Приднестровьем-Молдавией). Главная задача интеллектуального «извне» - политико-информационное давление на власть по всем имеющимся каналам.