Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Позиционирование Китая и России в глобальной и региональной экономике и политике

 В. Михеев

Позиционирование Китая и России в глобальной и региональной экономике и политике.

1. Китай позиционирует себя как набирающая глобальную значимость сила, которая пока не уверена в своих ресурсах, и не имеет таковых, чтобы играть лидирующие роли в мировой экономике и политике, как не уверена и в выгодной для Китая реакции мирового сообщества на восхождение Китая. А отсюда, и действующая, хотя и с возрастающей жесткостью (вслед на ростом стратегической мощи), но пока осторожно. Китай ищет равноправного сотрудничества с Западом в поддержании глобальной и региональной стабильности, но не готов и не желает пока брать «излишнюю» ответственность за это и лишаться торговых преимуществ «развивающегося государства».
 Экономическое развитие Китая на основе интеграции в мировую экономику, с одной стороны, формирует новые, более амбициозные глобальные интересы Китая, а с другой вызывает ответные – и не всегда в пользу Китая – реакции со стороны мировых рыночно-демократических лидеров (США, ЕС и Япония). Эти реакции в свою очередь требуют ответных действий Китая с тем, чтобы сохранить выгодную ему внешнюю среду развития. Китай, будучи «своим» или «почти своим» рыночным демократиям в экономике, остается – и будет оставаться, пока сохраняется монополия КПК на политическую власть – «чужим» в политике. В этом состоит глобальный вызов мировому позиционированию Китая, от того или иного варианта ответа на которых зависит мировая роль Китая.

 2. Укрепление регионального позиционирования Китая в АТР происходит на фоне оставшегося от «холодной войны» военно-политического дисбаланса сил в АТР. В его основе военно-политические договоры США с Японией и Южной Кореей при отсутствии аналогичного «балансира» со стороны Китая и других стран региона. Пока этот дисбаланс будет существовать, на пути реальной интеграции Китая в АТР будут сохраняться непреодолимые препятствия.
 Ведя поиск рационального пути преодоления эффекта «чужого» – но без форсирования демократических преобразований – Пекин осуществляет следующие внешнеполитические новаторства.
 Первое – выстраивание Китаем новой линии в отношениях с США, которые рассматриваются нынешним китайским руководством в качестве главного партнера Пекина на мировой арене. На практике это означает следующее:
- Налаживание диалога по новым угрозам. Китай сначала настороженно отнесся к объявленной США после «11-го сентября» войне против терроризма, сказав, что будет «вести ее на своей территории». Впоследствии, однако, Пекин изменил позицию, пойдя на интенсивное сотрудничество с Вашингтоном по линии спецслужб, обмена информацией по террористическим организациям и совместных действий по таким угрозам как транспортировка наркотиков, торговля людьми, пиратство. По Ираку Китай, хотя и выступил против американской военной акции, однако гораздо более сдержано, чем Франция, Германия и Россия. На саммите АТЭС в Бангкоке (октябрь 2003 г.) Пекин, преодолевая сопротивление ряда стран АСЕАН, не согласных с американской линии на превращение темы борьбы с терроризмом в главную тему повестки дня саммита, поддержал позицию Вашингтона, заявив, что «безопасность и экономика развиваются рука об руку». Китай, наконец, готов присоединиться и к инициированным США мерам по нераспространению ОМУ (PSI – Proliferation Security Initiative), при условии, если удастся найти правовую базу для участия Китая. Теоретической основой современных подходов к США является новый тезис китайского руководства о «глобализации проблем безопасности», требующей многосторонних ответных усилий. Если говорить о «компенсациях» Китаю со стороны США, то надо, наверное, упомянуть включение США двух восточно-туркестанских организаций, представляющих собой экстремистские и сепаратистские угрозы Китаю, в список террористических организаций со всеми вытекающими отсюда последствиями. А также жесткую позицию Вашингтона по Тайваню в момент обострения китайско-тайваньских отношений по проблеме «независимости» острова в конце 2003 – начале 2004 годов. 
- Стремление выстроить диалог с США по проблемам стратегической стабильности и региональным конфликтам. Китай акцентирует свои последние успехи и новые амбициозные программы в области освоения космоса и технического переоснащения вооруженных сил, давая понять Вашингтону, что заслуживает большего, если и не такого как к России, но все же повышенного внимания США к возможностям Китая в сфере поддержания стратегической стабильности. На вовлечение США в военно-стратегический диалог направлены инициативы Китая о создании диалогового формата Китай – НАТО по проблемам стратегической стабильности, по новым угрозам и по ситуации в Центральной Азии, а также идея о превращении шестисторонней встречи по Корее в постоянно действующий диалоговый формат по вопросам безопасности Восточной Азии. Китай ищет возможности военно-политического взаимодействия и военно-технического сотрудничества с НАТО и с США. При этом Пекин понимает, что создание каких-либо многосторонних военно-политических структур в Восточной Азии – даже по примеру ЕС: не вместо НАТО, а параллельно с НАТО, то есть не вместо договоров о военном сотрудничестве между США и Японией и США и Южной Кореей, а параллельно с ними – без участия США представляется не возможным. И не ставит таких целей.
- Углубление экономического взаимодействия с США. Пекин старается не разжигать торговые споры. Например, на давление США по курсу юаня Пекин отвечает расширением закупок американской продукции, в том числе и в такой чувствительной для США сфере – на фоне усиления позиций Европы на мировом рынке авиатехники – как самолетостроение.
Второе – выстраивание, начиная с 2003 г., политического и финансового диалога с «Большой Восьмеркой». Ху Цзиньтао в качестве специального гостя участвовал во встрече «Восьмерки» в Эвиане, а министр финансов КНР и председатель центробанка имели неформальные контакты со своими коллегами из «Большой Семерки» в Дохе. Пока стороны присматриваются и изучают возможности друг друга, однако, это похоже, скорее, на начало диалога «Китай – Восьмерка/Семерка», чем на неудачный «пробный шар».    
Третье – активизация роли Китая в региональных политических форумах. Пекин различает те из них, в которых он может играть «от раза к разу все более активную, но не ведущую, роль», как Региональный форум АСЕАН по проблемам безопасности (АРФ) и Форум «Азия – Европа (АСЕМ)». И те, где его роль может быть главной и/или второй по значимости после очевидного лидера. К последней группе относятся ШОС, в работе которого Китай является фактическим «локомотивом» организации, в том числе и символически – штаб-квартира ШОС расположена в Пекине. А также шестисторонняя встреча по Корее, также проходящая в Пекине и, более того, вряд ли возможная без постоянного давления Пекина на Пхеньян. При этом Пекин, следуя своей традиционной тактике «осторожности и постепенности», пока не заявляет о своем стремлении к лидерству в этих форматах, оставляя ведущие позиции в первом случае Москве, во втором – Вашингтону.
Четвертое – активизация регионального экономического сотрудничества, во-первых, в двусторонних форматах с США, Японией и Южной Кореей. Во-вторых, в рамках  трехстороннего сотрудничества в СВА – с Японией и Южной Кореей. Здесь, в отличие от военно-политической сферы, Китай видит возможность выстраивания интеграционных схем и без участия США. В-третьих, в форматах «АСЕАН плюс Китай» и «АСЕАН плюс три».
И в этих новаторствах, как ответе на вызов Китаю, содержится уже и вызов Китая мировому сообществу. Запад, сталкиваясь с новой реальностью растущего и глобализирующегося Китая, объективно вынужден менять стратегию своих отношений с Пекином. Речь идет уже не о «вовлечении» Китая, а о реагировании на его возрастающую экономическую и политическую роль. У Запада есть два варианта ответа на китайские вызовы. Первый – сдерживать Китай, играя и усиливая роль того обстоятельства, что Китай все же продолжает оставаться «чужим» в политике. Однако, со временем политику «сдерживания» будет проводить труднее: экономически «свой» Китай превращается во все более важный двигатель мирового и регионального развития, а роль Китая в отражении новых угроз, в корейском урегулировании, а также в решении других региональных проблем, усиливается. Второй вариант – выстраивать новые отношения с Китаем как с равноправным военно-политическим партнером, несмотря на то, что этому и будет мешать восприятие Китая как политически «чужого». При этом объективно вариант «выстраивания новых отношений» выгоден и Китаю, и Западу.
 
 3. Китай рассматривает Россию как второго, после США, «игрока» в вопросах стратегической стабильности и ракетно-ядерной сфере. Как важного источника поставки энергоресурсов, научных технологий и военно-технической – пока не преодолено эмбарго на поставки военной техники в Китай из США и ЕС – продукции. И как важный (хотя и не главный) рынок сбыта китайского продукции («челночная» торговля ширпотребом, автомобили и т.д.) и услуг рабочей силы.
 В АТР Китай рассматривает Россию как не главного игрока:
- Россия для Китая – «партнер» по ШОС, что открывает возможности для поиска вариантов взаимодействия с Китаем по новым угрозам в Центральной Азии;
- «участник» шестисторонней встречи по Корее, что обеспечивает присутствие России в этом формате, хотя и не позволяет надеется на активное участие;
- «страна, присутствующая» в АТЭС, что отражает реальную малозаметную роль России в этом Форуме.

4. Россия позиционирует себя как глобальная держава, разделяющая рыночно-демократические ценности Запада, но заявляющая о своем праве иметь собственное слово в вопросах построения новой мировой архитектуры и собственную зону интересов (в границах СНГ). Экономическую и финансовую слабость Россия пытается компенсировать за счет агрессивного выхода на мировые и региональные рынки энергоресурсов и за счет поддержания своего имиджа как второй в мире ракетно-ядерной державы. Запад уже не воспринимает Россию как «чужого» в экономике и политике, но пока и не воспринимает ее как «своего».
В АТР Россия занимает маргинальные позиции и пока не предпринимает реальных шагов ни в плане укрепления своего дипломатически активного присутствия в АТР, ни в плане учета интеграционных возможностей Северо-восточной Азии для развития отсталых районов «азиатской России». АТР имеет для России гораздо меньшую стратегическую роль, чем для Китая, для которого экономическое взаимодействие с АТР имеет жизненно важное значение.
В российских политических кругах было распространено восприятие Китая как партнера по противодействию расширению НАТО и американским планам по ПРО. Однако когда эти вопросы потеряли актуальность, преобладающим стало восприятие Китая как источника демографической и военной угрозы и как партнера далеко не первого уровня значимости. Последнее проявилось в несвоевременном информировании Пекина по вопросам изменения позиции Москвы по НАТО и ПРО, а также в «несолидном» поведении Москвы в вопросах приватизации «Славнефти» и строительства нефтепровода в Дацин.
Сегодня Россия не имеет возможностей и идеологических оснований для усиления своих международных позиций за счет глобального и регионального противодействия США, но пока не готова последовательно идти противоположным курсом – усиления своих международных позиций за счет глобального и регионального взаимодействия с США. В случае первого (или близкого к нему) варианта дальнейшего международного позиционирования России, Россия не может рассчитывать на Китай, определенно вышедший на собственную траекторию взаимоотношений с США, как на партнера. В случае второго (или близкого к нему варианта) шансы выстраивания новых стратегических партнерских взаимоотношений в треугольнике Россия–Китай–США увеличиваются. Однако возрастает и угроза воссоздания атмосферы «соревнования» Москвы и Пекина в данном «треугольнике», способная (угроза) осложнять время от времени российско-китайские отношения.

5. Перспективы российско-китайских отношений в контексте тенденций глобального и регионального позиционирования Китая и России:
Первое. Чего ждать? – Усиления глобальных и региональных позиций Китая на основе экономического роста, укрепления внутренних правовых и финансовых основ для развития частного капитала, взаимодействия Китая с глобальными структурами (ВТО, G-7/8, НАТО, АТЭС, АСЕАН и т.д.), углубления китайско-американского экономического партнерства и партнерства по борьбе с терроризмом и распространением ядерного оружия. Новообретаемый имидж Китая будет, пусть пока и ограниченно (пока сохраняется монополия КПК на власть), ослаблять (но не полностью преодолевать) восприятие Китая Западом как «политически чужого» и, соответственно и пропорционально, ослаблять и антикитайские настроения.
Угроза для российского позиционирования в мире состоит в том, чтобы не оказаться – в глобальных и региональных раскладах – на более далеком от Запада «политическом и экономическом расстоянии», чем Китай. В противном случае ослабление антикитайских настроений будет компенсироваться в (продолжающем существовать) «глобальном пространстве агрессивного мышления» ростом настроений антироссийских.
Второе. Что делать? – Реагировать на новые вызовы глобализирующегося Китая не противодействуя ему, а взаимодействуя с ним.
Для этого важно, во-первых, отказаться от примитивного восприятия «китайской угрозы» как демографической и военной экспансии в «азиатскую Россию» и центрально-азиатское пространство (позиционируемая зона российских интересов). А вместо этого анализировать и учитывать новые китайские вызовы, корни которых в возрастающем влиянии Китая на мировые товарные и фондовые рынки и на мировую и региональную политику.
Проще – перестать быть высокомерным. 
Во-вторых, на глобальном и региональном (Центральная Азия, Северная Корея) уровне важно выстраивать отношения партнерства и взаимодействия в треугольнике Россия–Китай–США на основе совпадения антитеррористических и нераспространенческих интересов. В частности, использовать северокорейскую ядерную проблему и ШОС, ищущую свою стратегическую нишу, для выстраивания такого сотрудничества.
В-третьих, необходимо обновить стратегию экономического развития России с учетом фактора интеграции «азиатской России» в формирующееся интеграционное пространство в СВА (Китай, Япония, Южная Корея).

6. Угроза интересам рыночно-демократизирующейся России возникнет в том случае, если Россия пойдет по пути сдерживания и противодействия выходящему за свои границы Китаю. В этом случае дальнейшая интеграция Китая в глобальную экономику при параллельном ослаблении его имиджа «чужого» Западу будет усиливать контр-позиции Китая и, в ответ, требовать от России ненужных и излишних материальных затрат и политических издержек.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги