А.А.Пинский
Я могу сказать очень кратко. Просто два-три простых штриха. Я иду по улице в Будапеште или в Хельсинки, спрашиваю человека по-английски, как пройти к какой-то автобусной остановке. Мне отвечают, как правило, трое из четырех. Возьмите у нас, спросите - вам не ответит такой процент. Это первое.
Второй момент. С этого года все платят 13 процентов подоходного налога. А раньше платили по прогрессивной шкале. Вот вам и ответ на ваш вопрос про реформу Грефа. Делается то, что возможно делать сейчас в направлении либерализации экономики. Очевидно, что эта школьная реформа замыслена в некоторой более либеральной рамке, касающейся и экономики, и политической системы. Но это уже вопрос других круглых столов : "О либерализме в России", "Что такое свобода" и т.д.
Клячко Т.Л. Я скажу очень коротко, поскольку вопрос был очень простой. Знали ли разработчики о том, что творится на реальной земле, или они как бы питаются некоторыми идеями типа божьей благодати?
Я согласна с Александром Николаевичем, что у нас очень плохо со статистикой. Мне иногда приходится собирать чуть ли не вручную для того, чтобы понять, что творится. Если я вам расскажу, что в реальности происходит, то картина станет еще более удручающей, чем мы здесь услышали. Я знаю, сколько детей отсеивается из школ, я знаю, сколько отсеивается на каждом курсе вуза. Я это специально считала. Поэтому на вопрос, знают ли разработчики про реальную жизнь, отвечу - да, знают.
Второе. Учитывалось ли это при проектировании реформы? Учитывалось. Насколько это можно провести теми мерами, теми механизмами, которые сейчас вокруг реформы создались, в том числе формирование общественного мнения и доведения всего до этой "земли". Я бы сказала так, что это очень слабое звено. Действительно то, что получилось, оказалось, в значительной степени, повешено в пустоту. И механизмы трансляции всего этого "вниз" механизмы трансляции и доведения "до людей" работают очень плохо. И надо это обсуждать и говорить об этом, и говорить о той опасности, которая ждет наше молодое поколение, которое может оказаться потерянным, и о той психологической ситуации, которая сейчас характерна для сельской школы и для сельской молодежи, которая просто считает себя уже людьми второго, третьего, четвертого сорта. Я бы сказала, что все наше начальное профобразование - это бомба замедленного действия, потому что это тоже крайне дискриминируемая часть молодежи. Разработчики эту проблему знают. Я знаю, что для того, чтобы в трех регионах реформа хоть как-то пошла, мне потребовалось полтора года. Временные рамки реформы я оцениваю, как 5, 6, 10 лет минимум. Поэтому, с одной стороны, мы опаздываем, с другой стороны, мы слишком торопимся.