И.М.Вирганская
Дорогие друзья! Я приветствую вас на конференции, посвященной реформе школьного образования.
В процессе подготовки к этой конференции возникло очень много вопросов. Гораздо больше, чем их было до того, как мы стали вникать в проблему реформирования нашего школьного образования. Некоторые из присутствующих здесь участвовали в предварительном "экспертном столе" здесь же, в Фонде. Мы пытались найти ответы на самые распространенные вопросы, которые задает общественность, родители, учителя. Но в процессе проведения "экспертного стола" выяснилось, что ответов, по крайней мере однозначных, не так много.
Наверное, самую большую тревогу вызывает то, что даже относительно небольшая общественная дискуссия (хотя проблема реформирования образования - это предмет широчайшей общественной дискуссии) с большими трудностями идет в нашем обществе, которое очень склонно к насаждению тех или иных реформ, тех или иных преобразований. Но все-таки кажется, что такую реформу надо проводить при широком общественном участии, поскольку подобные реформы затрагивают все общество и будущее общества.
Складывается впечатление, что даже в той степени, в которой протекает общественная дискуссия по реформе школьного образования, она все-таки, в основном, касается отдельных сторон, неких элементов этой реформы и мало затрагивает ее сущность. Впечатление таково, что цель реформы, ее основное содержание остаются за бортом общественной дискуссии. А ведь это то, что определяет суть школьной реформы.
Перед конференцией многие мне говорили: зачем вы это делаете, ведь все решено. Кто-то говорил, что не решено. Кто-то объяснял, какие деньги втянуты в это дело со стороны издательств и т.д., какие фонды созданы. Но я считаю, что это все несерьезная аргументация. Подобные вопросы нельзя обсуждать с позиции участия чьих-то денег или интересов, поскольку они глубоки и серьезны для будущего общества, для будущего страны.
В нашем Фонде проходит огромное количество разных дискуссий. Участвуют представители разных политических и экономических направлений. Я прошу относиться к дискуссии как средству достижения истины. Не как к противостоянию. Не надо смотреть на нее идеологически, эмоционально. Дискуссия - это только средство познания, не более того. И чем более аргументировано выступают оппоненты, тем более это важно. Главное - услышать друг друга и понять друг друга. Потому что то слово, забытое за последние десять лет, которое называется "консенсусом", на самом деле очень важно, особенно при проведении таких реформ, как реформа школьного образования.