Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

А.П.Суровцева

Вопрос беспризорности для меня достаточно наболевший. В течение 10 лет я работала медицинским координатором в организации «Врачи мира» в США. Мы занимались помощью детям, оставшимся без попечения родителей. Мы сотрудничали с приютами. Сделали свой социально-медицинский пункт. Работали с детьми, которые рождались в тюрьме. Наработок много.

Сейчас я выступаю уже не от организации «Врачи мира», а от программы, которую проводят вместе Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Санкт-Петербургский государственный университет. По инициативе университета мы попытались собрать людей, которые много работали в области социальной педиатрии и помощи детям, оставшимся без попечения родителей, уличным детям, и как-то суммировать и подвести какие-то итоги этой работы. Кратко расскажу, что же у нас получилось.

Говоря об уличных или беспризорных детях, мы их никак не разделяем. Это абсолютно разные структуры, абсолютно разные группы детей. Их очень много. И если их делить по многим параметрам, то их количество примерно 58 групп. Но если попытаться выбрать самые основные параметры, то это – сохранность связи с семьей данного ребенка; сохранность связи со школой; организация его досуга и включенность в уличную среду. Вот это как бы основные параметры, которые мы постарались выделить. И оказывается, что типологически всех наших детей можно разделить на определенные группы. Материалы на эту темы скоро будут опубликованы. Определяются две крайние группы. В первой группе этой типологии дети, которые абсолютно благополучны, - это не наши дети, это не наша целевая группа. И последняя группа – это дети, которые не имеют связи ни с чем и вовлечены только в уличную среду.

Если дети первой группы не нуждаются в нашей помощи, то детям последней группы мы вряд ли можем помочь. То есть этих детей мы, наверное, уже потеряли. Здесь очень большие вложения должны быть и небольшой результат.
Следующие промежуточные группы можно делить по степени связи с семьей и вовлеченности в уличную среду. Здесь можно говорить о том, что чем меньше ребенок вовлечен в уличную среду, тем меньше усилий и тем лучше результаты. Исходя из этого, можно сказать о том, что если мы хотим, чтобы количество уличных, беспризорных детей стало меньше, значит, мы должны начинать работать с семьей на том этапе, когда она еще не потеряла контакт с ребенком. Мы, конечно, должны помогать детям, которые уже вовлечены в уличную среду. Это наш долг. Потому что, чем больше ребенок вовлечен в уличную среду, тем хуже будет результат, тем больше усилий потребуется.

Исходя из того, что я рассказала о таком большом количестве различных типологических групп детей, наверное, и качество организаций, которые должны с ними работать, должно быть разным. Поэтому мы попытались сформулировать как бы отдельные модули, которые можно будет объединять в единый центр. Что это за модули? Первый уровень - это низкопороговое учреждение. Это для тех детей, которые включены в уличную среду полностью. Это – уличная тусовка. И там начинает работать специальный работник.

Следующий уровень - это социально-медицинский пункт. Ребенок может туда прийти, получить какую-то помощь и уйти. Но это первые шаги по приручению этого ребенка, по переводу его из этого уровня выше.
Следующий уровень - это ночлежка. Последнее. Это кризисная квартира. То есть я в той последовательности говорю, как ребенок шагает, как идет от самого низкого уровня к более высокому.

Следующий уровень. Это уровень учреждения, куда ребенок может уже поступать. Этот уровень складывается, можно сказать, из двух каких-то подразделений. Это - профилактика социального сиротства. Что же туда включается? Туда включается, если ребенок еще не потерял связь с семьей, семья существует, то нужно начинать работу с этой семьей. Социальные работники с уличной тусовки выявили ребенка и не отправляют его в приют, а работают с семьей, если это возможно. Это называется социальный патронаж. Его можно называть любыми другими словами: отделение социального патронажа, социальное сопровождение и т.д. Если не получается работа с семьей, можно брать ребенка на дневное отделение или отделение дневного пребывания. Что там можно делать с ребенком? Ребенок весь день находится в приюте, а на ночь он уходит к родителям. В это время мы работаем и с ребенком, и с родителями.

Следующий уровень и следующее подразделение. Это когда мы не можем справиться с ситуацией, и ребенка изымаем. Здесь тоже несколько вариантов. Не может быть один вариант – только приют и больше ничего. Это может быть приют как стационар, и там решаются проблемы ребенка и продолжается работа с семьей.
Следующий уровень. Это социальная гостиница для подростков. Только организовав социальную гостиницу для подростков, только так мы можем решать проблемы подростков. Потому что подросток не будет жить в приюте. Для него нужно создавать особые условия, особых воспитателей. Гостиница для подростков на 6-8 человек. Это отдельная квартира со своим воспитателем и с полной самостоятельностью, которая позволяет им как-то социализироваться.

Следующая группа - это тоже группа приюта. Это называется семейно- воспитательная группа. Я не знаю, есть ли такая форма в Москве. В Санкт-Петербурге есть. Я считаю, семейно-воспитательные группы возникли, как вариант приемной семьи. В Санкт-Петербурге приемной семьи нет. В Москве приемная семья есть. Это патронатные семьи. У нас такой формы нет. Полтора года прошло как подписан Законодательным собранием Закон о приемной семье, а он еще не заработал. Что мы делаем? Мы находим родителей-воспитателей. Им выплачиваем деньги из средств приюта. И они берут на воспитание одного, максимум двух детей.

Если я сказала о разных группах, скажу, что и различные формы жизнеустройства детей. Есть дети, которых некуда деть. И они уже настолько с измененной психикой, измененной нервной системой, что ни семьи для них не подобрать, ни в социальной квартире они не могут жить, поэтому они идут в детские дома интернаты. Есть такие дети. Есть дети, которые из приюта опять уходят на улицу. И нужно смотреть правде в глаза, что мы ничего не можем сделать с этими детьми. И тогда задача, которая стоит перед нами, это просто физически сохранить их жизнь и больше ничего.

Следующие возможные формы жизнеустройства. Это - возврат в биологическую семью. Но он должен быть очень обоснованным, потому что, если приют дает показатель 80% возвращаются в биологическую семью, - это плохой показатель. Мы не можем реабилитировать 80% семей. Это неправда.

Следующие формы жизнеустройства. Это – приемная семья (опека, попечительство и усыновление).
Наконец, самостоятельное проживание. Подросток, который прожил в социальной гостинице и адаптирован, должен выходить на самостоятельное проживание с сопровождением. Я могу об этом долго говорить. Это как бы созрело внутри.

О типах я сказала. О центре я сказала. Можно такие центры делать в каждом районе города и территориальном подразделении. Необязательно брать все модули. Количество модулей может быть разным, это зависит от потребностей данного района.

Следующее, что я хотела сказать. Работа с семьей. Основная проблема, которая на сегодняшний день существует, и я это говорю абсолютно четко, это отсутствие хорошо работающей социальной службы в нашей стране. Разрушена социальная защита государственная, а другая, общественная, еще не сформирована.

Большая проблема - разобщенность между структурами. Об этом говорили. Разобщены абсолютно все. И я призываю объединиться и государственные структуры с общественными организациями, и общественные между собой.

Следующее, что хочется сказать, - это состояние здоровья уличных детей. Мы проводили очень много исследований. Исследования были сделаны на базе приютов - не детей, живущих в тусовке или где-то в подвалах, а в приюте. И мы показали, что 2/3 детей уличных имеют серьезную патологию со стороны нервной системы. Это – органические поражения центральной нервной системы. Это – минимальные мозговые дисфункции с нарушением поведения. И прежде чем мы хотим работать с этими детьми как социальные службы и как психологи, мы должны просто их полечить. Я не говорю уже обо всей остальной патологии. Вот кратко то, что я хотела сказать.

Соколов С.М. Скажите, пожалуйста, а вот эти ваши исследования замечательные, они где-нибудь опубликованы? Где их можно найти? Можно будет с вами связаться и получить эти материалы для Клуба Раисы Максимовны? Крайне любопытно то, о чем вы рассказывали.

Суровцева А.П. Это будет напечатано в январе месяце. Это делает Университет, они создали кафедру социальной работы, они собрали специалистов, работающих с уличными детьми по Санкт-Петербургу. Это коллективный труд.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги