Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

В.А.Никонов

Для меня большая честь, большое удовольствие выступить перед столь представительной аудиторией по столь интересной и, как мы выяснили, абсолютно необъятной теме.

Я далек от катастрофизма двух последних ораторов. Я не считаю, что Россия находится в историческом тупике. Кстати, последняя книга Фонда Карнеги, её заключительная глава, которую написал Эндрю Качинс, говорит о том, что у России блестящая перспектива...

Я не считаю, что все демографические прогнозы правильны, потому что Организация Объединенных Наций свои демографические прогнозы пересматривает каждый год, причем они отличаются там на сотни миллионов человек. Я не думаю, что падение численности населения по сравнению с прогнозами, которые были раньше, объясняется какими-то революционными вещами, просто резко упала рождаемость в развитых странах, в категорию которых переходит все большее количество стран и, в первую очередь, Китай.

Но сегодня у нас тема, как я понял, другая – перестройка как опыт преодоления тоталитаризма. Естественно, у меня тут же возник соблазн сравнить наш опыт преодоления тоталитаризма с другими опытами преодоления тоталитаризма. Хотя, сознаю, что любые аналогии хромают и что наиболее выдающиеся и наиболее успешные опыты преодоления тоталитаризма несравнимы с нашей перестройкой. Я имею в виду посттоталитарную трансформацию Германии, Японии, Италии, в которых ситуация была совершенно иной. Там трансформация шла после проигранной войны. Ясно, что к 85-му году «холодную войну» мы не проиграли.

Все те трансформации проходили в условиях оккупации и с оккупационным режимом, а он снимал очень многие вопросы, с которыми сталкивался Михаил Сергеевич Горбачев. Это, прежде всего, скажем, недовольство шахтеров, это проблема политической оппозиции, коммунистов, которые просто были загнаны в те места, откуда они не могли серьезно мешать проведению экономических реформ.

Посттоталитарные реформы в тех странах проводились консолидированной элитой, которая выступала более-менее как единое целое, чего в России не было. Вернее, это было в начале перестройки, затем пошла последовательная деконсолидация элит.

И, конечно же, все другие опыты преодоления тоталитаризма происходили не в России, которую, как известно, «аршином общим не измеришь». Поэтому в качестве аналогии (с чем можно сравнить нашу перестройку?) я позволю себе взять опыт посттоталитарной или поставторитарной трансформации 1917-го года – это и был первый и единственный "дух" перестройки.

Я понимаю всю некорректность сравнения этих опытов, но, во всяком случае, они происходили в одной стране, с одним и тем же народом. Можно, конечно, говорить, что царский режим не был тотаритарным, то также можно говорить и о том, что постбрежневский режим уже не был тоталитарным. Я, например, хорошо помню, как, будучи секретарем комитета комсомола исторического факультета МГУ, в 80-м году участвовал в проведении конкурса дискотек, который был посвящен 110-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина (это вряд ли говорит о режиме как о сильно тоталитарном.

Что было общего и что было отличного в этих двух "перестройках" кроме того, что и тот, и другой опыт привели, в общем-то, к дезинтеграции государства. Прежде всего – это благородство помыслов (в этом, я думаю, сомнений нет ни у кого и никаких). Это – опора на российскую интеллектуальную традицию. В первом случае – на либерально-социалистическую традицию. В случае с Михаилом Сергеевичем – на шестидесятничество.

Правда, выяснилось, что эта интеллектуальная традиция оказалась исключительно непрактичной. Она, скорее, дезориентировала и вооружала аргументами идеалистического толка – типа всеобщей любви, братства, общечеловеческих ценностей, идеальной демократии, о которой, вообще-то, можно прочесть только в книжках для детей о демократии, которые издавались и издаются на Западе, и в тех же книжках для неразвитых государств, которые тоже издаются на Западе. Тогда, в 80-е годы было очевидное невнимание к вопросу легитимизации посттоталитарной или поставторитарной власти. Так Временное правительство, как будто ему была отведена вечность, тянуло с Учредительным собранием.

Михаил Сергеевич Горбачев так и не получил общенародной легитимации, хотя такая возможность была. Это привело и в одном, и в другом случае к ситуации двоевластия, которая, в одном случае закончилась крахом Временного правительства, а в другом - развалом Советского Союза.

Была очевидна недооценка исключительно важного в России национального фактора. Либералы в 1917 г. очень удивились, когда в условиях демократической России вдруг отдельные нации, народы бывшей Российской империи, теперь свободной страны, вдруг начали требовать себе самостийности и независимости (прежде всего финны, затем это начали делать украинцы, причем в то время без всякого Чернобыля).

Наконец, и в 1917 г., и в 80-е годы были очень сильные надежды в отношении Запада, в отношении того, как Запад нам поможет. Кстати, на Западе тоже были исключительные надежды на демократическую трансформацию России и в 17-м году (после февральской революции), и во время перестройки.

Тем не менее, Горбачеву посттоталитарная трансформация удалась гораздо лучше, чем его предшественникам. Она оказалась переходом не от авторитаризма к авторитаризму или не от авторитаризма к тоталитаризму, а все-таки от авторитаризма, скорее, к демократии. Это было гораздо более постепенная и продуманная кампания по посттоталитарной трансформации, в отличие от 17-го года, когда государство рухнуло в одночасье усилиями того же Временного правительства и усилиями тех же самых Советов. Потребовалось гораздо меньше жертв. Жертвы были, и мы все это помним, но они несопоставимы с теми жертвами, которые были принесены тогда. Гораздо меньшими были экономические потери.

В результате мы получили гораздо более либеральный режим, который не только не находится в полной международной изоляции, но, напротив, является активным участником процессов создания глобального мира.
Могут возразить, что тогда все закончилось восстановлением страны, а в 80-е годы - нет. Я думаю, что надо делать поправку на историю. Прежде всего, вначале ХХ века Евразия не созрела еще к тому, чтобы на ее территории создались национальные государства, то есть пошел тот процесс, который развивался в Европе, начиная с XVIII, XIX вв.. Теперь это, безусловно, произошло. Евразия созрела, создались национальные государства.

Я считаю, что одной из величайших заслуг перестройки было то, что возникла не только Россия как национальное государство, но и более двух десятков других национальных государств, которые имеют шанс развиваться на демократической основе. Я думаю, что именно за это мы, в первую очередь, должны быть признательны Михаилу Сергеевичу Горбачеву.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги