Гунчиков Я.З.
Я 7 лет отработал в Москве руководителем одного из районов. Тогда это называлось супрефект. И вот сидя за одним столом с Михаилом Сергеевичем, невозможно чуть-чуть не углубиться в какой-то очень короткий исторический экскурс.
Что было в Москве до 91-го года? До 91-го года в Москве была работающая система управления. Был Мосгорисполком и районные исполкомы. И председатель районного исполкома имел на несколько порядков больше полномочий, больше возможностей и больше свободы реализации этих возможностей, чем ныне действующие главы управ, что назывались супрефектами и т.д.
Все, наверное, помнят, а если забыли, то я напомню, что каждый район имел бюджет, настоящий, формировавшийся на месте. Не Москва собирала все деньги и сметой расходов наделяла районный бюджет, а каждый район Москвы (их было 33) имел бюджет.
И совершенно понятно, почему в 91-м году (кстати, население прекрасно знало своего председателя исполкома, хотя районы были крупные (по 300 тысяч человек) и секретаря райкома, население их знало, обращалось к ним), эту, может быть, не самую совершенную, но работающую систему поменяли? Понятно почему – это политика. Влияние райкомов падало, и Гавриил Харитонович изменил это для того, чтобы дела района не свести до нуля. Только для этого. Речь не шла об улучшении системы управления городом. Это надо понимать. Сделали эти 125 районов и префектур. Система управления была сложная. Я работал с первого дня. Становление этой системы было крайне сложным. В этот момент можно было говорить о потере управляемости в городе. Честь и слава Юрию Михайловичу Лужкову, который в этот момент, взяв управление жестко в свои руки. Надо понимать, что Попов не был управленцем. Один раз ему «табачный бунт» организовали, он сразу испугался – и на этом все закончилось. Он – профессор. Мы его очень уважаем, он делал дело в своей области. А Юрий Михайлович в этот момент в железные руки взял управление городом. И вот этот тяжелый период с 92-93 гг. (со своими еще военными действиями в городе), 94-й и отчасти 95-й – жестко централизовал все управление, систему управления не упустил. Она существовала нормально, у людей было тепло. Что такое система управления в городе? Это – не законы писать. Это, чтобы у людей была горячая вода, отопление, чтобы в магазине можно было купить то, что нужно, чтобы было что кушать и чтобы школы и поликлиники работали. Вот и вся система управления. И это было.
Какой процесс пошел дальше? А нам пока приходится гадать, зачем же такую интересную штуку придумало правительство Москвы. Мне кажется, что все это вызвано следующим. Где-то после 95-96 и дальше года районы в управленческом смысле стали расти. Анатолий Валентинович Петров (очень опытный управленец) лукавит, когда говорит, что нет кадров и приводит советников, что это – директора школ, поликлиник. Во-первых, это тоже управленцы. Мы их видели, кадры прекрасные среди советников есть. Институт управленцев в лице глав районов сформировался. Это – мои бывшие коллеги, но не только поэтому, объективно надо сказать, что из 125 глав районов минимум 80-90 – это сформировавшиеся, умные, серьезные, наиболее квалифицированные кадры на сегодня в управлении городом.
Я думаю, префекты просто испугались. И убедили каким-то образом мэра или окружение Юрия Михайловича, что ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы эти люди, которые более квалифицированные, больше дел делают, чем мы, чем префектуры. А еще, если их каким-то образом еще будут выбирать, как тут говорилось, по очень сложной системе: «по представлению мэра, по рекомендации префекта советники утвердили». Все равно уже утвердили.
Все равно. Михаил Сергеевич понимает – то же самое, собрали съезд народных депутатов по спискам или еще как-то, но это был съезд народных депутатов. Люди уже все смотрели. Так и здесь, то же самое.
Как-то не очень легитимно, но избран, как бы представляет народ. Вы представляете, да? Квалификация у него есть, да еще и народ представляет. Испугались вот этого, а не советников. Я тут должен согласиться. У моих коллег по партии разные точки зрения. Институт советников на сегодняшний день действительно пока слабоват. И что бы тут ни говорили, а население советников не знает, и они им не очень-то интересны. С моей точки зрения, советники не тем занимаются, они должны другим заниматься. Они должны идти, это целая теория, я не хочу занимать ваше мнение, потому что, с моей точки зрения, местное самоуправление должно быть на уровне подъезда, на уровне Думы создавать и дальше расти вверх. И советники должны этим заниматься. Но! Процесс уже, с моей точки зрения, дошел на сегодняшний день до прямых, равных и тайных выборов населением района главы этого района. И вот в этот момент город все это остановил, потому что выборы прямым равным и тайным голосованием глав района – это уже представляет население своего района в полном объеме. Обратная связь есть. Толчком к этому послужило то, что правительство Москвы постоянно очень хороший мониторинг проводит, просто он не публикуется. Нам известно, что показатель узнаваемости глав районов примерно, начиная с 99-го года, очень сильно начал расти. Хорошо. Поэтому они теперь будут назначаемыми. Именно поэтому их не надо выбирать, поэтому их надо назначать теперь. Поверьте, это будет очень легко проверить. С понедельника процесс пошел.
Давайте отделять, как сейчас модно говорить, «мух от котлет». Создается два органа. У органов государственной власти на территории будет много полномочий. Они в этом документе полностью не прописаны. А самоуправления не будет. Оно будет в том плане, о чем говорилось в предыдущих выступлениях. 90% этих квалифицированных управленцев глав районов перейдут на государственную службу по той или иной причине. Может быть, они сами недопонимают, может быть, они недостаточные борцы, чтобы, как Краснов, принять Устав по его муниципальному формированию и там в судах бороться. Не у всех достаточная юридическая квалификация, кто-то боится – разные причины. 90% будут переходить на государственную службу. И вот мы посмотрим через 3 месяца, это очень легко увидеть.
Далеко не все главы района будут назначены этими руководителями государственных образований. И более того, наиболее толковых не назначат. И в этом можно быть совершенно уверенными. Это будет легко проверить. Пофамильно я не буду называть. Будущее покажет.