Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Молохов А.В.

Я надеюсь, сегодня мы получим некоторые ответы на мучающие нас вопросы. Дело в том, что, если посмотреть правде в глаза, настоящего подлинного местного самоуправления в Москве не было и нет. На мой взгляд, корень зла здесь именно в идеологии. Да. Есть общая расхожая фраза: люди, живущие на своей земле, должны быть ее хозяевами. К сожалению, у московской администрации не так много сторонников этой точки зрения. Я практик и знаю, как выглядит районный эшелон власти. Я советник районного собрания «Ново-Косино» и знаю ситуацию, которая существует, по крайней мере, на уровне нашего Юго-восточного административного округа столицы.
К сожалению, в районных собраниях преобладала, теперь об этом можно говорить в прошедшем времени, потому что как мы будем жить с 1 января 2003 года, непонятно. Что будут делать районные собрания с 1 января вплоть до декабря следующего года, когда состоятся выборы в муниципальные собрания, трудно сказать.
Может быть, Анатолий Валентинович нам сегодня расскажет, что нам, советникам, делать реально, какие теперь у нас остались полномочия. Их и так было немного. Полномочия были куцие, их было недостаточно. К сожалению, на практике они сводились в основном к утверждению задним числом того, что предлагала префектура. Да и сами советники воспринимались администрацией района (опять-таки говорю в историческом контексте, потому что новый Закон об основах местного самоуправления уже принят, значит, можно говорить в прошедшем времени об этом этапе в истории, этапе существования районных собраний) исключительно как общественники, предназначение которых что-то подсказывать. То есть это был чисто совещательный орган, нужный в основном для того, чтобы создать некую прокладку, буфер между чиновником и населением.
И, тем не менее, я считаю, что районные собрания сыграли, безусловно, свою положительную роль, историческую роль, роль инкубатора и роль своеобразной кузницы кадров. Потому что все-таки, несмотря ни на что, я встречал довольно много в районных собраниях людей, которые искренне болеют за судьбу района. В Москве таких людей много.
Дмитрий Иванович Катаев говорил сегодня, что Устав столицы долгое время противоречил Российской Конституции, и только в прошлом году ситуация тут изменилась в лучшую сторону. В марте 2001 года была принята концепция дальнейшего развития местного самоуправления в городе Москве. Она предполагала децентрализацию местного управления, перенос центра тяжести в принятии большинства градостроительных решений местного значения на районный уровень, самостоятельный районный бюджет, управление муниципальной собственностью, выборность глав управ, расширение полномочий советников и с одновременным усилением их ответственности.
К сожалению, эта кампания по приведению в соответствие Московского законодательства федеральному быстро закончилась. На мой взгляд, реализация этой концепции была поручена тем, кто меньше всего желал его реального осуществления на практике.
Сегодня есть много рассуждений о том, что есть своя особая столичная специфика, есть необходимость сохранения единства городского хозяйства, есть проблемы эгоизма местных жителей, и вообще советники районных собраний в большинстве своем достаточно никчемные. Здесь надо смотреть, кто это говорит. Всегда важно не что произносится, а кто об этом радеет. Позволю себе такое условное сравнение. Когда Геннадий Андреевич Зюганов рассуждает о преимуществах рыночной экономики, я ему не верю. Или Егор Тимурович Гайдар, который обосновывает необходимость социальной защищенности граждан в период реформ. Я тоже в это слабо верю.
То, что происходит сейчас, когда районные управы, только-только получившие статус органов местного самоуправления, превращаются в управы районов, территориальные органы государственной власти, советники фактически, называя вещи своими именами, разгоняются. Будут созданы в недалекой перспективе внутрирайонные муниципальные образования, и в ведении их действительно останутся только второстепенные вопросы – охрана памятников, участие в организации городских праздников. Кстати говоря, регистрация собак в расчете бюджетного финансирования данного мероприятия, по неофициальным данным, в размере трех копеек на одного жителя в год. Все остальное будет решать мэрия совместно с префектурами и назначаемыми главами управ.
Таким образом, вместо того, чтобы лелеять с трудом пробивающиеся в московском асфальте ростки гражданского общества, мэрия под флагом борьбы с сепаратизмом проводит фактически контрреформу, по принципу -шаг вперед, два шага назад. Особое возмущение вызывает подковерный способ ее подготовки. Мы с вами сейчас обсуждаем уже свершившийся факт. Дело сделано, закон принят. И здесь уже прозвучало, что с понедельника начнется его реализация.
Что делать в сложившихся условиях? Вот важный вопрос. Его еще никто сегодня не затрагивал. Нам, советникам, все равно надо работать в сложившихся условиях, сбрасывать с себя шкуру районных советников, превращаться в муниципальных депутатов, принимать, как бы ни тяжело было, Устав муниципального образования, исповедывать, как в свое время либеральные народники исповедывали теорию малых дел, пытаться сделать хоть что-то.
Информационную блокаду нам прорвать очень сложно. Я надеюсь, что та дискуссия, которая идет сегодня, как-то прозвучит в средствах массовой информации. Возможно, предстоят и изнурительные судебные тяжбы. Далеко не так прост вопрос с правовой оценкой того, что предпринято московскими властями. Я говорю об этом как юрист, как адвокат. Я бы не стал говорить о том, что документ, который принят, непрофессиональный. Нет. Он подготовлен очень грамотно. Ведь никто не говорит о том, что местное самоуправление юридически ликвидируется в Москве. Нет. Оно ликвидируется фактически, не более того. А юридически это остается в силе.
Царь пока безмолвствует, народ - и подавно. Остается одно – я считаю, что советники должны объединить свои усилия. И только выступив единым фронтом, забыв на какое-то время о политических разногласиях, можно на что-то рассчитывать. За последнее время было несколько мероприятий на уровне Москвы. Они проводились самыми разными политическими силами. Было очень приятно, что в них участвовали те, кто в принципе несовместим, от коммунистов до СПС – самые разные силы. Этих людей объединила идея чистого местного самоуправления.
Я считаю, что, только выступив единым фронтом, забыв на время о политических разногласиях, можно на что-то рассчитывать. Такое объединение советников можно осуществлять в самых разных формах, может быть, под эгидой нашей организации, может быть, под эгидой какой-то другой организации. Это не столь важно. Идея создания подобной организации витает в воздухе уже давным-давно. Но, к сожалению, в силу разных причин это не состоялось. Было несколько попыток.
Решение принималось городской администрацией. То, что было в марте прошлого года, принято. Анатолий Валентинович, я читал ваши статьи. Вы достаточно убедительно аргументировали полезность той концепции. Что изменилось за полтора года?
Я считаю, постепенность и осторожность – это два краеугольных камня в реформе местного самоуправления. Никто этого не отрицает.
Я тоже думаю, что здравый смысл в конечно счете все-таки восторжествует. Рано или поздно местное самоуправление в Москве появится.
Горбачев М.С. Мне кажется, что вы хотите сказать, что шли в правильном направлении. И вдруг начали отступать назад.
Молохов А.В. Да. Причем не было обсуждения. Реформа свалилась, как снег на голову. И действительно это так. Серьезного обсуждения реформы, которая затрагивает самих советников, среди советников не было. Это факт. Но, тем не менее, я считаю, что мы все равно придем к местному самоуправлению. Потому что ресурс голого администрирования в столице практически исчерпан. Особенно наглядно это видно на примере реформы ЖКХ. Ничего здесь не сделать без полноценного эффективного местного самоуправления. Поэтому приход местного самоуправления в Москву неизбежен. У меня все.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги