Бондарь В.Н.
Уважаемые коллеги, хочу напомнить вам фильм Чарли Чаплина, который назывался «Огни большого города». Вспомните эту маленькую фигурку на фоне небоскребов. Маленький человек чужой в большом городе, который борется с этим городом, который пытается выжить вопреки этому городу. К сожалению, так получается, что люди на московских улицах часто похожи на Чарли Чаплина, причем не только приезжие. Совершенно очевидно, что власть оторвана от людей, что власть далека от людей. У москвичей (я разговаривал со многими) нет чувства защищенности, заботы, нет соседской общины. Люди не ждут от власти ничего хорошего. Люди не считают эту власть своей властью. Это, конечно, проблема не только Москвы, не только Санкт-Петербурга.
Горбачев М.С. 70% проголосовало за мэра, Думу выбирали …
Бондарь В.Н. Я свои впечатления высказываю. Вчера общался с участковым милиционером в центре Москвы и выяснил, как они тут живут. Там есть такая община – совет общественности при участковом милиционере. Своего участкового милиционера там несколько человек знают, слава Богу. Насчет районной управы знают уже меньше, а про мэрию не знают ничего. Есть проблема, мне кажется. Можно поспорить.
Тем не менее, совершенно очевидно, что это проблема не только Москвы, это проблема больших городов вообще. Есть Екатеринбург, Нижний Новгород и др. Тоже немаленькие города. Там тоже есть особенности местного самоуправления. Известны пути решения этой проблемы – приблизить власть к народу. Кроме представительных органов местного самоуправления, существуют другие органы местного самоуправления, упомянутые в Законе об общих принципах. Существуют различные механизмы включения обратной связи, о чем говорил Дмитрий Иванович, территориальное общественное самоуправление. Есть возможность создавать муниципалитеты внутри городов, так называемое двухуровневое местное самоуправление с разделением полномочий. Есть процедуры отделения пригородов от больших городов. Все эти вопросы решаются субъектом федерации, то есть по закону, который сегодня у нас существует. Особенности местного самоуправления в больших городах могут решать и решают субъекты федерации. И тут мы переходим к особенностям местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге, потому что в Москве и Санкт-Петербурге субъект федерации и есть муниципалитет в их понятии. Есть конфликт интересов. Московская городская дума совершенно не заинтересована вводить разделение полномочий, передавать какие-то полномочия вниз, а, наоборот, заинтересована в обратном.
Для примера, возьму Закон об общих принципах и прочитаю вам некоторые полномочия субъектов федерации. Есть такое полномочие: «Обеспечение соответствия законов субъектов Российской Федерации, местного самоуправления Конституции и законам Российской Федерации». Есть такое полномочие: «Регулирование отношений между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами». Очень весело этот пункт читать, потому что в Москве местных бюджетов нет как таковых. На сметах они живут. Есть такое полномочие: «Наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации». То есть передача полномочий государственной власти на уровень местного самоуправления. К сожалению, наблюдается пока только обратный процесс – изъятие полномочий муниципалитетов на уровень, обратный субъекту федерации. Вот такие, к сожалению, печальные вещи происходят в Москве и Санкт-Петербурге.
Еще раз хочу зафиксировать, что существует конфликт интересов. Именно в этом и есть главная особенность местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге. Очень интересно посмотреть, каковы аргументы московских властей, почему они считают, что все должно быть так, как они делают сегодня.
Аргумент первый – это кадры. Полное отсутствие квалифицированных кадров в Москве. Вот цитата из статьи в Российской газете, в которой Анатолий Петров пишет о том, что выбирать некого. Должны выбирать главу из состава советников. «А кого избирать-то там? Нынешние советники – это учителя, врачи, руководители предприятий, которых избрали, чтобы что-то подсказывать администрации. Может быть, кто-то из них и не прочь встать во главе управы, но нет для этого ни знаний, ни опыта». Вот такая оценка.
Второй аргумент, на который даже ссылаются в федеральном законе, - это единство городского хозяйства. Появился такой термин «единство городского хозяйства». Против этого аргумента есть два серьезных возражения. Первое. Это вообще не факт, что должно быть все муниципальным. То есть, говорят, что ТЭЦ станет муниципальной. А рядом есть другой район, кто будет его отапливать? На мой взгляд, ТЭЦ может быть вообще частной, и все это регулируется договорами. Все легко и просто.
Второе. На самом деле это миф, что в Москве единое городское хозяйство. Например, в Москве есть четыре района, которые находятся вообще в отдельном поселении под названием «Зеленоград». Едете по дороге, вот Зеленоград. Потом едете дальше – опять Московская область. Дальше – опять Москва. И о единстве городского хозяйства Зеленограда и Москвы, мне кажется, можно говорить с большим натягом. Кто бывал в Митино, знает наверняка, что Митино – это не Москва. Можно назвать много других районов города Москвы, где самостоятельное теплоснабжение, собственная ТЭЦ и даже собственный водозабор.
Москва – это не город. Москва – это мегаполис. Что предлагают сделать московские власти? Они предлагают окончательно ликвидировать даже зачатки местного самоуправления. Многим не нравится, что местное самоуправление действительно набирает какие-то обороты. Решили его ликвидировать окончательно. Причем сказали, что будет управа. Позволю себе еще одну цитату из газеты: «Управа станет третьим звеном вертикали городской государственной власти после правительства города и префектуры». «Городская государственная власть» звучит хорошо. Да? И дальше. «Но это не будет иметь ничего общего с нынешним никем не управляемым местным самоуправлением». Интересная фраза, из которой видно, что очень хочется управлять.
Местное самоуправление потому и называется самоуправлением, что люди сами управляют. Но есть вышестоящие начальники, которым слово «само» очень не нравится, а хочется управлять. К сожалению, проект, представленный администрацией президента, так называемый проект Козака новой редакции Закона об общих принципах местного самоуправления не решает проблемы городов федерального значения и, мало того, легализует навсегда ту ситуацию, которая сложилась сегодня, окончательно отдает на откуп субъекту федерации - Москве и Санкт-Петербургу, а точнее Лужкову и Яковлеву, - регулирование местного самоуправления в этих городах.
Что можно сделать? Вот наши предложения. Принять отдельный федеральный закон об особенностях местного самоуправления в городах федерального значения, что сегодня подразумевается Законом об общих принципах местного самоуправления, который у нас сегодня действует. Там есть такая фраза, что особенности в этих городах регулируются федеральным законодательством.
В этом законе надо написать, во-первых, что законодательные собрания Москвы и Санкт-Петербурга исполняют государственные полномочия, что Москва и Санкт-Петербург – это субъекты федерации, а не муниципалитеты. Дать право самостоятельным поселениям иметь все полномочия муниципалитетов, как и положено по нынешнему Закону об общих принципах. Те части Москвы и Санкт-Петербурга, которые не являются самостоятельными поселениями, где-то сливаются вместе. В этих действительно больших поселениях полномочия поделить по федеральному закону. Наши предложения – выделить часть полномочий уровню субъекта федерации. По Москве это наверняка дороги, кладбища. Сегодня они Законом об общих принципах отнесены к муниципалитетам. И понятно, что в Москве это нереально. Регулирование водных транспортных путей. Понятно, что Москва-река течет через всю Москву, и одному району это отдать невозможно.
Мы согласны с тем, что можно на федеральном уровне четко поделить (не отдавать Москве право делить, что будет там, что будет здесь) муниципальные полномочия и дать сферу совместных предметов ведения, где полномочия по этим предметам ведения должны делиться уже законами субъектов федерации Москвы и Санкт-Петербурга.
Вот такое наше предложение сформулировано в виде конкретного текста и, видимо, часть депутатов Государственной Думы в ближайшее время будет вносить. Сегодня у нас идет согласование, кто конкретно готов подписаться под этим законом. Инициировано это тремя отделениями партий в Москве – «СПС», «Яблоко» и КПРФ.