Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Ю.А.Борко

Я намерен посвятить свое выступление значению концепций Нового политического мышления и Общего европейского дома для внешней политики посткоммунистической России. Но в связи с возникшей дискуссией по общим проблемам развития нашей страны за последние полтора десятилетия мне хотелось бы высказать некоторые свои соображения на этот счет.

В ходе бесчисленных и нескончаемых дискуссий вновь и вновь возникает один и тот же вопрос: а могло ли быть лучше? Я отношусь с большим скепсисом к любым попыткам нарисовать задним числом благостный сценарий развития нашей страны, будь то с середины 80-х или с начала 90-х годов. Во-первых, это невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть практикой. История состоялась, она не знает сослагательного наклонения. Во-вторых, чем логичнее выстроены благие сценарии, тем больше они похожи на воздушные замки; реальная история, как правило, развивается нелогично.

Вот уже с десяток лет я задаю себе иной вопрос: а не могло ли быть хуже, чем было? И прихожу к выводу, что могло, и не единожды. И в августе 91-го года крушение политического режима могло произойти по бухарестскому сценарию, когда там три дня были бои. Представьте себе, сколько крови пролилось бы в Советском Союзе. И в декабре 91-го распад СССР мог пройти по югославскому сценарию. И в октябре 93-го противостояние могло вылиться в гораздо более масштабное кровопролитие. И в 96-м была реальная опасность победы КПРФ на президентских выборах. И дефолт в августе 98-го года не вверг страну ни в экономический крах, ни в социальную смуту. А ведь мы так и не проанализировали, почему и каким образом Россия каждый раз избегала наихудшего сценария. Но это факт, и он дает мне основание смотреть на наше будущее с осторожным оптимизмом.

В общем, эта тема заслуживает специального обсуждения на «Горбачевских чтениях». Здесь же я выскажу лишь одно соображение: хотя с точки зрения своих внутренних целей перестройка потерпела поражение, именно ей мы обязаны тем, что дальнейшие события в стране происходили не по самому жесткому варианту. Разумеется, это утверждение исходит из предположения, что после отказа в 60-е годы от курса на реформы и последующего 20-летнего периода застоя крушение системы так называемого развитого социализма было неизбежным. Я полагаю, что эта систему уже невозможно было перестроить, т.е. реформировать. Реальное историческое значение периода перестройки состоит в том, что он принес России свободу убеждений, свободу слова, ростки демократии и гражданского общества. К сожалению, этот период был слишком коротким. Демократическое движение не сумело консолидироваться; оно оказалось слишком слабым, чтобы взять в свои руки руководство страной и направить ее по пути последовательных реформ, как это было в странах Центральной и Восточной Европы. Но демократам хватило сил, для того чтобы смягчить крушение старой системы и распад СССР.

Теперь я хотел бы вернуться к проблемам, которым был посвящен доклад Анатолия Сергеевича Черняева, а конкретно – к содержанию и роли концепций нового политического мышления и общего европейского дома. С конца 1991 г. они были преданы забвенью. Но ведь, по сути, они являются концептуальной основой внешней политики России с момента обретения ею независимости и по сей день.

Как известно, мы не любим ссылаться на предшественников, воздавать должное тем, кто сказал что-то новое до нас. В этом плане характерен эпизод, о котором я хочу рассказать. В начале 90-х годов меня несколько раз приглашали в Кремль для консультаций при подготовке визитов Бориса Николаевича Ельцина на Запад. Одна из таких встреч с его помощниками состоялась накануне визита президента в Великобританию. В частности, меня спросили, какие специфические черты британской политической культуры следовало бы учесть, чтобы создать более доверительную обстановку. Я ответил, что в Британии уважают традиции и преемственность. Поэтому, несмотря на всю остроту отношений между первым президентом России и единственным президентом Советского Союза, было бы уместно сказать о том, что концепции нового политического мышления и общего европейского дома способствовали окончанию «холодной войны» и восприняты внешней политикой новой России. Едва начав, я увидел, как каменеют лица моих собеседников, хотя мы очень вежливо распрощались.

Горбачев М.С.: И больше они тебя не приглашали.

Борко Ю.А.: Именно так. Хотя с некоторыми из них я потом встречался, и мы сохранили нормальные личные отношения.

А теперь – по существу. Оценивая роль концепций, выдвинутых Михаилом Сергеевичем Горбачевым, на мой взгляд, следует различать два аспекта: с одной стороны, их основные принципы и цели и то, в какой мере они нашли отражение во внешней политики нашего государства, а с другой – практические результаты этой политики. Наши доморощенные критики названных концепций, как правило, смешивают одно с другим, утверждая, что поскольку цели, сформулированные их автором, не были достигнуты, причины неудач кроются в самих концепциях. Та- кой ход рассуждений ошибочен с точки зрения логики и не игнорирует реальные обстоятельства.

Итак, попробуем «отделить котлеты от мух». Начну с того, что ни один из двух российских президентов не подверг сомнению важнейший исходный тезис автора концепции нового политического мышления – о возросшей глобальной взаимозависимости государств и народов в современную эпоху. Может быть, это сделал кто-то из российских премьеров или министров иностранных дел? Что-то не припомню. А кто из руководителей российского государства и его внешней политики отверг другие важнейшие положения этих концепций – о том, что в основу международных отношений должны быть положены базовые ценности цивилизованного мира, что Россия должна установить отношения сотрудничества с развитыми государствами Запада и что одна из ее важнейших целей состоит в создании новой системы безопасности и сотрудничества в Европе?

Конечно, в трактовку этих положений вносились коррективы. Так, первого российского министра иностранных дел Андрея Козырева осуждали за то, что он, как говорится, пустился с места в карьер к союзу с «семьей цивилизованных народов», т.е. с Западом. И хотя его преемник Евгений Максимович Примаков картинно развернулся над Атлантикой, так и не долетев до Вашингтона, но, по сути, он лишь скорректировал внешнеполитический курс России, сбалансировав его западное и восточное направления и заменив идею союза с Западом более реалистичной задачей установления с ним отношений равноправного партнерства. Не видно никаких новшеств в базовых установках нашей дипломатии и при следующем министре – Игоре Иванове.
Я не буду комментировать внешнеполитическую доктрину и практическую дипломатию нынешнего президента – Владимира Путина. Выскажу лишь одно соображение: при всем ярко выраженном прагматизме его внешнеполитических инициатив, доктринально наш президент, как мне кажется, предельно близок к основным положениям и принципам концепций нового политического мышления и общего европейского дома.
Как уже было сказано мною выше, успехи или неудачи внешней политики не могут быть единственным или даже определяющим мерилом обоснованности и ценности доктрин, на которых она базируется. Более важными факторами, на мой взгляд, являются, во-первых, реальное состояние государства и, во-вторых, расклад сил на международной арене. Эти факторы определяют границы возможностей внешней политики, в том числе возможностей реализации принципов и целей обсуждаемых нами концепций. С течением времени эти границы менялись.

Давайте вспомним период перестройки. Выдвинутые в ту пору концепции нового политического мышления и общего европейского дома, несомненно, способствовали завершению «холодной войны» и, тем самым, открыли путь к новым отношениям сотрудничества недавних врагов. В этом заключается непреходящее историческое значение упомянутых концепций. Но поскольку перестройка забуксовала, и страна все глубже погружалась в системный кризис, установить новые отношения с Западом не удалось. Это ясно показала первая встреча советского президента с лидерами стран «Семерки», состоявшаяся в июле 1991 г. Они заняли беспроигрышную позицию выжидания: поживем – увидим. Автор перестройки и та часть советского общества, которая шла за ним, не получили той помощи, в которой они так остро нуждались. За июльской неудачей в Лондоне последовал августовский путч «гекачепистов».

Медведев В.А.: Мы денег не просили у Лондона. Горбачев денег у Лондона не просил.

Борко Ю.А.: Я понимаю. Но в западных СМИ был большой шум по поводу 100 миллиардов, якобы испрашиваемых Горбачевым, и нового издания «плана Маршалла», предназначенного для Советского Союза.

Горбачев М.С.: Но они раскололись. Миттеран, Андреотти и частично Коль понимали, что нужно реальный этап выхода из кризиса поддержать.

Борко Ю.А.: Михаил Сергеевич, должно быть взаимное доверие, а оно года- ми и десятилетиями наращивается. Сколь часто не декларировалось бы сегодня стратегическое партнерство, степень недоверия Запада к нам велика и по сей день. А в первые годы посткоммунистической России она была многократно выше.

На Западе наше внутреннее положение оценивают по жестким критериям. В первой половине 90-х годов продолжался спад производства, а социальная и политическая обстановка то и дело приближалась к опасной черте, за которой мог последовать взрыв. Затем короткий период стабилизации был прерван дефолтом, возобновлением военных операций в Чечне и деградацией президентской власти. Можно ли было в этой обстановке в полной мере реализовать новые принципы российской внешней политики, во многом заимствованные из Вашего, Михаил Сергеевич, теоретического арсенала? И все же наша дипломатия добилась ряда успехов: вступление в Совет Европы, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, присоединение России к «Большой семерке», совместные миротворческие акции и т.д. Но это отдельные «прорывы».

Фронтальные дипломатические успехи будут всецело зависеть от успехов внутренних. Худо-бедно, но теперь мы вступили в стадию экономического роста и социально-политической стабилизации. Очень хочется сказать – устойчивого роста, но подождем год – другой. Соответственно, начинает повышаться рейтинг доверия к стране и ее руководителям. Эту тенденцию также предстоит закрепить.

В заключение – несколько соображений о перспективах реализации идеи общего европейского дома. Что происходит в наших отношениях с ЕС? У нас с ними декларировано стратегическое партнерство. Прочтите документы наших саммитов, включая последний, состоявшийся 29 мая нынешнего года в Москве. Мы просто лобызаемся. А если поговорить в неформальной обстановке с нашими весьма ответственными лицами, участвующими в переговорах с Евросоюзом по конкретным вопросам экономического и политического сотрудничества, то они многое расскажут вам о жесткости и несговорчивости нашего стратегического партнера, о дефиците взаимопонимания и доверия. Такова реальность наших отношений, пока еще далеких от подлинного партнерства. Сегодня я назвал бы его асимметричным и трудным партнерством.

Но Россия и ЕС связаны обоюдной зависимостью и, скажем осторожно, большим сходством долгосрочных интересов. После трагедии 11 августа 2001 г. нас объединила и необходимость бескомпромиссной борьбы с безжалостным врагом – международным терроризмом. Стимулы к строительству объединенной мирной Европы, т.е. общего европейского дома, усилились. Нам надо учиться совмещать последовательный курс на достижение этой цели с твердой защитой наших повседневных практических интересов и с точным выбором устраивающих нас форм участия России в европейской интеграции.

Сейчас начался разговор о вступлении России во все евро-атлантические структуры. Тут есть о чем подумать. Правда, я не очень согласен с Вами, Михаил Сергеевич, насчет ассоциации.

Горбачев М.С.: С Европейским Союзом?

Борко Ю.А.: Да, с ЕС. Я думаю, что это сейчас рано говорить об этом. Они не пойдут на ее создание, да и мы не готовы к ней. А лет через 10-15, возможно, эта перспектива станет предметом обсуждения. А может, сначала надо подумать об ассоциации с НАТО? А как в этом контексте мыслятся наши будущие отношения с европейскими государствами, входящими в СНГ?

Есть огромное поле для размышлений и дискуссий, и я убежден в том, что начавшиеся «Горбачевские чтения» внесут в них большой творческий вклад. И это, помимо всего прочего, будет вкладом в новое политическое мышление.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги