Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Молодежные субкультуры – степень востребованности

Обилие молодежных субкультур является естественным проявлением плюрализма современного общества. Потребность молодежи в самовыражении столь высока, что субкультурные сообщества появляются и развиваются вопреки всем запретам и гонениям, уходя, если нужно в underground, но не сдаваясь. Известно, что даже в годы сталинского периода в СССР существовали зачатки субкультур – например дворовая культура послевоенных лет. Первые ростки особой идеологически наполненной молодежной субкультуры появились в России еще в конце пятидесятых годов, а уже в семидесятые годы субкультуры (музыкальная, артистическая, спортивная и т.п.) являлись неотъемлемой частью социальной жизни крупных городов. Интересно, что такие наиболее нашумевшие молодежные субкультурные движения, как хиппи или панки действовали в разных странах, в том числе и в СССР, практически одновременно, свидетельствуя об общечеловеческом посыле их идей.

Пик интереса к молодежным субкультурам в России пришелся на конец восьмидесятых годов, когда на волне перестройки и гласности они стали настоящим «хитом» mass-media, буквально не сходя с экранов телевидения. Уже в девяностые страсти поутихли и субкультуры развиваются своим чередом, практически не будоража сознания людей в них не вовлеченных. Сейчас уже мало кто, кроме специалистов, интересуется хиппи, панками или байкерами (исключения составляют лишь молодежные течения экстремистского толка - «скинхэды», спортивные фанаты - особенно активизировавшиеся в последние два года).
Не удивительно поэтому, что половину опрошенных молодых людей субкультурные течения не интересуют – 45% ответили, что им безразличны любые молодежные течения, а 7.5% указали, что вообще ничего не знают о таковых. Наибольшую индифферентность по отношению к молодежным субкультурам проявили молодые жители Башкортостана (48% безразличных плюс 10% несведущих).
Немалая доля молодых людей выразила негативное отношение к молодежным субкультурам, посчитав их вредными для общества (17%). Чаще всего осуждение высказывают молодые владимирцы.

Обратим внимание на то, что среди представителей старшего поколения негативное отношение к молодежным субкультурам преобладает над позитивным: Вредными, разлагающими молодежь субкультурные молодежные объединения считают 39% респондентов старше 40 лет. Не видят в них ничего плохого 14% взрослых и лишь 4% находят субкультурные объединения полезными для молодежи, позволяющими ей самовыражаться.
Безразличное отношение выразили 25%, а ничего не знают о молодежных течения 15% представителей старшего поколения.

Возвращаясь к молодежи, отметим, что симпатию к тем или иным субкультурным движениям выразили около трети респондентов (30%).
Молодым мужчинам субкультуры явно интереснее, чем девушкам (39% против 24%), которые заметно чаще проявляют безразличие (52% против 38%).
.Естественно, самые молодые чаще отмечают близость их взглядам тех или иных субкультурных течений. С возрастом интерес снижается и нарастает безразличие.

Каждая из включенных в анкету молодежных субкультур близка в среднем 2 – 3% молодых людей. Более или менее существенную долю сторонников собрали лишь спортивные фанаты (11%). Это вряд ли удивительно. поскольку фанатские объединения с одной стороны, наименее идеологизированы, а с другой стороны, предполагают конкретный объект поклонения. В результате процесс группирования наиболее облегчен. Не удивительно, что чаще всего популярность фанатов проявляется в Уфе, где есть хоккейная команда, выступающая на самом высоком уровне – без этого спортивный фанатизм не имеет под собой никакой основы.
Однако, наличие конкретного объекта поклонения подразумевает неприятие всего, что противостоит ему. Отсюда известные агрессивность и деструктивность спортивных фанатов, учитывая которые, интерес молодежи к подобным объединениям не может не тревожить. Ведь имеется уже немало примеров того, как негативный эмоциональный заряд фанатов направлялся умелой рукой на объекты совершенно далекие от спорта.

Очень интересно, что в то время, как сторонники многих молодежных течений симпатизируют друг другу, спортивные фанаты являются совершенно обособленной группой. Ни они не симпатизируют другим течениям, ни представители других субкультур не симпатизируют им. В то время как разные музыкальные, танцевальные и идеологические течения тянутся к близким себе, спортивные фанаты, чье объединения не имеет ни идейной, ни культурной составляющей, просто не находят основы для сближения с другими субкультурами.

Чрезвычайная экстремистская активность скинхедов, пришедшаяся как раз на время написания настоящей работы, заставляет более подробно остановиться на анализе их сторонников, хотя таких и набралось лишь 3%. Особо подчеркнем, что речь идет не о самих скинхедах, а лишь о молодых людях отметивших это течение как близкое себе. Их отличительные особенности говорят сами за себя:

Сторонники скинхедов


* чаще других называют себя патриотами (76% против 59% в среднем по выборке);
* проявляют наиболее выраженный национализм, чаще других выступая за брак только с представителями своей национальности (27% против 6% в среднем по выборке);
* наиболее нетерпимо и неприязненно относятся к представителям сексуальных меньшинств (37% против 32% в среднем по выборке);
* реже других верят в возможность отстаивать свои интересы (38% против 30% в среднем по выборке);
* наиболее радикальны – взяться за оружие считают целесообразным 38% ! скинхедов против 10% в среднем по выборке;
* среди других течений выделяют в качестве близких себе наиболее агрессивные и деструктивные - панков и металлистов.


Не может не тревожить и то, что среди симпатизирующих скинхедам в равной степени встречаются представители всех возрастных групп и социальных слоев.

Таким образом, хотя в целом около трети молодых людей проявляет интерес к субкультурам и находит среди них близкие себе, каждое отдельное течение привлекает лишь малую долю молодежи, оставляя большинство равнодушным.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги