Введение
В течение последних десяти лет в России возник и укоренился ряд институтов демократии - парламент, свободные СМИ, органы местного самоуправления и т.п. Однако по-прежнему остается открытым вопрос о формировании гражданского общества.
Прошедший в конце 2001 г. в Москве Гражданский форум показал, что, несмотря на обилие общественных объединений и движений разного толка, уровень самоорганизации россиян все еще остается низким. По-прежнему решающее значение в формировании гражданского общества имеет инициатива «сверху», а не потребность отдельных слоев общества в самостоятельной артикуляции и защите своих интересов.
Понимание властью значения, которое имеет для будущего России формирование гражданского общества, отрадно. Движение к гражданскому обществу само по себе развивает инициативность индивидов, повышает уровень их свободы, самостоятельности и независимости, формирует новые демократические институты, ослабляет антагонизмы, гуманизирует различные аспекты общественной жизни. Однако специфика гражданского общества такова, что оно не может полноценно функционировать вне определенной системы ценностей, выработанных и принятых самим социумом, а не «спущенных сверху»
Важность проблемы побудила нас посвятить настоящее исследование анализу глубины представлений российской молодежи о гражданском обществе и соответствующей ему системе ценностной.
Отметим, что ни в массовом сознании, ни в научных, ни в политических кругах пока еще нет очевидного единодушия в представлениях о том, каким должно быть российское гражданское общество. Поэтому следует оговориться, что при формировании методологической базы настоящего исследования мы исходили из следующих теоретических предпосылок.
Гражданское общество мы понимаем как общество с самоуправляемыми структурами, представляющее собой сумму отношений между лицами, группами, институтам и организациями, не опосредованных государственной властью. В гражданском обществе в отношения между собой вступают свободные и независимые граждане, чьи естественные права защищены законом, а исходной основой всех прав и свобод, таких как неприкосновенность личности, свобода слова, собраний и т.п. – является право суверенного индивида объединяться с другими суверенными индивидами для защиты своих интересов.
Созданные этикой гражданского общества нормы, ценности и установки обеспечивают внегосударственное регулирование взаимоотношений между людьми. Между тем, как бы ни было развито само общество, оно нуждается в упорядочивающем воздействии государства, со своей стороны обеспечивающего легальную защиту прав и свобод.
Ценность свободы является, безусловно, ядром ценностной системы современного гражданского общества. Свобода выдвигается в качестве фундамента, на котором строятся нравственные требования к функционированию политической системы. Из представлений о свободе как о внутренней потребности каждого человека и как итоге его самостоятельных нравственных исканий вытекают вполне определенные этические требования к политическим институтам государства – их главная функция заключается в защите свободы личности.
Отсюда возникают требование самоограничения власти, понимание необходимости защиты личности от посягательств со стороны государства и его политических институтов, провозглашение свободы и автономии личности, признание такой сбалансированности индивидуализма и коллективизма, при которой либеральная установка на приоритет личных интересов органично уравновешивается установкой консервативной, обеспечивающей преемственность традиций и оберегающей устойчивость общественной системы.
Присущий гражданскому обществу плюрализм чреват возникновением достаточно острых социальных, экономических, нравственных, религиозных, национальных противоречий, которые неминуемо выливаются в конфликты. Поэтому ценность свободы дополняется ценностью толерантности, провозглашающей терпимое отношение к проявлениям всего нового, непонятного, не вписывающегося в традиционную систему оценок. Потребность сохранить гражданский мир предполагает некоторое ограничение индивидуальной свободы, вследствие чего определенные крайности либеральной идеологии сглаживаются за счет введения в аксиологическую систему гражданского общества, с одной стороны, ценностей консерватизма (обеспечение преемственности традиций, выработка некоторой суммы ценностей, передаваемых от поколения к поколению, принципов, разделяемых всеми слоями общества и объединяющими их), а с другой стороны – демократических ценностей (равенство, социальная справедливость, солидаризм).
Главная проблема заключается в том, в какой мере возможно укоренение подобного симбиоза ценностей на российской общественной сцене. Исходя из этого, в настоящем исследовании решались следующие задачи:
· определение представлений молодых россиян о том, что такое гражданское общество;
· анализ представлений молодежи о степени развития гражданского общества в современной России;
· выявление оценки молодежью наиболее эффективных путей формирования гражданского общества в России;
· определение отношения молодежи к различным аспектам свободы как основополагающей ценности гражданского общества;
· анализ факторов, влияющих на политический выбор молодежи - социальное самочувствие, оценка последствий реформ, изменений в положении молодежи;
· определение предпочтений в выборе путей развития России;
· анализ представлений о том, что значит быть патриотом России;
· анализ потребности молодых людей в самоорганизации;
· выявление приоритетов в выборе основных направлений деятельности молодежных организаций;
· определение уровня востребованности различных молодежных организаций.